Использовать возможности цифровизации (Линара Сактаганова)

Использовать возможности цифровизации

 

Линара Сактаганова

 

Широкое внедрение IT-технологий создает благоприятные условия для оперативной и эффективной защиты конституционных прав и свобод граждан, а также для оптимизации работы судебных и правоохранительных органов и достижения максимальной прозрачности в расследовании уголовных дел и отправлении правосудия.

Судебная система Казахстана за счет цифровизации вот уже второй год занимает шестую позицию по индикатору «DoingBusiness» среди 190 стран мира.

Об этом шла речь в ходе «круглого стола» на тему: «Правовое обеспечение цифровизации судов и правоохранительных органов». В мероприятии приняли участие Председатель Верховного Суда Жакип Асанов, зам. председателя Сената Бектас Бекназаров, председатель Комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам Сената Георгий Ким, зам. Генерального прокурора Марат Ахметжанов, зам. министра внутренних дел Рашид Жакупов, зам. министра юстиции Эльвира Азимова, а также депутаты Сената, судьи Верховного Суда, представители органов национальной безопасности, министерств финансов, обороны и других ведомств.

Ключевая цель встречи заключалась в обсуждении текущего положения и перспектив цифровизации судов и правоохранительных органов. Перед началом мероприятия участникам были наглядно продемонстрированы новые технологические возможности судебной системы, в том числе работа электронных сервисов в зале судебного заседания, Ситуационный центр и Проектный офис Верховного Суда.

Приветствуя участников, Председатель Верховного Суда Жакип Асанов проинформировал о ходе работы по обеспечению цифровизации судебного процесса.

Глава судейского сообщества назвал цифровизацию фундаментом доверия населения, отметив, что у Верховного Суда есть видение, стратегия и доверие населения в данном процессе.

- Главой государства на двух последних съездах судей поставлены конкретные задачи по развитию электронного правосудия. Об этом в своих обращениях нам регулярно говорят и участники судебных процессов - адвокаты, юристы, простые граждане. Эта глобальная цель, которую мы ставим перед собой по итогам модернизации судебной системы, - подчеркнул Ж. Асанов.

По его информации, программой SMART-суд, предусмотренной в рамках программы «Семь камней правосудия», планируется внедрение в судах технологий блокчейна, работы с большими данными и использование искусственного интеллекта. Все это, как подчеркнул Ж. Асанов, позволит обеспечить высокий уровень удовлетворенности от использования IT-услуг судов. Более того, прогнозируемая экономия до 2022 года составляет порядка 14,2 млрд тенге.

- Любой желающий, благодаря им, сможет предсказать исход судебного спора. Правосудие станет предсказуемым. А это, как отметили на июньском Совете иностранных инвесторов, важный фактор повышения инвестиционной привлекательности Казахстана, - отметил глава высшего судебного органа.

Что касается достигнутых результатов, то они свидетельствуют о том, что судебные сервисы востребованы и цифровизация судов в Казахстане состоялась.

По данным Верховного Суда, сегодня 91 процент гражданских исков подается в электронном виде, 6,5 млн судебных актов доступно через Интернет, а число пользователей сервиса «Судебный кабинет» за последние три года возросло с 37 тыс. до 272 тыс., т.е. в семь раз.

Вместе с тем Жакип Асанов обратил внимание на ряд проблемных вопросов, в числе которых - недостаточный уровень финансирования и человеческие ресурсы.

- В течение прошлых лет целевое финансирование осуществлялось крайне недостаточно. Все средства частично изыскивались за счет экономии. От такого подхода страдают, прежде всего, пользователи судов. Уже привыкнув отправлять документы в суды онлайн, они не могут понять, почему сервисы виснут. Об этом они стали регулярно писать в социальных сетях. А это происходит из-за нехватки памяти, каналов связи, быстро устаревающей архитектуры и другого, - констатировал Председатель Верховного Суда.

По его словам, на 2018-2021 годы в рамках программы «Цифровой Казахстан» было заявлено около 2,8 млрд тенге, но бюджетная заявка не нашла поддержки.

Вторая проблема - низкий уровень использования сервиса «Электронное уголовное дело» сотрудниками правоохранительных органов на местах.

- Анализ показывает, что использование электронных возможностей ими минимально. Без четкой причины они все еще преимущественно пользуются бумагой. Все это существенно снижает эффективность, - подчеркнул Жакип Асанов.

