Регулируя общественные отношения (Е. Наурзбаев, гл. специалист суда № 2 г. Павлодара)

Регулируя общественные отношения

 

Е. Наурзбаев,

гл. специалист

суда № 2 г. Павлодара

 

В Республике Казахстан одним из важнейших направлений государственного развития является дальнейшее совершенствование форм защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина. Несомненно, вопрос защиты прав человека в правовом, демократическом государстве занимает главную позицию среди всех остальных вопросов общественно-политического развития.

В Казахстане, стремящемся в своем политическом развитии к правовой форме организации, права и свободы человека и гражданина закреплены в основном правовом документе страны - Конституции РК. В ней также отражен механизм защиты прав и свобод в случае нарушения - прежде всего, через систему судебных органов. Так, в разделе 7 Конституции «Суды и правосудие», в ст. 76 указано, что судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров республики.

Система судебных органов в РК более детально регламентируется специальным Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей в Республике Казахстан», принятым 25 декабря 2000 года. Защита прав и свобод человека в РК осуществляется с помощью установленных форм судопроизводства - гражданского, уголовного, а также в определенных случаях, с участием присяжных заседателей.

Практически вся жизнедеятельность человека и деятельность организаций подпадает под регулирование гражданско-правовых норм. Гражданским законодательством регламентируются общественные отношения, складывающиеся в сфере торговли, заключения сделок, защиты прав интеллектуальной собственности (авторское право), чести и достоинства, деловой репутации, наследования и др. В случаях нарушения этих прав каждый вправе обратиться в суд, рассматривающий гражданские дела, с соблюдением правил подсудности и требовать справедливого разрешения его дела.

Есть немало случаев, когда нарушаются наиболее значимые ценные права человека, например, право человека на жизнь, свободу, собственность. Подобные действия наносят существенный вред охраняемым государством общественным отношениям. Такие отношения регламентируются уголовно-правовыми нормами. Уголовное законодательство Республики Казахстан представлено Уголовным кодексом РК, устанавливающим признаки преступления и систему уголовных наказаний. Система уголовного законодательства в отличие от гражданского более ограничена, поскольку состоит лишь из Уголовного кодекса, которым должен руководствоваться судья при вынесении приговора. Здесь действует принцип «применение уголовного закона по аналогии не допускается», т.е. уголовная ответственность наступает лишь за те преступления и проступки, признаки которых указаны в Уголовном кодексе. Гражданское законодательство, напротив, предусматривает принцип применения аналогии закона и права, при которых в первом случае, при отсутствии прямой нормы, регулирующей данное правоотношение, применяется схожая аналогичная норма, а при ее отсутствии - второй случай, применяются общие начала гражданского законодательства и требования добросовестности, разумности и справедливости.

Защита прав человека в области здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и безопасности осуществляется в форме административного судопроизводства. Административное законодательство РК представлено Кодексом РК об административных правонарушениях, который применяется специализированными административными судами.

В целях защиты прав человека в РК совершенствуется судебная система, в частности ужесточаются требования к подбору судейских кадров. Судья - это не просто должностное лицо, выполняющее определенные государственные функции, но, прежде всего, человек с высокой моральной позицией, высокоинтеллектуальный, неподкупный и действительно решающий юридические дела на основании Высшего Закона государства - Конституции, законов и внутреннего убеждения. Судья при разрешении конкретного дела ставит последнюю точку в назревшем конфликте, поэтому каждый человек, обращаясь в суд, надеется на справедливое и законное разрешение его дела. Это высокое звание должен иметь человек, по-настоящему доказавший, пройдя все необходимые этапы отбора, что он достоин этого звания благодаря своим блестящим знаниям законодательства, практическому опыту и морально-этическим установкам.

Справедливая судебная система и отношение народа к правосудию во многом зависит также и от качества существующего массива законодательства и подзаконного нормотворчества. Законодательство должно быть четким и логически систематизированным, понятным и ясным, недвусмысленным, не дублирующим одни и те же понятия. Поскольку в нашей правовой системе судья не является творцом законов, а лишь применяет их, поэтому от того, насколько компетентен законодательный орган страны, будет напрямую зависеть и качество принимаемых законов. Как в свое время говорил немецкий юрист Георг Еллинек, «законодатель должен мыслить как философ, а говорить как крестьянин», это высказывание актуально и в настоящее время.

Хотелось бы отметить следующий важный фактор: права и свободы человека должны регламентироваться законодательными актами Республики Казахстан, а не подзаконными. Дело в том, что большой массив подзаконных актов зачастую создает определенный хаос в системе нормотворчества и тем самым затрудняет правоприменительную практику. На мой взгляд, очень важным при создании законов является соблюдение правильной юридической техники путем нахождения баланса между общим (абстрактным) и частным (детальным) изложением смысла, с тем, чтобы максимально исключить в дальнейшем необходимость принятия подзаконных актов во исполнение закона. Нужно оставить принятие подзаконных актов на те вопросы, которые не связаны с правами человека. Права и свободы человека, как указано в ч. 2 ст. 12 Конституции РК, принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.

Таким образом, защита прав человека и правосудие - это два взаимосвязанных и взаимообусловленных понятия, каждое из которых создает условия для существования другого. Поэтому данной проблеме государство должно всегда придавать первостепенное, приоритетное значение в своей многовекторной политике.

Охрана прав и свобод человека и гражданина в РК осуществляется не только через специальные гарантии с помощью системы судебных органов, в которые может обратиться человек за восстановлением нарушенных прав, но и через общие гарантии, которые государство должно создавать для полной и законной реализации прав и свобод человека в обществе. Государство, создавая благоприятные экономические, политические, культурные условия для реализации личности, тем самым создает атмосферу взаимных доброжелательных отношений между гражданами, что, в свою очередь, порождает элементы саморегулирующегося гражданского общества. Общество, живущее в мире и согласии, в меньшей степени подвержено конфликтам, что обуславливает взаимное уважение и соблюдение прав и свобод человека.

Как показывает опыт, в государствах с высокоразвитой рыночной экономикой, с высоким уровнем правосознания народа и его высокой политической активностью, права и свободы человека признаются высшей ценностью и реально гарантируются в полной мере. Каждый гражданин в таком правовом государстве по-настоящему осознает важность соблюдения прав и свобод других лиц в их отношениях друг с другом.

Республика Казахстан, провозгласившая себя правовым и демократическим государством, должна стремиться к поиску компромисса между европейским и азиатским путями для наиболее совершенного развития страны в целях обеспечения верховенства права, свобод человека и соблюдения законности.

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: