Реализуя антикоррупционную политику
А. Садыкова,
судья Шахтинского городского
суда Карагандинской области
Борьба с коррупцией и экономическими преступлениями в настоящее время является одним из приоритетных направлений в служебной деятельности правоохранительных органов Республики Казахстан.
Коррупционные преступления в сфере экономики в Казахстане на особом счету, поскольку от данных уголовных правонарушений в первую очередь страдает национальная экономика страны. К примеру, по оценке казахстанских ученых, именно коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг в Казахстане почти на 50 процентов, от чего также страдает население страны, что создает реальные угрозы национальной безопасности, подрывает конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках, нарушает сбалансированность экономик, искажает их целевые функции.
Это особенно негативно отражается на уровне жизни населения, увеличиваются социальное неравенство, масштабы глобальной бедности.
В рамках реализации государственной политики РК по противодействию коррупции 6 августа 2014 года создано Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции. Ранее функции указанного государственного органа осуществляла Финансовая полиция РК, которая в последующем была упразднена, и функции по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию экономических, финансовых и коррупционных преступлений переданы вновь созданному Агентству.
Правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией определены в Законе Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК «О противодействии коррупции».
Немаловажным для судебно-следственной практики является определение понятия коррупции. Так, в ст. 1 Закона коррупция определена как незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными выполнять государственные функции, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным выполнять государственные функции, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ.
В течение последних трех лет за коррупционные преступления в Казахстане осуждено более 2500 человек. Сумма возмещенного ущерба составила порядка 17 млрд тенге.
На сегодняшний день коррупционная сфера переросла пределы национальной экономики. Информация о подобных явлениях регулярно публикуется.
Таким образом, причины, условия, способствующие совершению коррупционных преступлений, представляют собой единый комплекс, в который входят и обстоятельства как экономического, так и нравственного порядка, поэтому и меры, направленные на проведение эффективной борьбы, также должны иметь системный, многосферный характер.
Стоит отметить, что на сегодняшний день введен в действие Закон РК от 3 июля 2017 года № 84-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы», благодаря которому изменен подход к возбуждению дел по экономическим преступлениям. Они регистрируются только при наличии актов проверок и ущерба, в результате число экономических преступлений сократилось в четыре раза. Разработаны поправки в статьи Уголовного кодекса РК, связанные с гуманизацией уголовных правонарушений в экономической сфере, где ключевыми нововведениями являются декриминализация лжепредпринимательства. По 13 статьям УК снижены размеры наказаний, по шести статьям предусмотрено освобождение от ответственности лиц, впервые совершивших преступление; по трем тяжким статьям вводится альтернативное наказание в виде кратных штрафов.
Декриминализация лжепредпринимательства не повлечет негативных последствий, так как уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов остается. Основной акцент будет сделан на тех, кто работает недобросовестно. В Казахстане реализуется принципиально новая модель противодействия коррупции, построенная на основе антикоррупционного просвещения, профилактики и наказания. Одним из ключевых направлений антикоррупционной политики на 2015-2025 годы является противодействие коррупции в государственном и частном секторах. Впервые были учреждены новые антикоррупционные институты, реализуются механизмы по мониторингу коррупционных рисков и формирования антикоррупционной культуры.
На 1 октября 2017 года из мест лишения свободы, в связи с декриминализацией лжепредпринимательства, освободились 32 осужденных.
Таким образом, только совместными усилиями всех освободившихся от коррумпированности органов управления под жестким общественным контролем, в условиях свободного доступа к информационным услугам возможно сохранить потенциал отечественной экономики, обеспечить ее устойчивый рост.