При этом он призвал коллег серьезно изучить данный вопрос, отметив, что электронное уголовное дело - это гарантия соблюдения всех конституционных прав граждан, попавших в орбиту уголовного правосудия.

Заместитель Председателя Сената Парламента Бектас Бекназаров, обращаясь к участникам встречи, напомнил, что Глава государства определил цифровизацию стержнем Третьей модернизации Казахстана.

Вице-спикер Сената дал положительную оценку инновационным достижениям судебной системы: внедрению автоматизированной информационно-аналитической системы судебных органов «Төрелік», интернет-ресурсу судебной системы, сервисам по автоматизированному оповещению участников процесса и другим.

Бектас Бекназаров также отметил активную работу Генеральной прокуратуры по цифровизации правоохранительного блока. В частности, реализуются такие важные проекты, как «Электронное уголовное дело», «Единый реестр административных производств», «Единый реестр субъектов и объектов проверок», «Электронное обращение», «Аналитический центр», «Карта уголовных правонарушений».

Он, в частности, подчеркнул, что интеграция данных проектов с системой «Төрелік» позволит цифровизировать все стадии уголовного судопроизводства - от регистрации правонарушения до вынесения приговора суда.

- Принятый в 2017 г. Парламентом страны Закон по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности закрепил законодательную основу для ведения электронного уголовного судопроизводства в Казахстане. Принимаемые меры позволят снизить возможности для фальсификации и коррупции, сделают производство по этим делам более экономным, уменьшат нагрузку на государственный бюджет без ущерба защите прав и свобод человека и гражданина, - считает Б. Бекназаров. Вместе с тем он указал на необходимость решения вопросов создания и интеграции Единой информационной системы юридической помощи с системами Верховного Суда и Генеральной прокуратуры.

- Логическим продолжением успешно проводимой модернизации судопроизводства могла бы также стать цифровизация исполнения судебных актов, подчеркнул вице-спикер Сената Парламента РК.

На вопросах применения инновационных технологий в уголовном судопроизводстве подробно остановился председатель судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Абай Рахметулин.

- Цифровизация судебных органов базируется на следующих задачах и принципах: внедрение архитектурного подхода, использование мировой практики по применению гибкого подхода управления проектами, внедрение сервисной модели информатизации, постоянное совершенствование информационных технологий, применение сервисного подхода IT-услуг, - сообщил спикер. Одним из основных элементов электронного правосудия является сервис «Судебный кабинет», который является единым окном доступа ко всем услугам, предоставляемым судами.

- В целях соответствия требованиям общества, в 2017 году запущена мобильная версия «Судебного кабинета». В 2018 году модернизирован дизайн сервиса «Судебный кабинет». Также реализован механизм дистанционного участия в суде через мобильный судебный кабинет, то есть не приходя в суд, - сообщил Абай Рахметулин.

Кроме того, с 1 января текущего года внедрен новый расширенный банк судебных актов, который предоставляет доступ к судебным актам с 2011 по 2018 годы. В среднем количество поисковых запросов в банк судебных актов составляет более тысячи запросов только за один день.

Как подчеркнул глава коллегии, все публикации поиска судебных актов Верховного Суда позволяют широкому кругу пользователей получить доступ к судебным актам, обобщениям судебной практики, а также к форуму «Талдау».

На эффективную организацию работы судей направлена информационная система «Төрелік». Как пояснил Абай Рахметулин, система обеспечивает оперативный доступ к обмену информационных данных, высокую степень надежности и решает такую задачу, как ведение автоматизированного учета и контроля, соблюдение процессуальных сроков, формирование статистических и аналитических отчетов и упрощение судопроизводства.

На сегодняшний день система «Төрелік» интегрирована более чем с 32 базами и информационными системами госорганов.

Внушительные показатели также достигнуты в сфере аудиовидеофиксации судебных заседаний.

- На сегодняшний день все залы судебных заседаний в стране на 100 процентов оснащены современной системой АВФ, установленные системы имеют централизованную систему хранения данных, они интегрированы с системой «Төрелік» и сервисом «Судебный кабинет», - проинформировал А. Рахметулин.

По его данным, только за восемь месяцев 2018 года с применением системы АВФ в судебном заседании рассмотрено 93,4 процента судебных дел. В рамках системы АВФ предоставляется также возможность организации видеоконференцсвязи между судами республики.

Как сообщил председатель судебной коллегии Верховного Суда, местными судами уже проведено более 3,5 тыс. заседаний, где люди, находясь в другом регионе, дают свои показания посредством видеоконференцсвязи. Также посредством ВКС в КУИС рассмотрели более восьми тысяч материалов без этапирования осужденных в здание суда.

Важным поддерживающим компонентом всех перечисленных инновационных проектов судебной системы стал информационно-аналитический ресурс Верховного Суда - Ситуационный центр.

- Система мониторит всю работу судов республики, анализирует основные показатели судопроизводства, а также отслеживает ход судебных процессов посредством АВФ, в реальном времени видит возможные сбои в работе судов и принимает оперативные меры по их исправлению, - проинформировал спикер.

Абай Рахметулин также сообщил о таких новшествах, как пилотный проект «Электронное заседание и очередь», о работе автоматизированного бюро приема выдачи документов и терминала самообслуживания со сканером и о запуске контакт-центра судебных органов.

Особый интерес участников вызвали проекты перехода к электронным гражданским делам и электронным залам судебных заседаний.

- Создание электронного зала судебного заседания предполагают сокращение, а в дальнейшем полный отказ от бумажных носителей. Предполагается, что стороны будут подавать материалы посредством автоматизированных рабочих мест в зале суда, - подчеркнул Абай Рахметулин.

Между тем он отметил, что необходимым оборудованием еще предстоит обеспечить 1 418 залов. Кроме того, своего разрешения требует вопрос об информационном оснащении судебных залов вновь созданных специализированных судов.

По его словам, необходимо также увеличить пропускную способность каналов связи местных судов, поскольку существующий уровень не справляется с растущим потоком передаваемой информации.

Актуальным по-прежнему остается вопрос об интеграции судов с информационными системами органов следствия и прокуратуры.

О совершенствовании прокурорского надзора в рамках Госпрограммы «Цифровой Казахстан» проинформировал заместитель Генерального прокурора Марат Ахметжанов.

В числе приоритетных направлений он отметил важность создания в 2005 году единой базы «Уголовная статистика», введение в 2011 году «Электронной книги учета заявлений», а также внедрение в 2015 году информационной системы «Единый реестр досудебных расследований» (ЕРДР).

- Автоматизация регистраций правонарушений повысила качество надзора по регистрациям правонарушений. Значительно была минимизирована проблема укрытия преступлений, - отметил М. Ахметжанов.

По его информации, в прошлом году надзорным ведомством цифровизированы все стадии уголовного процесса - от регистрации уголовного правонарушения до приговора суда - путем интеграции прокурорских и судебных информационных систем.

В рамках разработки модуля «Электронное уголовное дело» с 1 января 2018 года в стране ведется расследование уголовных проступков и дел небольшой тяжести в электронном формате с последующим переходом на более сложные дела. По данным Генеральной прокуратуры, с начала года в электронном формате расследуются 8 043 уголовных правонарушений, что составило три процента от общего количества расследуемых дел.

Говоря о преимуществах модуля, Марат Ахметжанов обратил внимание на прозрачность ведения уголовных дел, снижение рисков фальсификации документов.

- Участники процесса с помощью веб-портала «Публичный сектор» смогут получить копии процессуальных документов в режиме онлайн. Также они могут подавать заявления, ходатайства и получать на них ответы, - сообщил он.

Важным подспорьем в прокурорской деятельности стала система «Зандылык».

- Оцифровали весь Уголовный кодекс, создали базу судебных актов и предусмотрели модуль автоматизированной проверки законности приговоров. Программа подсказывает, есть ли ошибки в позиции гособвинителя, и формирует шаблон обвинительной речи прокурора. Если приговор уже вынесен, посылает сигнал о необходимости внесения протеста на судебный акт, тем самым давая возможность объективной защиты прав граждан, - отметил спикер.

Так, в 2017 году система выявила порядка 400 незаконных приговоров, которые опротестованы и изменены через Верховный Суд.

Для обеспечения эффективности работы правоохранительных и специальных госорганов Генпрокуратура создала систему информационного обмена правоохранительных и специальных органов - СИО ПСО, которая содержит 79 государственных баз данных.

Данная система, как подчеркнул М. Ахметжанов, позволяет оперативно получать информацию необходимую для надзора в сфере уголовного, административного, гражданского и исполнительного производства.

Надзор в административной сфере органы прокуратуры осуществляют на платформе «Единой унифицированной статистической системы» (АРМ ЕУСС).

Кроме того, сегодня реализуется проект «Единый реестр административных производств» (ЕРАП), с помощью которого составляются электронные протоколы на планшетах.

- В системе уже год работает дорожная полиция. В течение двух лет в таком режиме будут работать все 64 госоргана, обладающих правом наложения административных штрафов, - сообщил заместитель Генпрокурора.

Еще одним важным преимуществом системы является возможность оплатить штраф на месте с помощью кардридера и банковской карточки для онлайн погашения.

Важная роль цифровизации отмечена также в сфере защиты бизнеса, ограждения его от незаконных проверок. Сегодня все плановые и внеплановые проверки назначаются только через систему «Единый реестр субъектов и объектов проверок», которая обеспечивает прозрачность государственного контроля и надзора. Для обеспечения законности и получения обратной связи с предпринимателями разработано мобильное приложение «Qamqor». Приложение используют порядка 30 тыс. бизнесменов. В целях оперативного анализа, прогнозирования, принятия превентивных мер по обеспечению правопорядка и профилактики правонарушений Генеральной прокуратурой создана система «Аналитический центр». На основе больших данных Центр проводит мониторинг процессов, находит в них аномальные отклонения, выявляет закономерности и создает рекомендации прокурорам.

Давать оценку эффективности работы полиции и местных органов, выбирать наиболее безопасный маршрут сегодня гражданам помогает Карта уголовных правонарушений.

- После того как полицейский зарегистрирует правонарушение и отметит место совершения, данные сразу отобразятся на портале, - добавил спикер.

Заместитель министра внутренних дел Рашид Жакупов в свою очередь проинформировал о некоторых результатах расследования уголовных дел в электронном формате.

- На сегодня нами уже расследовано в «е-УД» 9 821 дело, из них в суд направлено 3 291 дело, а прекращено - 3 638, - сообщил Рашид Жакупов.

По его словам, расследование дел в модуле «е-УД» показало положительный момент в области санкционирования следственных действий в электронном формате, в т.ч. по видеосвязи, что сокращает затраты и процессуальные сроки, а также исключает риск побега задержанных. По данным МВД, всего рассмотрено 184 ходатайства о санкционировании следственных действий. Для рассмотрения судами в режиме видеоконференций ходатайств об избрании меры пресечения оборудовано 45 изоляторов временного содержания.

Соответствующая работа проводится и по обучению личного состава работе с модулем «е-УД» - обучение прошли более ста заместителей начальников районных подразделений по следственной работе, начальники Следственных управлений и Управлений дознания всех департаментов внутренних дел. Всего же в стране оборудовано 1 500 мест для работы в данной системе. В связи с этим Рашид Жакупов выразил обеспокоенность по поводу проблемных вопросов технического обеспечения территориальных подразделений ОВД.

- С целью обеспечения деятельности органов досудебного расследования в модуле «е-УД», из местного бюджета выделено 2 млрд 424 млн тенге, тогда как для обеспечения полноценной работы дополнительно требуется 20 млрд 274 млн тенге. Недостаток финансирования не позволяет нам оборудовать необходимое количество рабочих мест модуля «е-УД» и расследовать проступки и преступления небольшой тяжести, как оно предусмотрено Планом поэтапной цифровизации уголовного процесса, -подчеркнул вице-министр МВД.

По его словам, количество уголовных проступков и преступлений небольшой тяжести, расследованных в электронном формате, составляет всего 10,8 процента из общего количества данных уголовных правонарушений, зарегистрированных в ЕРДР.

Кроме вопросов финансирования, ведомством выявлены проблемы работы технического характера в модуле «е-УД». Речь идет, в частности, об отсутствии возможности получения в ИС ЕРДР достоверных сведений по направленным в суд ходатайствам, об отсутствии каналов связи в Центре судебных экспертиз и об отсутствии ряда процессуальных механизмов.

- В целом разрешение указанных проблем позволит повысить эффективность применения положений закона о модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности, - заключил Р. Жакупов.

По итогам конструктивного обмена мнениями участниками выработана резолюция по дальнейшей цифровизации судебных и правоохранительных органов. Депутаты Сената в лице профильного Комитета выразили свою готовность в оказании необходимой поддержки в реализации процесса цифровизации.

Следите за новостями zakon.kz в: