Качество как национальная идея
Асель Муканова
Международная общественность отметила Всемирный день качества. Накануне этой даты редакция нашей газеты обратилась к председателю Комитета технического регулирования и метрологии МИР РК Арману Шаккалиеву с просьбой рассказать об итогах деятельности возглавляемого им ведомства, а также проблемах, связанных с реализацией государственной политики в сфере стандартизации и метрологии.
- В Послании народу Казахстана Президент поставил задачу по созданию специального органа для контроля качества и безопасности товаров и услуг. Почему эта сфера нуждается в реформировании?
- Глава государства смотрит на любые проблемы в их развитии, глобально и на десятилетия вперед. Качество - основа и конкурентоспособной экономики, и здоровой жизни, и технологического роста, а не только способность удовлетворить ожидания потребителей с учетом растущих возможностей производства.
Когда мы говорим о качестве, то подразумеваем соответствие каким-либо требованиям, установленным стандартами. Но есть еще и такое понятие, как «инфраструктура качества». Комитет технического регулирования и метрологии как раз ее и формирует.
Примечательно, что буквально в день оглашения Послания Президент также подписал Закон «О стандартизации». Это новая веха в отечественном нормировании. Казалось бы, простая перемена слов: была государственная стандартизация, стала - национальная. Но на самом деле речь идет о смене идеологии.
То есть если раньше стандартизация была актом государственной воли, и, соответственно, производитель брал под козырек и разделял ответственность с государством, то теперь мы говорим о том, что стандарт - это консенсус национальных производителей, и требования формируются промышленностью.
Еще одна известная, но точная фраза: «Стандарт может быть ключом к замку». То есть он дает производителям возможность быть представленными на территории всей страны, и в законе создаются для этого условия.
В новом законе усилена роль технических комитетов по стандартизации с обязательным техническим обсуждением национальных стандартов на их площадке. Отныне государство, промышленность и потребители совместно будут закладывать техтребования к продукции при принятии национальных стандартов, а это обеспечит удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон: потребителя - в части качества и экономичности; производителя - в эффективности производства и выходе на экспорт; государства - в части безопасности и социального развития.
- Как раньше регулировалась эта сфера?
- Законом «О техническом регулировании» в 2004 году были заложены правовые основы технической политики государства в вопросах промышленной безопасности. На сегодня данные требования формируются и в единых технических регламентах, около 40 из которых уже вступили в силу. Причем в рамках ЕЭАС требования не просто согласованы или гармонизированы - они единые. И там тоже используются стандарты, но это лишь одно из их предназначений.
Основная же функция стандартов - упорядочить требования с тем, чтобы масштабировать производство, повысить его эффективность, взаимозаменяемость компонентов и увеличить доверие со стороны потребителей.
Сегодня мы делаем следующий шаг в развитии качества путем создания национальной системы стандартизации. Закон «О стандартизации» обсуждался 2 года, использовался международный опыт. Теперь необходимо качественно реализовать его.
Главное, каким образом вовлечь промышленность в этот процесс, как создать условия для массового использования стандартов? Законом предусмотрены новеллы по определению через анализ и систематизацию актуальности и востребованности стандартов, необходимых для отечественной промышленности, что позволит исключить избыточные требования. В свою очередь мониторинг применения национальных стандартов обеспечит их непрерывную актуализацию в целях постоянного повышения уровня качества продукции.
Проще говоря, мы развиваем собственный рынок, устанавливая высокие требования по качеству, а наш производитель, участвуя в процессе стандартизации, будет стремиться к международному уровню и, соответственно, способствовать защите рынка от фальсификата и контрафакта.
Все эти преобразования требуют определения национального органа по стандартизации, который бы проводил политику в данной сфере, а также координировал процессы и обеспечивал соблюдение баланса заинтересованных сторон по принципу «государство - бизнес - потребитель».
- Иначе говоря, активное участие производителей важно, чтобы задавать собственные правила игры?
