В зоне высокой добавленной стоимости
Досжан Нургалиев
В соответствии с поручениями Главы государства в стране разработана и утверждена Концепция Третьей программы индустриализации на 2020-2025 годы, ориентированной на углубление реформ в индустриально-промышленном комплексе. Ряд важных задач в этой сфере Президент поставил и в своем выступлении на недавнем расширенном заседании Правительства.
Индустриализация: несырьевой концепт
Напомним, базовые условия для реализации приоритетных задач нынешнего этапа индустриализации были заложены в рамках двух предыдущих программ. Они способствовали реализации в обрабатывающей промышленности более 1 250 проектов, созданию 120 тыс. постоянных рабочих мест.
В 2018-м введено в строй более 100 объектов (13 тыс. рабочих мест). Совокупность этих производств сегодня формирует контуры новой индустриальной реальности в экономике, оказывая свою степень влияния на темпы роста.
По итогам 2018 года увеличение объема производства в обрабатывающей промышленности составило 4,1%. Существенную лепту в эту динамику внесла производственная активность машиностроения, рост которой сложился на уровне 14,1%, нефтепереработки - на 8,8%, химической промышленности - на 8,1%, сектора бумажно-картонажной продукции - на 4,9%, легкпрома - на 4,4%, производства резиновых и пластмассовых изделий - на 3,1%.
В рамках мер по развитию промышленной инфраструктуры в стране создано 12 специальных экономических зон, из которых на сегодня 3 имеют полную инфраструктурную готовность. Это Парк инновационных технологий, СЭЗ «Оңтүстік» и «Хоргос - Восточные ворота».
В целом в Казахстане функционируют 22 индустриальные зоны с полностью или частично завершенной инфраструктурой. На стадии строительства находятся 7, на этапе проектирования - 9.
Индустриализация способствовала увеличению количества предприятий в отраслях обрабатывающей промышленности, ориентированных на выпуск готовой продукции. Так, в машиностроении количество новых предприятий выросло на 805 единиц, в пищевой промышленности - на 545, в стройиндустрии - на 514. Суммарная доля этих производств в общем приросте действующих предприятий обработки составляет более 50%.
Лидерами по приросту новых производств являются отрасли прочих готовых изделий (в 3,3 раза), химической промышленности (в 1,7 раза) и машиностроения (в 1,5 раза). Незначительный рост (на 8%) наблюдается в таких отраслях обрабатывающего сектора, как металлургия, нефтепереработка, производство бумаги.
Между тем одним из ключевых показателей, характеризующих положительный экономический эффект индустриальной политики в целом, являются динамика и тенденции в сфере несырьевого экспорта. Судя по ситуации в данной области, текущая география казахстанского экспорта товаров охватывает рынки 123 стран ближнего и дальнего зарубежья, куда экспортируется порядка 800 видов товарных позиций.
При этом открываются новые рынки сбыта. К примеру, в 2018 году казахстанские производители начали осуществлять поставки машиностроительной продукции и стройматериалов в Узбекистан, химической - на рынок Украины.
Спрос на продукцию пищевой промышленности Казахстана со стороны зарубежных потребителей растет с каждым годом. На сегодня суммарный объем ежегодного экспорта этих товаров составляет 112 млн долларов. И, как отмечают экспортеры, это далеко не предел, а только начало большой экспансии казахстанских изделий на внешние рынки. В частности, сегодня ведутся поставки мясной продукции в Иран, Бахрейн, существенно растет экспорт мясной и масложировой продукции в Россию и Китай, сахара - в Узбекистан.
Другой не менее существенный показатель эффективности индустриальной программы - уровень роста производительности труда в обрабатывающей промышленности. Согласно оценкам МИИР РК, за 3 месяца 2018 года этот индикатор вырос на 8,5% к аналогичному периоду 2015 года, составив в среднем 8 тыс. долларов в расчете на одного работника.
Среди регионов по росту производительности труда лидируют Мангистауская область, где данный показатель увеличился в 1,7 раза (до 7,7 тыс. долл.⁄чел.), Кызылординская - в 1,7 раза (до 6,4 тыс. долл.⁄чел.) и Карагандинская - в 1,4 раза (до 12 тыс. долл.⁄чел.).
