Возможно ли общество без коррупции? (Бахтияр Тохтахунов)

Возможно ли общество без коррупции?

 

Бахтияр Тохтахунов

 

Коррупция - негативное социальное явление, возникшее на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Несмотря на отсутствие универсального и всеобъемлющего определения коррупционного деяния, к нему прежде всего относят злоупотребление властью или должностным положением для получения личной выгоды, среди которых наиболее распространенными являются подкуп чиновников, использование служебных полномочий в корыстных целях.

В Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 - 2025 годы отмечено, что новый политический курс состоявшегося государства возводит коррупцию в ранг прямой угрозы национальной безопасности и нацеливает государство и общество на объединение усилий в борьбе с этим негативным явлением. Общеизвестно, что коррупция ведет к снижению эффективности государственного управления, инвестиционной привлекательности страны, сдерживает поступательное социально-экономическое развитие. В связи с этим в республике действует современное антикоррупционное законодательство - законы «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», а также образован специальный уполномоченный орган, комплексно реализующий функции в сфере государственной службы и противодействия коррупции.

Несмотря на это, действующее законодательство и присущие для казахстанского права институты, призванные искоренять всевозможные негативные социальные явления, обладают неиспользованным потенциалом для противодействия коррупции. Недостаточно внимания уделяется повышению правовой культуры граждан и правовому просвещению, особенно по отраслям и нормам действующего права, наиболее востребованным в повседневной жизни населения. Антикоррупционная пропаганда в основном ограничивается разовыми акциями и кампаниями, шаблонными выступлениями в СМИ, недостаточно задействовано интернет-пространство. Существующее информационное поле не всегда способствует консолидации общества в формировании нулевой терпимости к проявлениям коррупции.

И тем не менее, как сформировать в обществе нетерпимость к коррупции? Достаточно ли требовать честности от чиновников и государственных служащих или нужно начинать с себя? На эти вопросы отвечают советник ректора Евразийской юридической академии им. Д. Кунаева, ученый-конституционалист Эркин ДУЙСЕНОВ, зам. руководителя Департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции по г. Алматы Шынар ӘЛІМХАН и профессор-философ Академии гражданской авиации Николай МАКСИМЕНКО.

Эркин ДУЙСЕНОВ, советник ректора Евразийской юридической академии им. Д. Кунаева, д. ю. н., профессор:

- Общество должно осознать, что коррупция наносит огромный ущерб не только продвижению экономических реформ, но и развитию духовного потенциала нации, поскольку она деморализует как общество, так и субъектов коррупционных правонарушений - государственных служащих. Надо ли говорить о том, что формирование правовой культуры и сознания необходимо начинать с детского сада и последовательно проводить в школе, вузе и т.д. То есть такое воспитание должно выйти сегодня в нашей стране на первый план, если мы хотим сформировать новое поколение казахстанцев. В целом, правовой нигилизм, который сегодня существует в обществе, достиг критического предела.

С помощью соответствующих всеобучей на государственном уровне люди должны осознать, что совершение таких правонарушений не просто наказуемое деяние, это можно расценивать и как действия, направленные на подрыв нашей экономики в условиях построения демократической правовой государственности. Особое внимание следует обратить на субъектов правонарушений - государственных служащих. Такие правовые акты, как Закон «О государственной службе РК», Этический кодекс государственных служащих и Закон «О противодействии коррупции в РК» содержат в себе немало норм, направленных на противодействие коррупции в государственных органах. Это и ограничение, связанное с поступлением на государственную службу, и запрет нахождения там родственников, находящихся в прямом подчинении друг у друга, обязанность декларирования доходов, и многое другое. Однако эти нормы не вполне понятны сегодня и самим чиновникам, поэтому правовой всеобуч необходимо возродить как в этой среде, так и обществе в целом. Для этого необходимо использовать научно-теоретический потенциал страны, то есть вузы, занимающиеся подготовкой юридических кадров.

Огромную роль в формировании антикоррупционного правосознания призваны играть и средства массовой информации. В них необходимо не просто констатировать факты совершения коррупционных правонарушений и последовавшего за этим наказания, но и освещать вопросы, связанные с их профилактикой. Учитывая огромный вред, наносимый обществу и государству этим социальным злом, большую роль в искоренении коррупции могут сыграть институты гражданского общества. Это всевозможные НПО, которые функционируют в нашей стране, но их деятельность нужно активизировать и стимулировать. Люди должны понять, что бороться необходимо не только с последствиями коррупционных правонарушений, но и с их предпосылками, которых можно избежать с помощью профилактических мер. К их числу следует отнести проведение обучающих мероприятий в государственных органах и организациях, а именно: разъяснение антикоррупционного законодательства и того, какой моральный и духовный ущерб они могут нанести обществу и государству.