- Именно! Я недавно участвовал в заседании Совета ИСО в Женеве, в состав которого Казахстан был избран в прошлом году. Членство позволяет республике принимать деятельное участие в формировании политики в области международной стандартизации и продвигать национальные интересы в решении актуальных вопросов.
Так вот, помимо прочих аспектов, обсуждалось именно активное вовлечение предпринимателей в процесс разработки стандартов. Использование разработанных с их участием стандартов даст МСБ возможность улучшить качество товаров и услуг, сократить издержки, увеличить прибыль и получить доступ к экспортным рынкам.
Кроме того, стандарты и технические регламенты, по сути, позволяют увидеть еще не охваченные отечественным производством «ниши». В условиях Индустрии 4.0 и ориентации на экспорт это особенно важно. По перечню товаров, которые являются объектом регулирования, производитель может понять, где еще имеется зависимость от импорта.
При производстве продукции он будет обязан исполнять требования технического регламента. И здесь важно: или ты сам пишешь правила, или поручаешь это делать другим. Первое время Казахстан так и делал. Но когда стало развиваться собственное производство и пришлось работать уже в рамках кем-то установленных правил, поневоле возникли вопросы и проблемы…
- Казахстан является членом ВТО, и наши экспортеры, шагая в ногу со временем, перешли на международные стандарты. Какие сегодня существуют технические барьеры для экспорта отечественной продукции на зарубежные рынки?
- Одним из направлений деятельности в сфере технического регулирования является снятие технических барьеров. Наиболее часто они выражаются в установлении более высоких (жестких) технических норм для экспортеров или в запрете на ввоз несоответствующей продукции. Мы совместно с НПП «Атамекен» подготовили сервисную модель применения инструментов техрегулирования для поддержки экспорта как базовой основы развития производственного потенциала отечественных производителей.
Запланировано проведение странового обзора приоритетных государств, в которые экспортируются товары, с указанием действующей системы технического регулирования, оценки соответствия и контроля продукции.
Другим важным моментом является обеспечение информационной поддержки через формирование и постоянную актуализацию перечня потенциально пригодной для экспорта продукции.
Уже сегодня проводится сбор информации от 498 экспортоориентированных предприятий, и каждое из них должно своевременно получать сведения о разрабатываемых регламентах, процедурах оценки соответствия в странах экспорта. Хочу отметить, что буквально на днях в Мекке состоялось заседание Совета директоров Института стандартов и метрологии Исламских государств (далее - SMIIC), в ходе которого Казахстан в лице Комитета технического регулирования и метрологии МИР РК был принят в полноправные члены данной организации.
Вступление в SMIIC даст возможность казахстанским производителям изготавливать халал-продукцию и сертифицировать ее на соответствие стандартам этой организации, которые признаются всеми исламскими странами, входящими в состав структуры, на сегодня это более 33 государств, в том числе Малайзия, ОАЭ, Турция, Афганистан, Иран, Саудовская Аравия, Ливан, Египет.
- Вернемся к инфраструктуре качества. Насколько мне известно, положительные изменения есть и в области обеспечения единства измерений?
- Здесь мы тоже сделали шаг вперед. В этой сфере присутствовало государство, именно оно устанавливало периодичность поверок и калибровок. Приняты изменения в закон об обеспечении единства измерений, где мы сужаем это присутствие, оставляя большую зону ответственности за производителем.
Логика проста: если вы производите товар, то должны быть заинтересованы в меньших потерях и лучшем качестве, а значит, чаще измеряете процесс. Ведь контроль качества - один из ключевых элементов производства. К сожалению, так бывает не всегда, производители в погоне за прибылью порой забывают о качестве.
Сейчас идет активная фаза формирования перечня средств измерений, которые должны быть в госрегулировании. Важно, чтобы наша единица измерения была также прослеживаема от международных эталонов. Модернизировать эталоны мы стараемся ежегодно, это зависит от того, насколько меняются технологии, глубина измерений, охват. Важно не отставать. И для нас уже стоит задача не только покупать, но и обновлять оборудование своими силами.
- После того как продукция произведена и измерена, она должна выйти на рынок. Возникает необходимость оценки соответствия. Как обстоят дела в этом сегменте?
- Оценивать должны независимые субъекты - эту функцию в Казахстане выполняют органы по сертификации и испытательные лаборатории. В свою очередь их компетентность и профессионализм также должны быть оценены, этим занимается Национальный центр аккредитации. И это еще один важнейший инструмент контроля.
В этом плане нам есть чем гордиться. В 2010 году Казахстан стал полноправным членом ILAC (Международное сотрудничество по аккредитации лабораторий), а в 2013-м - полноправным членом IAF (Международный форум по аккредитации). За правом использовать совмещенный знак ILAC⁄IAF стоит признание нашей системы и результатов деятельности. То есть за рубежом они признаются организациями, соответствующими международным требованиям и вызывающими доверие.
- И очень важно не подрывать это доверие. К сожалению, нельзя сказать, что здесь все гладко…
- Появились различные консалтинговые компании, которые, если верить их рекламе, за 2 часа выдадут сертификат соответствия. Это, по сути, мошенники. Их деятельность приводит к дискредитации всего того положительного, созданного за прошедшие годы. Мы можем устанавливать сколь угодно хорошие требования, но появление таких проходимцев нивелирует все достижения.
Речь идет о «серых» сертификатах, которые выданы без проведения испытаний, а иногда это и вовсе подлог. Мы создали межведомственную рабочую группу, ежемесячно проводим мониторинг. Но, к сожалению, до конца не отлажено информационное взаимодействие между странами. А в условиях отсутствия таможенных границ на территории ЕАЭС признаются документы каждой ее страны, и мошенники этим пользуются. Нам часто приходят запросы от соседей насчет производителей, которые, оформляя, например, документы в России, ссылаются на испытания, якобы проведенные в Казахстане.
Поэтому мы приступили к активным мерам по взаимодействию с Федеральной службой аккредитации. Запустили систему электронного прослеживания, где будем видеть все протоколы в электронном виде и на основе сопоставительного анализа их использования выявлять неполные циклы испытаний. Это когда лаборатории проводят их по трем параметрам, а в сертификате указывают, что по десяти.
Ответственность за такие действия предусмотрена вплоть до уголовной. Но зачастую реакции на наши обращения по фактам мошенничества со стороны правоохранительных органов нет. Важно, чтобы все органы контроля работали единым фронтом.
Это, можно сказать, обратная сторона создания благоприятных условий для предпринимательства. Государство предоставляет большую свободу, но она подразумевает и большую ответственность. И самое время бизнесу созреть в плане социальной ответственности.
Технический регламент при всей своей избыточности - тот инструмент, который выводит производство из «тени». Уйти от подпольных мастерских к цехам и брендам, создать условия для цивилизованного развития, сократить количество теневого бизнеса - вот в чем суть технического регулирования. Однако «серые» сертификаты появляются, пока на них есть спрос. И я не знаю, что хуже: когда производитель просто пытается избежать, как он думает, бюрократии, когда он производит заведомо не очень качественную продукцию или когда другие страны, видя отсутствие контроля, открывают две линии производства - качественную, исключительно для себя, и откровенно некачественную - для нас.
Президент РК обозначил стремление к повышению качества жизни - качества медицинских услуг, образования, городской среды, и это требует комплексного решения. Качеству в нашей стране уделяется пристальное внимание, есть даже специальная премия Главы государства.
Теперь в массовом сознании должно сформироваться правильное отношение к качеству жизни, которое начинается с отношения к своему здоровью, одежде, знаниям. Если смотреть шире, это качество персонала, технологий, управления. То есть качество должно стать национальной идеей, что неизбежно приведет к повышению уровня жизни.