В секторах обрабатывающей промышленности наиболее высокий рост производительности отмечается в нефтегазовом (в 1,6 раза, до 2,7 тыс. долл.⁄чел.) и электротехническом (в 1,5 раза, до 4 тыс. долл.⁄чел.) машиностроении, нефтепереработке (до 41 тыс. долл.⁄чел.), нефтегазохимии (19,9%, до 5,3 тыс. долл.⁄чел.), производстве стройматериалов (на 16,8%, до 4 тыс. долл.⁄чел.), а также черной металлургии (на 10,4%, до 12,8 тыс. долл.⁄чел.).
В результате оказания системных мер господдержки предприятиям продолжаются запуск новых производств, модернизация и расширение действующих предприятий. В первом полугодии 2018 года в рамках Карты индустриализации завершено 18 проектов на сумму порядка 187 млрд тенге, создано более 1,8 тыс. постоянных рабочих мест.
Среди крупных проектов - Бакырчикское горнодобывающее предприятие производительностью более 2 млн тонн руды в год в Восточно-Казахстанской области, а также запуск после модернизации машиностроительного производства ТОО «Maker» в Карагандинской области.
В числе значимых проектов 2018 года можно также отметить завод по производству стальных сварных труб большого диаметра ТОО «Эйжа Стил Пайп Корпарэйшн» в Алматы, новый комплекс по производству железнодорожных колес ТОО «Проммашкомплект» в Павлодарской области, производство листового стекла в Кызылординской области.
И опыт - сын ошибок трудных
Основные акценты
Третьего этапа индустриализации будут сосредоточены на дальнейшем повышении конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, развитии и продвижении несырьевого экспорта страны. При этом особое внимание будет уделено трансферту новых технологий, содействию цифровизации и технологической модернизации.
Между тем анализ итогов реализации предыдущих программ показал ряд слабых моментов в общем процессе модернизации и диверсификации реального сектора экономики. В частности, были выявлены 3 ключевых вызова для дальнейшего качественного роста и устойчивого развития обрабатывающей промышленности республики. Согласно данным МИИР, первое обстоятельство связано с недостаточно высокими темпами притока инвестиций в основной капитал.
За 2010-2017 годы инвестиции в основной капитал выросли в 2,3 раза. Однако по темпам их роста к внутренней добавленной стоимости отечественная промышленность отстает от основных торговых партнеров - стран ОЭСР и России. Так, если в Казахстане этот показатель составляет 17%, в России - 20%, то в странах ОЭСР - 26%.
Другой момент - слабая критическая масса предприятий, создающих высокую добавленную стоимость. В настоящее время количество предприятий в обрабатывающей промышленности выросло в 1,3 раза. Но по соотношению данного показателя к экономически активному населению Казахстан отстает от России в 2,2 раза, стран ОЭСР - почти в 6 раз. К тому же данная ситуация так или иначе влияет на уровень социального самочувствия казахстанцев.
Третья проблематика, как отмечают в МИИР, связана с преобладанием в казахстанской промышленной индустрии доли продукции низких переделов. По индексу экономической сложности, который ведется Гарвардским университетом, Казахстан занимает 84-е место в мире, Россия - 48-е, Беларусь - 31-е. То есть в этом плане наша экономика существенно отстает от евразийских партнеров, имея по-прежнему сырьевой характер. Впрочем, «еще не вечер», и сокращение этого разрыва - дело не столько времени, сколько принципа…
Вопросы повышения производительности труда также определены в числе ключевых индикаторов Третьей программы индустриализации. На сегодня одним из сдерживающих факторов роста производительности труда в обрабатывающей промышленности остается проблема слабой технологической оснащенности.
Согласно исследованиям, проведенным Институтом Фраунхофера в 2017 году, в республике около 80% предприятий обрабатывающей промышленности все еще используют на практике ручной труд или имеют полуавтоматизированное производство. Многие предприятия топчутся на полдороге к полной автоматизации производственных мощностей.
С учетом всех этих факторов Правительством РК предусматривается усиление мер стимулирования предприятий к инвестициям в модернизацию через развитие финансовых инструментов поддержки, включая увеличение объемов и доступности долгосрочного финансирования. Кроме того, будут ужесточены требования к проектам, получающим господдержку, в плане применения передового оборудования и технологий.
То есть встроиться в емкое русло программного стимулирования смогут лишь проекты, связанные с технологической трансформацией предприятий, будь то модернизация или создание новых производств.