Принимаемые в стране антикоррупционные программы содержат в себе подобного рода положения. Вместе с тем государство в целом, и политическая элита страны в частности, должны осознать, что одним из действенных средств противодействия коррупции в государственных органах, особенно в условиях экономического кризиса, может стать повышение заработной платы чиновникам. Мне могут возразить, что это не поможет, все равно будут брать взятки. Однако ни для кого не секрет, что основная масса людей, работающих сегодня на государственной службе, получают вознаграждение за свой труд, которого едва хватает на то, чтобы свести концы с концами.

К тому же мировой опыт показывает, что именно материальное стимулирование чиновников и связанный с этим контроль их деятельности являются действенным средством антикоррупционного поведения. Я лично смею предположить, что основная масса людей, добровольно пришедших на госслужбу, все же являются патриотами своей страны и имеют твердую гражданскую позицию в вопросах необходимости укрепления экономического роста Казахстана. Поэтому получение ими достойной заработной платы позволит существенно снизить уровень коррупционных правонарушений.

В ходе последней конституционной реформы мной было внесено предложение включить в Основной Закон страны норму, которая обязывала бы каждого гражданина противодействовать любым, ставшими ему известными, проявлениям коррупции. Являясь конституционной обязанностью, эта норма существенно смогла бы способствовать снижению уровня коррупции в Казахстане, так как текущее законодательство, основываясь на конституционных нормах, не должно противоречить Конституции. Это означает, что законы и подзаконные правовые акты должны содержать в себе более оптимальные нормы, направленные на снижение уровня коррупции в той или иной сфере.

Повторю как догму: сегодня в обществе необходимо проводить масштабную работу по формированию антикоррупционного правосознания как среди субъектов правонарушений, то есть госслужащих, так и среди простого населения. Надо честно признать: на определенном этапе развития общества государство, занятое более значимыми проблемами, а именно экономическими и социальными реформами, не уделяло должного внимания вопросам правового воспитания граждан, что привело в определенной степени к деформации правового сознания, в том числе и в вопросах их антикоррупционного поведения. Народная мудрость на этот счет недаром гласит: «Как телегу смажешь, так и едешь», «Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло». Сегодня необходимо искоренить в сознании людей подобного рода представления о законе и деятельности лиц, в чью компетенцию входит выдача лицензии, справок, предоставление земельных участков, медицинской помощи и т.д.

Теперь, что касается антикоррупционного законодательства. Сегодня к нему следует отнести в первую очередь Уголовный кодекс РК. Глава 15, которая так и называется «Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления», содержит в себе ст.ст. 361 «Злоупотребление должностными полномочиями», 362 «Превышение власти или должностных полномочий» и ряд других статей. Кодекс «Об административных правонарушениях» также содержит в себе ряд статей, предполагающих административные взыскания за совершение коррупционных правонарушений. Ряд норм, направленных на борьбу с коррупцией, закреплен и в Законе «О противодействии коррупции в РК».

Однако все эти правовые нормы могут быть реализованы в полном объеме только в том случае, когда не только специально уполномоченные государственные органы и их должностные лица будут заниматься эффективной борьбой с коррупцией, но и когда на борьбу с ней встанет и само общество тоже. Иначе как всем миром с таким масштабным социальным злом, как коррупция, невозможно бороться.

Опять же надо признать: полностью искоренить коррупцию еще нигде не удалось. Из мировых СМИ мы знаем, что ее проявления имеют место быть во многих развитых странах мира. Однако снизить ее уровень до минимального государство обязано, поскольку она является тормозом на пути к прогрессивным преобразованиям в экономике, в государственном управлении, социальной сфере и т.д.

Принятый 23 ноября 2015 года Закон «О государственной службе» наряду с Законом «О противодействии коррупции» создал все необходимые условия для качественной и эффективной работы госслужащих. Если ранее действовавший аналогичный закон состоял лишь из 29 статей, то новый - из 69. Таким образом, государство расширяет сферу правового регулирования госслужбы, чтобы не оставить никаких лазеек для совершения правонарушений, связанных с коррупцией. Другой момент, на который тоже следует обратить внимание, - это демократизация госслужбы, повышение ее прозрачности. Отныне на административные государственные посты граждане РК принимаются исключительно на конкурсной основе после обязательного опубликования в СМИ перечня вакантных должностей. Это не только является действенным средством противодействия коррупции, но и дает возможность руководителям госорганов принимать на работу лиц, получивших высшие оценки по итогам тестирования и собеседования.

В заключение хотел бы отметить, что действующий Закон «О государственной службе» смог устранить многие пробелы и противоречия, имевшиеся ранее в законодательстве, и существенно расширил сферу правового регулирования госслужбы. Таким образом, есть все основания полагать, что институциональная реформа государственного управления, о необходимости которой постоянно говорит Президент страны, строится на прочной правовой основе.

Шынар ӘЛІМХАН, зам. руководителя Департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции по г. Алматы:

- Департаментом по делам госслужбы и противодействию коррупции в целях снижения коррупционных рисков на постоянной основе проводятся внешние анализы, целью которых является выявление коррупционных рисков. За девять месяцев проведено восемь анализов в сферах научной экспертизы, архитектуры и градостроительства, таможенной и налоговой сферы, в сферах недро- и природопользования и др., по итогам которых установлено 79 рисков, внесено 100 рекомендаций, из них на сегодня исполнено 78 процентов, остальные - на стадии исполнения.

В целом коррупционные риски выявляются в сферах организационно-управленческой и нормотворческой деятельности госорганов. К примеру, отдельные коллизии в законодательстве между профильными нормативными актами, дают госорганам право самостоятельно применять «удобные» им нормы, тем самым отсутствие единой практики в работе создает коррупционные риски. По таким выявленным фактам в уполномоченные госорганы вносятся рекомендации.

Факты конфликта интересов в госоргане выявляются при мониторинге совместной работы руководства и его коллег. Тщательный анализ послужных списков госслужащих, их автобиографий, позволяет установить возможные факты командных перемещений, что недопустимо на государственной службе. В подобных случаях также выносятся рекомендации в адрес руководства.

В рамках имеющихся компетенций Департамент осуществляет мониторинг государственных закупок, проводимых госорганами. Так, за восемь месяцев этого года установлено завышение цен по конкурсам девяти госучреждений на сумму 42,2 млн тенге, по всем фактам направлены письма в уполномоченные органы для принятия соответствующих решений по отмене неправомерных конкурсов. Кроме того, на системной основе проводятся рейды на дорогах, направленные на снижение коррупционных проявлений. С начала года их проведено одиннадцать, по ним выявлено три факта нарушений, выразившихся в использовании служебных автомобилей во внерабочее время. Соответствующие письма также были направлены в адрес госорганов. Наряду с проводимой работой в целях снижения коррупционных рисков в сфере государственных услуг, на основании утвержденного плана работ, по направлениям, в которые наиболее часто обращаются граждане и имеется наибольший контакт с услугодателями, нами проводятся мероприятия «тайный покупатель».

Также хотелось бы отметить, что определенные проблемы создают неустановленные лица, которые постоянно находятся возле СпецЦОНов города - так называемые «помогайки», оказывающие посреднические услуги населению. По данным фактам были проведены рейды, в результате которых ряд сотрудников привлечен к ответственности, а в адрес органов внутренних дел направлены письма для принятия мер. Вместе с тем департаментом, наряду с выявлением фактов нарушений, с госслужащими, студентами, учащимися проводятся мероприятия, направленные на формирование антикоррупционной культуры. Таким образом, было проведено свыше 1 400 праворазъяснительных мероприятий с общим охватом населения 226,4 тыс. человек, количество выездов мобильных групп составило 850.

Важно отметить, что главной целью всех этих мероприятий является превенция коррупционных правонарушений, изменение самосознания населения, направленное на полное искоренение коррупции в обществе. Поэтому подход к данной работе осуществляется на комплексной основе, охватывая разные слои населения - начиная со школьников и завершая взрослым населением. Так, департаментом проведены конкурсы среди учащихся школ на лучшее эссе по темам: «Государственная служба - честная работа в интересах страны» и «Двадцатилетие становления антикоррупционного законодательства». Во всех 202 общеобразовательных школах, 82 колледжах и 38 вузах проведен единый час на тему: «20-летие формирования антикоррупционного законодательства», в семи театрах города на постоянной основе ведется показ постановок на антикоррупционную тематику.

Кроме того, в первом квартале этого года в Алматы внедрен и в настоящее время активно реализуется проект «Sanalyurpaq», направленный на снижение коррупции в сфере образования. Как известно, в г. Алматы сосредоточено большое количество студентов и преподавателей, в связи с чем минимизация коррупции в данной сфере является наиболее актуальной.

За истекший период в вузах, колледжах, школах и дошкольных учреждениях проведено свыше 75 встреч, 27 акций в виде флэш-мобов, ролевых игр, пьес с участием учащихся, студентов, учителей и профессорско-преподавательского состава, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения и на увеличение числа лиц, поддерживающих антикоррупционную политику государства.

Кроме того, для жильцов города на ежемесячной основе на квитанциях по оплате коммунальных услуг прописываются контактные номера телефонов нашего Департамента и вопросы, по которым они вправе выразить свое мнение о работе госорганов либо написать жалобу на некачественное обслуживание, на нарушение норм этики госслужащими. А с середины года запущен проект «Карта общественного контроля», в рамках которого в департамент поступило порядка 60 обращений граждан на неправомерные действия чиновников. По 25 подтвердившимся фактам права заявителей были восстановлены.

Также хотелось бы отметить, что департаментом проводится работа по защите инвесторов и предпринимателей. С июня этого года в г. Алматы запущен проект «Protecting Business and Investments», открыт постоянный фронт-офис по работе с инвесторами. На сегодняшний день департаментом заключено 22 соглашения «Об антикоррупционном сопровождении инвестиционного проекта» с предпринимателями на общую сумму 175 млрд тенге. Права семи предпринимателей уже восстановлены. Работа по снижению коррупции в обществе продолжается.

Николай МАКСИМЕНКО, к.ф.н., профессор Академии гражданской авиации:

- В наши дни коррупция является одной из важнейших проблем мирового сообщества. Ее деструктивное воздействие на общество универсально. Она препятствует развитию бизнеса, усугубляет социальное неравенство, делает труднодоступными для наименее обеспеченных слоев населения формально бесплатные государственные услуги (образование, медицина и т.д.). Коррупция разлагает политическую систему, искажая цели общественного развития, и способствует политической нестабильности.

Являясь следствием неэффективного управления, коррупция делает это управление еще более неэффективным.

Основным правовым документом, регламентирующим антикоррупционную борьбу в РК, является Закон «О противодействии коррупции», принятый в ноябре 2015 г. и введенный в действие с 1 января 2016 года. Коррупционные действия Закон делит на два вида: коррупционные преступления и административные коррупционные правонарушения. За первые наступает уголовная ответственность и наказание, предусмотренные Уголовным кодексом РК, за вторые - административная ответственность и взыскание в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Другой особенностью Закона является его открытость, заложенная в нем возможность дальнейшей конкретизации и уточнения, приведения, по мере создания соответствующих условий, в соответствие с международными правовыми документами, посвященными антикоррупционной борьбе. Важное место в предупреждении коррупции занимает антикоррупционный мониторинг, сущность которого составляет сбор, обработка, обобщение, анализ и оценка информации, касающейся эффективности антикоррупционной политики, а также восприятия и оценки уровня коррупции обществом.

Начиная с 1 января 2020 года будут подлежать опубликованию сведения, отраженные в декларациях, представленных лицами и их супругами, занимающими политические государственные должности, административные госдолжности корпуса «А», депутатами Парламента и судьями РК; а также лицами, исполняющими управленческие функции в субъектах квазигосударственного сектора.

Важное место в противодействии коррупции Закон отводит общественности, которая в лице физических лиц, общественных объединений и иных юридических лиц сообщает о фактах совершения коррупционных правонарушений; вносит предложения по совершенствованию законодательства по вопросам противодействия коррупции; участвует в формировании антикоррупционной культуры; осуществляет взаимодействие с другими субъектами противодействия коррупции и уполномоченным органом по противодействию коррупции; проводит исследования, в том числе научные и социологические, по вопросам противодействия коррупции; проводит разъяснительную работу в средствах массовой информации и организует социально значимые мероприятия по вопросам противодействия коррупции.

Постсоветский менталитет граждан республик бывшего Советского Союза выработал устойчивый стереотип негативного отношения к тем, кто пытается сообщать компетентным властям о фактах нарушения закона, в том числе и о коррупции («сексоты», «доносчики»), что, несомненно, затрудняет антикоррупционную борьбу и вызывает недоработки этого вопроса в законодательстве. В Конвенции ООН против коррупции предлагается такие акты поощрять и для стимуляции граждан к сообщению о ее фактах компетентным лицам принять закон о защите информаторов. Это предложение Конвенции ООН нашло отражение в Законе «О противодействии коррупции», так как ст. 24 этого Закона «Сообщение о коррупционных правонарушениях» прямо обязывает компетентные органы принимать меры по поступившему сообщению о коррупционном правонарушении. «Лицо, - говорится здесь далее, - сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства и поощряется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан».

Закон РК «О противодействии коррупции» подводит широкие правовые основы для борьбы с этим негативным явлением; в нем заложены предпосылки дальнейшего углубления и конкретизации регулирующих эту борьбу правовых норм в соответствии со степенью экономического, политического, социального и духовного развития казахстанского общества.

Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: