Обозначить четкие рубежи (Линара Сактаганова)

Обозначить четкие рубежи

 

Линара Сактаганова

 

На очередном заседании Мажилиса Парламента РК мажилисмены одобрили ряд законопроектов, регламентирующих делимитацию и демаркацию государственной границы в Центральной Азии.

В соответствии с повесткой дня пленарного заседания депутаты нижней палаты рассмотрели проекты законов «О ратификации Договора между Республикой Казахстан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о районе точки стыка государственных границ трех государств», а также «О ратификации договора между Казахстаном с Кыргызстаном о демаркации казахстанско-кыргызской государственной границы».

Представляя проект закона «О ратификации Договора между Республикой Казахстан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан о районе точки стыка государственных границ трех государств», первый зам. министра иностранных дел РК Мухтар Тлеуберди проинформировал о том, что документ, призванный определить точку стыка госграниц трех государств, является завершающим делимитацию границы в южном направлении по всему периметру сухопутных границ. В соответствии с Договором точка стыка госграниц трех государств расположена в районе плато Устюрт.

- Данный Договор между Республикой Казахстан, Туркменистаном и Узбекистаном о районе точки стыка государственных границ трех государств совершен в Самарканде 10 ноября 2017 года. Договор является бессрочным и не подлежит денонсации. Ратификация и вступление Договора в силу будет способствовать завершению процесса делимитации госграницы Казахстана с Туркменистаном и Узбекистаном, устранению возможных предпосылок для возникновения территориальных споров в районе точки стыка, укреплению национальной безопасности страны, - подчеркнул зам. Министра иностранных дел.

«В соответствии с договором Республика Казахстан и Туркменистан определили прохождение линии казахстанско-туркменской государственной границы от точки стыка до пограничной точки № 1, упомянутой в договоре между Казахстаном и Туркменистаном о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы от 5 июля 2001 года. Республика Казахстан и Узбекистан определили прохождение линии казахстанско-узбекской государственной границы от точки стыка до пограничной точки № 125, упомянутой в Договоре между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской государственной границе от 16 ноября 2001 года. Туркменистан и Республика Узбекистан определили прохождение линии туркмено-узбекской государственной границы от точки стыка до пограничной точки № 206, упомянутой в договоре между Туркменистаном и Республикой Узбекистан о делимитации государственной границы от 21 сентября 2000 года», - уточняется в заключении профильного Комитета Мажилиса Парламента.

Активное обсуждение вызвало рассмотрение Договора между Казахстаном с Кыргызстаном о демаркации казахстанско-кыргызской государственной границы.

Этот договор был подписан сторонами 25 декабря 2017 года с целью международно-правового закрепления демаркированной линии госграницы между двумя государствами.

По информации внешнеполитического ведомства, начальной точкой госграницы является точка стыка государственных границ Кыргызстана, Казахстана и Китая, определенная соглашением между странами о точке стыка госграниц от 25 августа 1999 года, конечная точка - точка стыка государственных границ указанных стран, определенная соглашением о точке стыка госграниц трех государств от 15 июня 2001 года.

В целом протяженность демаркированной линии госграницы составляет 1257,07 км.

- Стороны на демаркированной линии госграницы установили 683 пограничных знака, из которых 354 состоят из одного пограничного столба, установленного непосредственно на линии сухопутной госграницы. 286 пограничных знаков, установлены по берегам рек, каналов и дорог, 43 пограничных знака установлены в местах слияния внутренних и пограничных рек, каналов и дорог, а также в местах смены водной и сухопутной линии госграниц. Всего стороны установили 1055 пограничных столбов, в том числе 537 основных, из которых кыргызской стороной - 264, казахской стороной - 273, промежуточных пограничных столбов - 518, из которых кыргызской стороной - 258, казахстанской стороной - 260, - пояснил зам. главы МИД РК.

В соответствии с Договором, один раз в десять лет стороны должны проводить совместную проверку обозначения линии госграниц. По согласованию сторон сроки проверки могут быть изменены, а также могут проводиться совместные проверки отдельных участков границы.

В этих целях планируется образование совместной Комиссии по проверке обозначения линии госграницы. По результатам каждой совместной проверки обозначения линии госграницы будет оформляться протоколом совместной проверки. Меры по охране и уходу за пограничными знаками, а также ответственность за них возложены на каждую сторону непосредственно.

«При обнаружении одной из сторон повреждения, сдвига или утраты пограничного знака, она в кратчайшие сроки письменно уведомляет об этом другую сторону. Сторона, ответственная за сохранность пограничного знака, принимает меры по его восстановлению или повторной установке на прежнем месте и письменно уведомляет другую сторону о необходимости проведения таких работ не менее чем за десять дней до их начала. При проведении работ одной стороной присутствуют представители соответствующих компетентных органов другой стороны.

В случае, когда одна из сторон не имеет возможности доступа со своей территории к какому-либо пограничному знаку для его восстановления или повторной установки, другая сторона предоставляет доступ этой стороне к такому знаку со своей территории.

В случае, когда восстановить пограничный знак на прежнем месте не представляется возможным, по договоренности сторон пограничный знак устанавливается в другом подходящем месте, при этом прохождение линии госграниц не меняется. При необходимости переноса пограничного знака, состоящего из одного пограничного столба, перенос такого знака осуществляется строго по линии госграницы.

После переустановки пограничного знака в другом месте стороны составляют новый протокол пограничного знака, схему взаимного расположения столбов пограничного знака и фрагменты каталога координат и высот пограничного знака, протокола-описания прохождения линии кыргызско-казахской госграницы и карты госграницы, касающиеся местоположения вновь установленного пограничного знака.

Данные документы после проведения комиссией совместной проверки оформляются протоколом, который будет являться неотъемлемой частью настоящего договора.

Ни одна из сторон не устанавливает в одностороннем порядке на линии госграницы пограничные или иные знаки, обозначающие госграницу, не оговоренные в настоящем договоре», - указано в тексте Договора.

В ходе обсуждения законопроекта Спикер Мажилиса Парламента Нурлан Нигматулин выразил обеспокоенность скоплением очередей при прохождении пограничных постов на казахстанско-кыргызской границе, призывая МИД скоординировать работу соответствующих органов и принять план комплексного решения этого вопроса.

Продолжая тему, депутат Зауреш Аманжолова отметила ежегодное увеличение потока пассажиров и транспорта на контрольно-пропускных пунктах «Кордай» и «Карасу».

- Интенсивность прохождения пассажиров и автомашин увеличивается более чем в два раза, в результате граждане двух стран вынуждены выстаивать длительные очереди. Какие меры принимаются вами по оптимизации работы по пропуску пассажиров и машин через границу двух стран? - поинтересовалась депутат у директора пограничной службы КНБ РК Дархана Дильманова.

Отвечая на поставленный вопрос, Д. Дильманов выразил свою солидарность, пояснив, что в период отпусков КПП «Кордай» максимально забит гражданами как нашей страны, так и Кыргызстана. В связи с этим количество пропускных пунктов было увеличено до 36 единиц - 18 на въезд, 18 на выезд. По его словам, после реконструкции количество таких пунктов планируется увеличить до 60 единиц.

В завершение пленарного заседания мажилисмены озвучили ряд депутатских запросов в адрес руководителей центральных государственных органов. Депутаты фракции «Народные коммунисты» обратились в адрес Премьер-министра и Председателя Национального Банка по вопросу защиты пенсионных и личных накоплений граждан от обесценивания в связи с ослаблением казахстанской национальной валюты. Как подчеркнул мажилисмен Айкын Конуров, разъяснения Правительства и Национального банка об общем укреплении доллара США, отток капитала с развивающихся рынков и антироссийские санкции заслоняют реальную картину ситуации, происходящей в нашей стране.

Коммунисты призывают перейти от слов к делу и начать подготовку к предстоящему, согласно прогнозам Национального банка, росту инфляции.

- Население может готовиться только морально, поскольку доходы у большинства фиксированные, и на их быстрый рост рассчитывать не приходится. Такая политика пассивного выжидания представляется неоправданной, поскольку есть возможности и для активных действий. Если Национальный банк пока не может обуздать волатильность курса, то всем нам необходимо создать условия для минимизации его негативных последствий для казахстанцев, - уверен А. Конуров.

Прежде всего, речь идет о защите пенсионных накоплений и депозитов в национальной валюте. По словам депутата, сегодня пенсионные взносы допускаются исключительно в тенге, банковские вклады государство также поощряет делать только в тенге, провозгласив дедолларизацию.