«Крепкие тылы» экономики
Третья программа индустриализации будет отличаться от двух предыдущих пятилеток как приоритетными задачами, так и подходами к реализации. Во-первых, на этом этапе предполагается осуществить переход от отраслевых приоритетов в пользу поддержки эффективных производителей во всех отраслях обрабатывающей промышленности. Во-вторых, основные усилия здесь будут сосредоточены на освоении новой продукции, а также расширении и «усложнении» существующей номенклатуры производимых товаров, в том числе народного потребления.
Напомним, в рамках реализации Послания Главы государства Национальным банком запущен механизм предоставления 600 млрд тенге для кредитования приоритетных секторов экономики. В настоящее время определены механизмы финансирования проектов.
Отмечая на расширенном заседании Правительства необходимость эффективного использования данных средств, Президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Эти деньги должны использоваться для долгосрочных проектов. Если они будут направляться на очень важные, необходимые нам проекты и продукции предприятий, то мы можем продолжить эту программу стимулирования».
В рамках Третьей индустриальной программы прямую поддержку инвестиционных проектов предполагают предоставлять в обмен на встречные обязательства бизнеса по достижению конкретных показателей в сфере модернизации, роста экспорта, производительности труда и других индикаторов. Кроме того, в рамках подготовки промышленности к «цифровой эпохе» будут созданы необходимая инфраструктура и стандарты. При этом получит дальнейшее развитие практика поддержки предприятий на основе модели сбалансированного развития.
Предприятия получат комплексную поддержку на всех этапах своего развития - от стартовой деятельности на рынке до выхода на уровень успешного бизнеса.
В целом внимание будет уделено 3 группам предприятий.
Первая группа - «Крепкий тыл». Это предприятия обрабатывающей промышленности, за счет которых предусматривается увеличить объемы и ассортимент отечественной продукции, включая товары народного потребления, а также создать пул будущих экспортеров. Вторая группа - «Конкурентоспособные производители». Это действующие экспортеры, их задача - расширение номенклатуры и увеличение сложности экспортной корзины.
Третья группа - «Центры тяжести» - крупные, капиталоемкие проекты, в том числе в базовых отраслях, а также с участием ТНК и иностранных инвесторов. За счет них предусматривается освоение производства новых видов промышленных полуфабрикатов с предоставлением необходимого сырья.
Поручая акимам областей совместно с НПП «Атамекен» сформировать план, нацеленный на создание рабочих мест с учетом специфики каждого региона, Президент Казахстана отметил, что, как показывают исследования, только в Актюбинской, Атырауской и Туркестанской областях имеются сотни новых ниш для налаживания производства «экономики простых вещей».
- При эффективной работе даже с твердо-бытовыми отходами Казахстан может получать новые миллиардные доходы и тысячи дополнительных рабочих мест. В каждой области страны есть специфика. В нее нужно вкладывать средства. Где-то это промышленность, где-то аграрная сфера, - отметил Глава государства.
Напомним, с 2017 года в пилотном режиме НПП «Атамекен» провела исследования в Сарыагашском и Мактааральском районах Туркестанской области, в городе Аркалыке Костанайской области, а также в ряде районов Атырауской и Актюбинской областей. При этом только в Актюбинской области удалось определить актуальный перечень субъектов предпринимательства по всем 33 сельским округам, выявить свыше 500 потенциальных проектов для запуска бизнеса с востребованными продуктами и услугами, определить предприятия с неполной загрузкой мощностей и возможностью формирования вокруг них «сбытовых цепочек» по схеме «сырье - производство - сбыт».
В Национальной палате предпринимателей отмечают, что скрининг позволяет одинаково эффективно проводить исследования как в городах, так и в сельской местности. В предстоящее время важным итогом аналогичной работы в областных центрах и крупных городах станет разработка интерактивных географических карт с нанесением потенциальных объектов бизнеса.
По итогам Третьей программы индустриализации ожидается достижение следующих ключевых индикаторов в обрабатывающей промышленности по сравнению с уровнем 2016 года. Реальный рост инвестиций в основной капитал должен увеличиться в 2 раза, производительности труда - в 1,7 раза, объем экспорта обработанных товаров - в 2,3 раза. При этом количество действующих предприятий в расчете на 1 000 человек экономически активного населения страны должно возрасти в 2,3 раза, что, безусловно, положительно отразится на уровне благосостояния населения, в том числе за счет роста импортозамещения дорогостоящих товаров широкого потребления. Это способствовало бы также повышению позиции Казахстана в индексе экономической сложности (рейтинга Гарварда) до 55-го места.