Краткий обзор последних изменений в уголовный и уголовно-процессуальный закон
Судья Павлодарского областного суда
Каркада Инна Юрьевна
Законотворческая деятельность всегда должна быть направлена на повышение качества правового регулирования общественных отношений, усиление защиты гарантированных Конституцией и иными нормативно-правовыми актами прав человека и гражданина, упорядочение процесса их реализации.
Данные задачи решаются также путем изменения и дополнения действующего законодательства. Не является в этом плане исключением Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства», введенный в действие 03 февраля текущего года.
В аспекте уголовного и уголовно-процессуального законодательства внесенные названным законом изменения и дополнения имеют два основных направления: усиление защиты права собственности и дальнейшая гуманизация уголовного законодательства.
Усиление защиты права собственности обеспечено путем внесения изменений в статьи 188 (кража), 189 ( присвоение или растрата вверенного чужого имущества) и 190 (мошенничество) Уголовного кодекса (далее - по тексту УК).
Теперь неоднократное совершение данных видов хищений относится к категории тяжких преступлений (до изменения были преступлениями средней тяжести), что, соответственно, влечет более строгое наказание: ранее самым строгим наказанием было лишение свободы до 4-х лет и до 5-ти лет по краже, теперь - лишение свободы до 7-ми лет.
Ряд изменений направлен на усиление защиты права собственности подозреваемых (обвиняемых, подсудимых).
Согласно новой редакции статьи 299 Уголовно-процессуального кодекса РК, в обвинительном акте следует дополнительно указывать сведения об имуществе, подлежащем возможной конфискации (добытого преступным путем либо на средства, добытые преступным путем), а также приводить перечень подтверждающих это доказательств. То есть орган уголовного преследования впредь должен доказывать преступный характер происхождения названного имущества.
Выполнение данной обязанности проверяет прокурор в стадии предания дела суду. Помимо этого суд при назначении конфискации имущества должен указывать предусмотренные уголовным законом основания, по которым конкретное имущество отнесено к предмету конфискации, и доказательства, на которых основаны такие выводы.
Законодательно урегулирован вопрос рассмотрения ходатайств об освобождении имущества от ареста, наложенного при расследовании уголовного дела. Этот вопрос теперь подлежит рассмотрению в порядке статьи 476 УПК судом по месту исполнения приговора. Следует отметить, что ранее порядок снятия ареста с имущества в период исполнения приговора не был урегулирован уголовно-процессуальным кодексом. Это порождало разную практику в судах: в одних случаях снятие ареста производилось судами, рассматривающими гражданские дела, в других - судами, рассматривающими дела уголовные.
Дальнейшая гуманизация уголовного законодательства осуществлена по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов (статьи 244, 245 УК) и невыполнением требования репатриации национальной и (или) иностранной валюты (ст. 235 УК).
В частности, увеличен размер суммы налогов, влекущий наступление уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах.
К примеру: ранее крупным размером по делам об уклонении от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет с организаций являлась сумма не поступивших платежей, превышающая 20 000 МРП (по состоянию на январь 2019 года - 50 500 000 тенге), сейчас - 50 000 МРП (126 250 000 тенге).
Изменения коснулись особо крупного размера по делам данной категории. Ранее особо крупным размером являлась сумма не поступивших платежей, превышающая 50 000 МРП (126 250 000 тенге), сейчас - 75 000 МРП (189 375 000 тенге).
Размер суммы невозвращенных средств в национальной и иностранной валюте, влекущий наступление уголовной ответственности, увеличен с 15 000 до 45 000 МРП. С учетом размера МРП на 2019 год: с 37 875 000 до 113 625 000 тенге.
Помимо этого, согласно указанному Закону предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (статья 241 УК), либо незаконное использование денег банка (статья 243 УК), в случае добровольного возмещения ущерба, причиненного преступлением.
Представляется разумным исключение указанным Законом уголовной ответственности за уклонение от уплаты пеней и процентов таможенных пошлин, сборов и т.п..
Вышеуказанные законодательные изменения коснулись также вопросов уголовного наказания.
В настоящее время выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства может быть применено в качестве основного наказания к лицам, совершившим уголовные проступки (ранее оно применялось только в качестве дополнительного вида наказания).
В этом же Законе нашел законодательное решение вопрос пробационного контроля за условно осужденными (условно-досрочно освобожденными) иностранцами и лицами без гражданства, которым выдворение назначено в качестве дополнительного наказания. Теперь пробационный контроль за такими лицами не устанавливается и лицо подлежит выдворению с момента вступления приговора в законную силу при условном осуждении либо с момента условно-досрочного освобождения.
Тем самым сняты проблемы регистрации, выбора места проживания, трудоустройства и проверок в период пробационного контроля за иностранцами и лицами без гражданства, не имеющими места жительства и работы в Казахстане.
Вышеизложенный краткий обзор последних изменений в уголовный и уголовно-процессуальный закон позволяет сделать вывод о том, что в законодательстве на современном этапе развития правовой системы соблюдается и продолжает развиваться тенденция повышения эффективности защиты гарантированных Конституцией прав граждан и снижения карательной направленности уголовного закона.