Коммунисты призывают обеспечить защиту пенсионных и личных накоплений граждан от обесценивания через валютное гарантирование - индексацию с привязкой к курсу.

По их мнению, с одной стороны, это сохранит сбережения населения, повысит уверенность граждан в надежности как национальной валюты, так и экономики в целом, с другой стороны, такая мера простимулирует государство жестче относиться к спекулятивным играм на валютном рынке.

- В целом же мы получим гораздо более предсказуемую и понятную среду, что крайне важно для самочувствия бизнеса и населения, чтобы вкладывать в свою страну, ее будущее, - уверен депутат.

Говоря о средствах на индексацию, А. Конуров предложил свой вариант расчетов.

- Если курс тенге опустился до двухлетнего минимума, не нужно забывать, что при этом стоимость нефти поднялась до четырехлетнего максимума и именно этот товар формирует главные потоки валютной выручки, являясь фундаментальным фактором, определяющим курс тенге. Сложились уникальные условия для системообразующей отрасли нашей экономики - максимальная «вилка» между экспортной валютной выручкой и тенговыми затратами, что очень выгодно для производителей. Два года назад баррель нефти стоил 45 долларов, что при курсе 340 тенге за доллар составляло 15 300 тенге. Год назад цена была уже 50 долларов, что при том же курсе было 17 тыс. тенге. Сейчас стоимость нефти приблизилась к 80 долларам за баррель, а курс тенге снизился до 380 за доллар. В результате каждый баррель приносит нефтяной отрасли уже 30 400 тенге, при том, что ничего не поменялось. По нашим подсчетам, в масштабах всего нефтяного экспорта страны годовая прибавка только за счет такой конъюнктуры составляет порядка трех триллионов тенге, и это достаточная сумма, чтобы компенсировать потери, которые складываются от существенного ослабления национальной валюты, - заключил А. Конуров.

Еще одним актуальным вопросом, волнующим депутатский корпус, стали факты хищения бюджетных средств в процессе реализации Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек».

В своем депутатском запросе, адресованном Премьер-Министру страны, Айгуль Нуркина отмечает необходимость усиления государственного контроля за реализацией данной Программы.

- В 2017-2018 гг. в Программе приняли участие более одного миллиона человек (1003,2 тыс. человек), из них было трудоустроено 81 процент (870,2 тыс. человек), в том числе на постоянные рабочие места 68,5 процента от общего количества трудоустроенных (555 тыс. человек). В целом, процент трудоустройства достаточно высок, однако, по результатам последней проверки исполнения программ занятости Генеральной прокуратурой РК установлены нарушения при трудоустройстве на временные рабочие места. Из 100 тыс. человек (социальные рабочие места, общественные работы, молодежная практика) по 80 тыс. работников социальные и пенсионные отчисления осуществлялись не теми работодателями, которые получили государственные субсидии на оплату их труда, а третьими лицами, не участвовавшими в Программе. В 19 тыс. случаев обязательные отчисления не производились вовсе. И это только по проверкам результатов 2017 года. Всего выявлено 766 нарушений по трудоустройству граждан за период 2016-2018 годы. Данные факты указывают на незаконное получение государственных субсидий по фиктивно созданным рабочим местам, -подчеркнула А. Нуркина.

Что касается микрокредитования граждан с целью развития массового предпринимательства, предусмотренного в рамках Программы, согласно результатам проверки Генеральной Прокураторы РК установлены факты необоснованной выдачи и нецелевого использования 930 кредитов в 2016-2018 гг. на сумму 1,8 млрд. тенге. Как сообщила депутат, кредиты были потрачены на погашение других кредитов, покупку недвижимости и автомобилей.

Также 750 бюджетных кредитов на сумму 1,3 млрд. тенге выданы незарегистрированным предпринимателям и лицам, имевшим налоговую задолженность в Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областях.

- Таким образом, наличие коррупционных схем и продолжающиеся факты хищения бюджетных средств говорят о неэффективности существующих инструментов государственного контроля за реализацией Программы, - считает А. Нуркина.

В этой связи она выразила мнение о необходимости пересмотра инструментов мониторинга Программы, а также пересмотра плановых показателей по целевым индикаторам, которые, по ее словам, должны быть обоснованы и достигаемы.

Следите за новостями zakon.kz в: