Столица Казахстана является не только центром зарубежного и внутреннего туризма, но и городом делового сотрудничества. В Астане регулярно проходят международные форумы, выставки, спортивные состязания и другие массовые мероприятия с участием тысяч гостей из-рубежа и других регионов республики. И все это несет немалые риски завоза каких-то опасных заболеваний. О том, какие инфекции могут проникнуть в город, и как обеспечивается биологическая безопасность от внешних угроз журналисту Zakon.kz рассказал руководитель Департамента охраны общественного здоровья города Астаны Садвакас Байгабулов.
- Какие особо опасные инфекционные заболевания могут проникнуть в столицу из-за рубежа?
- Учитывая транспортные сообщения с ближним и дальним зарубежьем и неблагополучную эпидемиологическую ситуацию в мире, постоянно существует угроза заноса на территорию Астаны различных инфекционных заболеваний. В том числе особо опасных, таких как чума, холера, желтая лихорадка, вирусные геморрагические лихорадки – Эбола, Марбург, Ласса.
Также в последние годы в Астане отмечаются завозные случаи лихорадки Денге (по 1 случаю в 2014 и 2015 году) и малярии (2015 – 1, 2016- 2, 2017 - 1). А в конце 2017 и начале 2018 года в Алматы выявлено 10 завозных случаев холеры, из которых шесть контактных с больными холерой, прибыли в Астану. За этими людьми было своевременно организовано медицинское наблюдение.
- Как происходит выявление и осуществляется контроль, за привозными заболеваниями?
- В аэропорту Астаны круглосуточно работает пункт санитарно-карантинного контроля, где установлены стационарные тепловизоры для выявления температурящих больных. В целях обеспечения постоянной готовности служб реагирования на угрозу ввоза проводятся плановые общегородские тренировочные тактические учения с участием Департамента по чрезвычайным ситуациям, Управления общественного здравоохранения, инфекционных стационаров, станции скорой медицинской помощи. Также проводится профилактическая работа с людьми, выезжающими в регионы неблагополучные по инфекционным заболеваниям. Например, выезжающим в хадж, туристические фирмы проводят вакцинацию против менингита.
- Но ведь опасные заболевания можно привезти в столицу не только на самолете, но и другими видами транспорта, прибывающими из других областей страны. Какие регионы сейчас наиболее неблагополучны в эпидемиологическом плане?
- Конечно, социально-экономическое развитие Астаны способствует увеличению объемов привлекаемых инвестиций и миграционных потоков из регионов в столицу. В связи с этим возможен завоз инфекций из эндемичных регионов Казахстана. А в стране имеется немало мест, где расположены природные очаги особо опасных инфекций.
Например, природные очаги сибирской язвы в ВКО, Карагандинской и Павлодарской областях. Чумы - в Мангыстауской, Актюбинской, Атырауской, Алматинской, Жамбылской, ЗКО, Туркестанской и Карагандинской областях. Конго-Крымской геморрагической лихорадки - в Жамбылской, Кызылординской, Туркестанской областях. Геморрагической лихорадки с почечным синдромом в ЗКО.
Вокруг Астаны создается уникальный зеленый пояс, однако появляется настороженность со стороны эпизоотолого-эпидемиологической ситуации по ряду природно-очаговых, зооантропонозных заболеваний. Таких как туляремия, бешенство, иерсиниозы, бореллиозы, клещевой энцефалит. Эти заболевания не характерны для Астаны, но регистрируются в близлежащих районах Акмолинской области.
- Как обеспечивается биологическая безопасность от внутренних угроз?
- Для обеспечения постоянного мониторинга за объектами внешней среды и своевременного выявления возбудителей природно-очаговых инфекций создана специальная зообиологическая группа, которая занимается сбором клещей, отловом грызунов и т.д. Ежегодно проводятся весенний и осенний тур сплошной дератизации (борьба с грызунами). Для предотвращения размножения малярийных комаров проводятся дезинсекционные мероприятия (борьба с насекомыми).
Кроме того, благодаря вакцинации за последние 20 лет в Астане снизилась заболеваемость вирусным гепатитом «В» в 12 раз, эпидемическим паротитом – в 101 раз, коклюшем – в 8 раз. Показатели заболеваемости краснухой снизились с 73,8 случаев до 0,2 на 100 тыс. населения. В городе не регистрируется дифтерия, корь, столбняк, полиомиелит.
- Достаточно ли у столичных медицинских служб возможностей, чтобы выявлять все эти опасные заболевания?
- В столице лабораторная служба представлена бактериологической, вирусологической и лабораторией особо опасных инфекций.
Лаборатория особо опасных инфекций проводит определение более 20 возбудителей инфекций таких, как холера, сибирская язва, ККГЛ, ГЛПС, лихорадка Денге, лихорадка Западного Нила, Ку-лихорадка, клещевой энцефалит, боррелиозы, бруцеллез, туляремия, лептоспироз. Вирусологическая лаборатория проводит идентификацию таких инфекций как птичий грипп, атипичная пневмония, короновирусные, энтеревирусные, корь, краснуха и др. В бактериологической лаборатории проводится определение около 30 инфекций таких, как менингококковая инфекция, коклюш, ботулизм, сальмонеллез, дизентерия и др. Радиологическая лаборатория проводит определение содержания цезия и стронция в пищевых продуктах, факты их облучения, α и β- активность радиации экспресс-методом измерения «ДКС-96», и «МКС - 11».
В общем, у нас есть все возможности для того, чтобы обеспечить лабораторно-диагностическую безопасность.
- Как ведется мониторинг безопасности пищевой и непищевой продукции, производители каких стран чаще всего допускают какие-то нарушения?
- Мониторинг безопасности ввозимой в город продукции ведется на постоянной основе. Из общего количества всей пищевой и непищевой продукции, процент несоответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС составил 21% или 428 проб. Несоответствие пищевой продукции составило 23% или 368 проб.
Порядка 68% несоответствующей продукции приходится на производителей государств-членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, Кыргызской Республики, Республики Беларусь, а также отечественных производителей.
Оставшиеся 32 % несоответствия приходится на продукцию из стран ближнего и дальнего зарубежья: Китая, Украины, Турции, Франции, Бельгии, Германии, США и других государств.
- И какие в основном выявляются нарушения?
- Основная доля, то есть 66% несоответствующей продукции, выявлено по части маркировки: отсутствие информации об изготовителе и импортере, условиях хранения, дате выработки, сроке годности, перевод на государственный язык и единый знак обращения на рынке государств-членов ТС, подтверждающий прохождение товара (продукции) оценки соответствия и удостоверяющий ее безопасность.
Еще 16% – это несоответствие требованиям безопасности. То есть, высев в продукции бактерий группы кишечной палочки, обсеменение различной флорой, в том числе патогенной, наличие плесневых грибов.
Порядка 10% составляют факты обмана потребителя, введение его в заблуждение, несоответствие по показателям заявленной на маркировке продукции, где производителем или импортером не указываются в составе на этикетке содержание красителей, свинины или сои и т.д.
Оставшиеся 8% – это превышение химических элементов допустимых норм, несоответствие по органолептическим свойствам.
Для устранения выявленных нарушений по безопасности реализуемой продукции возбуждено 54 дела об административных правонарушениях. Наложено 27 штрафов на сумму 1,2 млн тенге. Вынесено 27 постановлений суда с решением о наложении штрафов на 7,4 млн тенге, с приостановкой деятельности 2-х объектов. Снято с реализации более 3,2 тонн продукции.
Владимир Демидов