Доказать эффективность на практике
Марат Шингалиев,
судья Бокейординского районного суда
Западно-Казахстанской области
В Казахстане реализуется проект по модернизации уголовно-правовой системы. Целью проекта является поддержка проводимых судебно-правовых реформ в Казахстане в соответствии с международными стандартами во исполнение поручений Главы государства по обеспечению верховенства закона.
В целом реформа ориентирована на реализацию задач по укреплению защиты прав человека в уголовном процессе, повышению состязательности сторон, расширению судебного контроля, а также исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.
В ходе реализации данного проекта будет проведена оценка эффективности реформ системы уголовного правосудия, разработаны стратегические подходы к профилактике правонарушений, предложены меры по развитию уголовного процесса в соответствии с международными стандартами и дальнейшей модернизации уголовно-правовой статистики.
Этот проект позволит проанализировать политику, проводимую в сфере уголовного правосудия в Казахстане. И мы должны понять, насколько правильно сейчас двигаемся. Самое главное, проект нацелен на то, чтобы поддержать План нации Президента «100 конкретных шагов». А если конкретно, на успешную реализацию его второго направления «Верховенство закона».
Проект рассчитан на то, чтобы вовлечь все правоохранительные органы в диалог по совершенствованию системы уголовного правосудия, способствовать тому, чтобы новые институты наконец начали работать. Одним из таких институтов является служба пробации или альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы.
Кроме того, реформы направлены на обучение сотрудников пенитенциарной системы, чтобы более плодотворно, шире и эффективнее использовать альтернативные меры наказания. То есть основная задача - способствовать тому, чтобы современная система уголовного правосудия стала эффективной, малозатратной и при этом не пострадала безопасность общества. Средства, финансируемые ЕС, пойдут на разные цели, которые включают в себя налаживание диалога, академические исследования, совершенствование системы уголовно-правовой статистики, обучение сотрудников пенитенциарной системы, обучение офицеров пробации, а также техническое оснащение уголовно-исполнительной системы. Кроме того, пилотной программой будут охвачены несколько тюрем, чтобы усовершенствовать систему трудозанятости заключенных.
В Плане нации «100 конкретных шагов» подчеркивается, что экономическое процветание идет рука об руку со справедливой, эффективной и гуманной системой уголовного правосудия. Казахстан решительно идет по пути укрепления законности и гуманизации системы правосудия, и я считаю, что этот новый проект своевременно реализуется в Казахстане.
Отдельным направлением деятельности является повышение уровня профессионального образования специалистов правосудия через разработку новых курсов и подходов к оценке и проведению обучения, а также высокий уровень квалификации кадрового состава.
Расширение сферы судебного контроля предполагает санкционирование процессуальных действий, в частности, негласных следственных действий, сопряженных с ограничением конституционных прав граждан.
Очень важно при совершении следственных действий органами уголовного преследования не нарушать права самих граждан.
Для реализации этих требований необходимо всячески соблюдать меры предосторожности, в том числе меры по уведомлению лиц о проведенных в их отношении негласных следственных действиях, независимо от полученных результатов.
Поскольку негласные следственные действия могут вступать в противоречие с конституционными правами граждан, следовательно, они должны быть проведены предельно осторожно, и лицо, в отношении которого проводились эти действия, должно знать об этом.
В связи с этим особого внимания заслуживает норма, устанавливающая право лица, в отношении которого проводились негласные следственные действия, обратиться в суд с заявлением о признании проведения этих действий незаконными и возмещении причиненного ущерба.
На сегодняшний день согласно действующему законодательству следственный судья осуществляет деятельность, направленную на обеспечение недопущения необоснованного ограничения конституционных прав и свобод человека на досудебных стадиях уголовного производства.
В рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов» с января 2016 г. в ведение следственных судей передано дополнительно санкционирование еще четырех процессуальных действий: выемки, обыска, личного обыска, осмотра.
Таким образом, круг полномочий следственных судей постепенно расширяется. Постепенная передача следственному судье полномочий по санкционированию следственных действий свидетельствует о том, что институт следственных судей доказал свою эффективность на практике и позволил повысить качественный уровень следствия.
Важным направлением расширения судебного контроля является и передача полномочий от прокуратуры в суды по санкционированию применения залога, получения образцов и освидетельствования.
Одним из немаловажных вопросов модернизации уголовного процесса является повышение уровня защиты прав граждан.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение.
Учитывая исключительный характер меры пресечения в виде содержания под стражей, планируется применять ее лишь тогда, когда другие меры пресечения использовать невозможно.
Все перечисленные вопросы формирования уголовного процесса направлены на развитие и защиту конституционных прав и свобод человека и создание оптимальной модели судебного разбирательства. Эти предложения при условии их внедрения позволят существенно улучшить качество уголовного преследования, надежно защитить права и законные интересы граждан и общества.