Вместе противостоять социальному злу
Адам Акбаров
Казахстан одним из первых в СНГ принял Закон «О борьбе с коррупцией», определивший цели, задачи, основные принципы и механизмы борьбы с ней. Начиная с 2001 года реализуются государственные программы по борьбе с коррупцией, в рамках которых принимаются конкретные меры по устранению причин и условий возникновения коррупционных проявлений.
Действующий с 1999 года Закон «О государственной службе» и утвержденный Главой государства в 2005 году Кодекс чести государственных служащих создали основу для формирования в Казахстане профессионального государственного аппарата, построенного на принципах подотчетности, прозрачности и меритократии.
Помимо этого в стране был создан специальный государственный орган, объединяющий в себе регуляторные и правоохранительные функции в сфере государственной службы и противодействия коррупции. Он призван не только регулировать вопросы организации и прохождения государственной службы и мониторинга чистоты государственного аппарата, но также наделен функцией предупреждения и профилактики коррупции, уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления. Несмотря на отсутствие универсального и всеобъемлющего определения коррупционного деяния, к нему прежде всего относят злоупотребление чиновниками властью или должностным положением для получения личной выгоды, а наиболее распространенными ее видами признаются обычно подкуп чиновников, использование служебных полномочий в корыстных целях.
С начала этого года страну потрясли известия о десятках уволенных чиновников, изобличенных в воровстве с использованием должностных полномочий. Антикоррупционная служба РК зарегистрировала около полутора тысяч уголовных правонарушений в госорганах, из которых более 70 процентов - коррупционные.
По словам официального представителя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Нурлана Жахина, ущерб государству от коррупционных преступлений за четыре месяца 2018 года составил 4,2 млрд тенге, что в два раза превышает показатели прошлого года. При этом больше всего коррупционных преступлений, по словам Жахина, совершили сотрудники местных исполнительных органов, органов внутренних дел, госдоходов и сельского хозяйства. Ранее руководитель ведомства Алик Шпекбаев заявлял, что коррупционеры нанесли ущерб государству на более чем 1,1 трлн тенге.
Одной из предпосылок для коррупционных проявлений является также наличие непосредственного контакта чиновника с гражданином. Чем проще и прозрачнее процедура получения государственных услуг, тем меньше уровень коррупции. Но практика показывает, что некоторые нарушители закона умудряются обойти такой принцип стороной и проворачивают свои «темные» дела, невзирая ни на какое наказание. В связи с этим возникает резонный вопрос: нужно ли ужесточать законодательство в сфере коррупционных преступлений?
Адвокат Джохар Утебеков считает, что в этом нет никакой необходимости, поскольку достаточно того, что подобные преступления квалифицируются как особо тяжкие.
- Я не призываю к гуманизации наказаний за коррупцию, просто констатирую факт: у нас законодательство итак достаточно жесткое к коррупционерам и не надо его ужесточать. Помогло ли нам то, что получение взятки в крупном размере стало особо тяжким преступлением? Если уж говорить о поимке коррупционеров, то тут, как и с любым другим криминалом, наказание должно быть неотвратимым, а не жестоким. Коррупция имеет очень низкий уровень рецидива. Чиновник, получивший обвинения во взятке, не имеет права занимать государственные должности. Смысла в ужесточении наказания нет. Страх должен быть не перед наказанием, а перед поимкой, - говорит адвокат.
По некоторым источникам, начиная с 2012 года количество пойманных на взятке госслужащих не только не сократилось, а наоборот, возросло почти в два раза. Трудно представить масштабы раскрытых преступлений, ведь есть и такие, которые еще не установлены уполномоченными органами. И тем не менее, давайте вспомним о том, как из-за подобных преступлений к уголовной ответственности привлекались члены правительства, главы нацкомпаний, акиматов, а также суммы ущерба, которые они нанесли.
Напомним, громкое дело, связанное с экс-председателем АО «Астана ЭКСПО-2017» Талгатом Ермегияевым, стало одним из самых скандальных в стране. В результате бывший чиновник был осужден на 14 лет лишения свободы за хищение средств нацкомпании. Вместе с ним по делу проходили еще 22 человека и все они были преданы суду (сумма ущерба приблизительно составила 8,06 млрд тенге). Экс-Премьер-Министр РК Серик Ахметов также был осужден за присвоение вверенного чужого имущества, незаконную предпринимательскую деятельность и злоупотребление должностными полномочиями (сумма ущерба составила 2,2 млрд тенге). Экс-Вице-Министр обороны РК Багдат Майкеев был признан виновным в получении взяток и незаконном хранении оружия. В июне 2016 года его приговорили к шести годам тюрьмы, но в феврале 2015 года он был освобожден от наказания в связи с болезнью (сумма взятки составила 252 млн тенге). К сожалению, это далеко не весь перечень коррупционных преступлений, совершаемых госслужащими.
По словам юриста алматинской юридической клиники Жанибека Жандосова, несмотря на наличие подобных правонарушений среди чиновников и других должностных лиц, уровень коррупционных правонарушений и рисков, связанных с подобными преступлениями, удается снизить благодаря созданным условиям для беспрепятственного информирования гражданами о фактах коррупции, в том числе за счет телефонов доверия и веб-сайтов государственных органов. При этом предупредительно-профилактическая деятельность является приоритетной для специально созданных органов.
- Граждане с каждым годом становятся все образованнее в правовом плане. Благодаря Интернету любой человек может зайти на сайт Антикоррупционного бюро и проследить новшества в законодательстве или обратиться за помощью. Радует то, что в стране успешно реализуется принцип неотвратимости наказания. Чиновники, уличенные в совершении коррупционных деяний, невзирая на занимаемые должности и ранги, несут ответственность по всей строгости закона. Уголовно-правовая политика обеспечивает жесткую ответственность должностных лиц за совершение ими коррупционных преступлений. Наряду с этим, антикоррупционное законодательство дополнено нормами по конфискации имущества, добытого преступным путем, персональной ответственности руководителей за противодействие коррупции. В нем закреплено такое важное понятие, как «конфликт интересов». Наряду с усилением ответственности государственных служащих, совершенствуются и их социальные гарантии - говорит Ж. Жандосов.
Как отмечает юрист, проблема коррупции существует во всех странах мира. Она не только тормозит социально-экономический прогресс, но также отличается своими характерными проявлениями и масштабами, поскольку сложность выработки эффективных мер противодействия коррупции обуславливается ее особенностями для каждого отдельно взятого государства и трудностями, связанными с ее изменчивостью. При определении причин, условий и последствий коррупции должны учитываться такие факторы, как местный менталитет, национальные и религиозные особенности, уровень правовой культуры.
Вместе с тем главными условиями эффективного и системного противодействия коррупции признаются подотчетность и подконтрольность органов власти обществу, независимость и справедливость правосудия, четкие в изложении и несложные в применении законы, меритократия в кадровой политике государства, прозрачность государственных процедур и нетерпимость к коррупции в обществе. В условиях модернизации экономики и масштабных социальных преобразований в Казахстане все более очевидной стала потребность в целостной антикоррупционной стратегии, тесно увязанной с современной социально-экономической политикой государства, учитывающей культуру и этику нашего общества, международные тренды.
Поэтому государство будет и дальше принимать все меры и создавать условия, при которых использование служебных полномочий в корыстных целях будет невыгодным и невозможным. Одной из важных таких мер станет декларирование государственными служащими не только своих доходов, но и расходов. В дальнейшем такое декларирование будет распространено на все население, что окажет положительное влияние на соблюдение законности и обеспечение прозрачности в системе государственной службы.
В антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы отмечено, что для снижения уровня коррупции в государственном аппарате предусматривается дальнейшее поэтапное повышение заработной платы и социальных льгот чиновников по мере расширения финансовых возможностей государства. Эта задача актуализируется и с учетом того, что оплата труда государственных служащих пока остается недостаточно конкурентоспособной по сравнению с частным сектором. Ведь неподкупность государственных служащих и прозрачность их деятельности - основа успешности антикоррупционной политики.
В связи с этим будут приняты меры по поэтапной передаче ряда государственных функций в негосударственный сектор - саморегулируемым организациям. Влияние человеческого фактора минимизирует и широкое использование современных информационных технологий. В результате будет возрастать объем услуг, оказываемых населению в электронном формате, в таком формате в том числе будет обеспечиваться выдача разрешений. Предполагается, что в базовых отраслях социальной сферы, включая образование и здравоохранение, оказание соответствующих услуг в электронном виде будет способствовать снижению коррупциогенности.
Нередко коррупционные правонарушения являются следствием слабой правовой грамотности граждан при реализации своих прав и законных интересов. Необходимо добиваться кардинального искоренения правового нигилизма в обществе. Выправить ситуацию призвана масштабная разъяснительная работа среди населения, систематическая и кропотливая деятельность по повышению правовой культуры граждан с учетом их возрастных, профессиональных и иных особенностей.
Отметим, что в Казахстане по примеру зарубежных стран введено материальное поощрение граждан, сообщающих о фактах коррупции. Этот механизм показывает свою действенность. Благодаря принципиальной позиции наших граждан предотвращено немало коррупционных правонарушений. Необходимо и дальше работать в этом направлении, ведь коррупция нейтрализует торжество справедливости, законности и не дает развиваться обществу в русле правового государства.