Комплексный подход, а не точечные меры (А.Бижанова, директор Департамента регулирования торговой деятельности)

Комплексный подход, а не точечные меры

 

Айжан Бижанова,

директор Департамента регулирования торговой деятельности

 

Снизить долю теневой экономики позволят нормы законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности», который в январе был одобрен Мажилисом Парламента РК. Какие именно сферы бизнес-среды им регламентируются и насколько в документе учитываются интересы простых граждан? Ответ на эти и другие вопросы - в интервью директора департамента регулирования торговой деятельности МНЭ РК Айжан Бижановой.

 

- Айжан Адиловна, понятно, что стремительно меняющиеся реалии не могут не вносить свои коррективы в развитие сферы бизнеса, и разработчики нормативно-правовых актов обязаны своевременно реагировать на новые вызовы... Насколько это удалось сделать в данном проекте закона?

- Законопроект направлен на стимулирование предпринимательской инициативы, повышение инвестиционной привлекательности республики. Его можно считать результатом своевременного правового отклика на быстро меняющиеся взаимоотношения между бизнесом и государством, бизнесом и потребителем, государством и населением. На степень и быстроту таких изменений влияет много факторов: внедрение цифровых технологий, новые тренды торговли, упрощение государственного администрирования.

Понятно, что государство не в состоянии регламентировать все аспекты таких отношений, однако «правила игры» должны быть установлены.

Законопроект регламентирует ряд системных вопросов, касающихся электронной и биржевой торговли, а также внутренней торговли в агропромышленном комплексе. Он содержит нормы, позволяющие улучшить условия для малого и среднего предпринимательства. Оценку этой работы, я надеюсь, мы увидим в следующем году - в рамках международного рейтинга Doing Business.

Большой блок поправок направлен на защиту прав потребителей в электронной торговле, а также сокращение доли теневой экономики, они касаются развития безналичных платежей, введения систем маркировки и отслеживания товаров, переноса повсеместного внедрения контрольно-кассовых машин (ККМ), работающих в режиме online, с 2024-го на 2020 год.

Ну и, конечно, имеются поправки, направленные на снижение издержек для бизнеса. Это и стимулирование торговой деятельности, и снижение налоговой нагрузки, а также сокращение административного давления на предпринимателей.

 

- Получается, это большой и сложный законопроект…

- Действительно, законопроект получился объемным. Впрочем, как и все предыдущие по кардинальному улучшению условий бизнеса.

Любое системное нововведение требует комплексного подхода, поэтому обойтись точечными нормами не получится. В его разработке были задействованы абсолютно все госорганы, Нацбанк, Генеральная прокуратура, Агентство по государственной службе и противодействию коррупции, НПП «Атамекен». Большой вклад внесли депутаты Мажилиса: рабочая группа под руководством Аскара Базарбаева и Нуртая Сабильянова внесла более ста поправок.

 

- Состояние бизнес-климата в стране оценивается международным рейтингом Doing Business. Какие нормы, предложенные Вашим ведомством, уже дали в этом отношении положительный эффект?

- Doing Business посвящен анализу деятельности малых и средних предприятий на протяжении всего их жизненного цикла - от создания до ликвидации, а также оценке правовых актов, регулирующих этот процесс. Чем выше рейтинг, тем легче вести бизнес в той или иной стране. При этом оценка дается именно по условиям нормативного регулирования.

По результатам 2018 года Казахстан занял 28-е место, оставив позади такие страны, как Испания, Франция, Швейцария, Япония, Турция. В ЕАЭС республика занимает лидирующую позицию.

Жизненный цикл предпринимательства оценивается по ряду индикаторов. Например, по индикатору «Открытие бизнеса» мы сократили сроки регистрации до одного дня, исключили ряд ненужных документов. Эти системные меры позволили увеличить рост зарегистрированных субъектов МСБ на 5%, сегодня их почти 1,6 миллиона. Соответственно, выросло и количество занятых в МСБ, это примерно 3,5 миллиона человек, или треть активного населения. Но, самое главное, увеличился объем выпускаемой продукции: доля МСБ в ВВП выросла до 27%.

 

- В начале прошлого года для субъектов МСБ, осуществляющих электронную торговлю, уже были снижены налоговые ставки на 100% (КПН и ИПН). Что еще предлагается в законопроекте?

- Данное поручение Главы государства стало серьезным стимулом для бизнеса, но для стабильного развития электронной торговли одних только налоговых преференций недостаточно. Необходимо комплексное развитие инфраструктуры, понятный и прозрачный институт защиты прав потребителей, доступность информационных технологий.

Рынок электронной торговли подвержен влиянию мировых трендов, а это упрощение налогового и таможенного администрирования, развитие безналичных платежей, усиление транспортно-логистических связей, эффективная защита потребителей, беспрепятственное внедрение информационных технологий и программных продуктов.

Правильное нормативное закрепление данной инфраструктуры позволит достичь сразу нескольких преимуществ. Для государства это вывод торговли из тени, повышение инвестиционной привлекательности, увеличение налогов, для потребителя - экономия времени и денег, возможность выбрать товар, не выходя из дома, а для субъектов бизнеса - начать бизнес с минимальным стартовым капиталом, вести его в режиме 24⁄7 из любой точки мира.

Именно на решение этих задач направлен законопроект. Например, поправки позволяют использовать почтовые документы в качестве декларации. Вводятся правовые основания функционирования логистических хабов и сортировочных предприятий, так называемых фулфилмент-центров.

По сути, закреплен новый вид предпринимательской деятельности, позволяющий существенно сократить сроки доставки, снизить транспортные издержки, выстроить аутсорсинг логистических процессов с частными курьерскими службами, интернет-магазинами и электронными торговыми площадками.

 

- Учтены ли нормы по защите прав покупателей при осуществлении электронной торговли?

- Любое послабление для бизнеса должно сопровождаться соразмерной защитой потребителя. За соблюдением такого рода баланса мы внимательно следим. Заказанный через Интернет товар невозможно физически оценить, нет и прямого взаимодействия с продавцом. Поэтому, как правило, возникают сложности по возврату или обмену покупки.

Мы попытались устранить такие пробелы. В частности, в законопроекте закреплен принцип защиты интересов потребителей в электронной коммерции не ниже уровня защиты, предусмотренной законом о торговой деятельности. Речь идет об общих требованиях к продавцу вне зависимости от способа торговли.

Предусмотрено, что на товары, приобретенные в рамках электронной коммерции, распространяются все требования по возможности их возврата в течение 14 дней. Также внесены поправки в законы «О защите прав потребителей» и «О рекламе», направленные на обязательное информирование покупателя о сроках и стоимости доставки товара до заключения договора или оплаты.

В обязательном порядке должны быть доступны адреса продавца и его контактные телефоны, а используемое программное обеспечение защищено от незаконных проникновений. Несоблюдение данных требований влечет для субъектов бизнеса в электронной торговле ту же ответственность, что и в обычной.

Сегодня электронная коммерция только начинает развиваться и имеет гибкие и мягкие контуры. Еще не сложились традиционно устоявшиеся отношения и правила игры, в связи с чем их своевременная нормативная регламентация позволит субъектам бизнеса быстро адаптироваться и не допускать фактов ущемления прав и интересов потребителей.

 

- Как законопроект снижает административное давление на бизнес?

- Поправок немного, но они есть и направлены на снижение штрафных санкций либо исключение административных составов. Например, мы исключили дублирование процедур для брокеров и дилеров по допуску к предпринимательской деятельности. Сегодня для того, чтобы стать полноценным участником товарной биржи, брокеру и дилеру необходимо иметь лицензию и одновременно быть членом товарной биржи. При этом лицензирование для данной категории бизнеса является номинальным, так как предъявляемые минимальные требования по стажу и образованию не требуют документального подтверждения, а также не подпадают под государственный контроль со стороны Миннацэкономики.

В то же время требования со стороны товарных бирж, напротив, очень эффективны. Биржи, заинтересованные в чистоте сделок, наделены компетенцией по установлению квалификационных требований для брокеров и дилеров, а также осуществляют контроль их деятельности.

Выдано около 600 лицензий, однако реальными участниками товарных бирж выступают только 200 субъектов. Где остальные, никто не знает, добровольно возвращать лицензии предприниматели не спешат. В связи с этим предлагается сохранить и усилить существующее взаимодействие между товарными биржами с одной стороны и брокерами и дилерами - с другой.

Чтобы исключить злоупотребления бирж по аккредитации брокеров и дилеров, видится целесообразным усиление госконтроля непосредственно за товарными биржами.

 

- Решается ли законопроектом проблема необоснованного, а значит, спекулятивного повышения цен на продукты?

- Для сдерживания роста цен на социально значимые продовольственные товары в действующем законодательстве закреплен ряд мер мягкого и жесткого регулирования. Мы же пересмотрели текущую деятельность стабилизационных фондов, выявили причины их неэффективности и разработали нормы, позволяющие более гибко подойти к вопросам стабилизации цен.

Предложен альтернативный механизм сдерживания цен, используемый акиматами на свое усмотрение. Это может быть классическое использование резервов деятельности стабфондов, при этом в рамках законопроекта мы сократили ряд требований и тем самым предоставили большую гибкость для деятельности фондов по самостоятельному определению времени и количеству закупаемого товара, а также его последующей продажи.

Также введена возможность финансирования акиматами торговых сетей с установлением для них встречных обязательств по реализации социально значимых товаров по низким ценам. Мы имеем положительный «пилот» в Астане, где на основании взаимных обязательств между акиматом и торговыми сетями «Астыкжан» и «КенМарт» социальные продтовары в этих сетях в 2018 году продавались практически по себестоимости, при этом их количественный оборот увеличился в 3 раза. Опыт предложено масштабировать.

В целях улучшения доступа отечественных производителей к торговым сетям предусмотрен запрет на установление ретро-бонусов при продаже социально значимых товаров, а также лимит по установлению размера ретро-бонусов для остальных продтоваров - не более 5%.

Проект закона решает проблемы и выездной торговли. В частности, акиматы сегодня предоставляют только стационарные точки, что не позволяет развиваться данному виду бизнеса. Предлагается наделить власти компетенцией по утверждению маршрутов для осуществления торговли субъектами малого бизнеса.

 

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: