О перспективах рынка электронной торговли (А.Бижанова)

О перспективах рынка электронной торговли

 

Айжан Бижанова

 

Прошло более года, как новые поправки, регулирующие электронную торговлю, вступили в силу. О текущем положении и перспективах рынка электронной торговли NUR.KZ рассказала директор Департамента развития торговой деятельности Министерства национальной экономики Казахстана Айжан Бижанова.

 

- Каковы были ваши ожидания в этом секторе? Оправдались ли они?

- Мы живем в веке динамично развивающихся технологий, поэтому сфера электронной коммерции имеет огромный потенциал для своего развития здесь и сейчас. По предварительным данным, рынок электронной торговли составил в 2018 году 269 млрд тенге (против 174 млрд годом ранее). Конечно, это с учетом международных торговых площадок, но постепенно укрепляются и свои национальные игроки. Буквально 5 лет назад мы стояли в очереди за покупкой авиабилетов, сегодня 99% из них реализуются онлайн. Казахстанцы также активно покупают в Интернете книги, одежду, бытовую технику. Век цифровых технологий позволил смело развиваться и категории бизнесменов, производящих свой особый дизайнерский продукт.

 

- Какие факторы повлияли на такой скачок?

- Ряд факторов: экономия времени и денег потребителя, более широкий выбор ассортимента товаров и услуг для покупателя, наработанная клиентская база на электронных торговых площадках, постепенно растущее доверие казахстанцев к онлайн-покупкам, возрастающая потребность населения к приобретению товаров «не выходя из дома». Это удобно и продавцу, и покупателю. Да, конкуренция еще не достаточна высока, но ситуация существенно меняется. Сегодня система безналичных платежей набирает серьезные обороты, практически каждый второй житель готов и умеет использовать платежные карточки, имеет свой виртуальный кошелек, что увеличивает потенциал развития электронной коммерции. Безусловно, это радует.

 

- Каков вклад государства в достижение этих показателей?

- Правительством уделяется огромное внимание развитию цифровизации в Казахстане. Принята соответствующая законодательная база. Созданы максимальные возможности для продвижения этого сектора. Принята специальная государственная программа «Цифровой Казахстан» включающая перечень конкретных мероприятий, позволяющих вывести долю электронной торговли к 2025 году по 5%.

Сегодня в стране реализуется Дорожная карта по развитию электронной торговли на 2018-2020 годы, с 1 января 2018 владельцы интернет-магазинов освобождены от уплаты корпоративного и индивидуального подоходного налогов.

Для повышения правовой грамотности бизнеса в электронной коммерции в городах Нур-Султане, Алматы, Караганде были открыты центры электронной коммерции (Е-сommerce центры), которые оказывают услуги по обучению, сервисному ведению онлайн-торговли и полному циклу создания интернет-магазинов.

В 2018 году цифровой грамотности обучено около 15 тысяч предпринимателей, такое же количество бизнесменов планируется обучить в этом году.

В обществе растет понимание того, что ведение электронной торговли дает возможность для начинающих субъектов бизнеса начать свое дело с минимальным стартовым капиталом и вести его круглосуточно в любой точке мира.

 

- Что «тормозит» развитие данной сферы?

- Не исключаю, что «открытых» вопросов еще много. Например, затянутые сроки поставок, финансовые издержки, неполная осведомленность населения в вопросах ведения электронной торговли, недостаточно развитая цифровая и транспортно-логистическая инфраструктура.

Для сглаживания «болевых точек» изучается международный опыт, ведется разработка необходимых нормативных документов, при этом учитываются предложения всех заинтересованных сторон (государство, продавец-потребитель).

 

- Кто они - ключевые игроки рынка электронной торговли в Казахстане?

- Сегодня их в стране немало, как и в мировой практике. В целом, их можно разделить на три основные группы. Те, кто реализует непосредственно свой товар и выступают продавцами это - интернет-магазины, следующие - это информационно-рекламные площадки, которые выступают посредниками между продавцом и покупателем, и третьи - это электронные торговые площадки, предоставляющие весь спектр услуг, как для предпринимателей, так и для потребителей. Сюда можно отнести информацию о товаре и продавце, способы оплаты, способы получения товаров или услуг, в некоторых случаях организация логистики и хранения, контроль качества и обратная связь с обеих сторон. При этом, международный опыт показал положительную динамику развития электронной коммерции именно за счет развития электронных торговых площадок, которые позволяют бизнесменам экономить средства на создание сайта, внедрение системы безналичных платежей, службе доставки, формирования клиентской базы и т.д.

 

- Получается, мы в международном тренде?

Конечно, мы стараемся «идти в ногу со временем» и оставаться в курсе самых последних новинок в данной области. Другого не дано. Зачем изобретать велосипед? Наша задача выявить основные тренды и профессионально их обернуть в правовую упаковку. В динамично развивающемся мире мы должны двигаться эффективно, своевременно и в ногу со временем.

 

- В чем очевидная польза государству от развития этого рынка?

Несомненно, внедрение электронной торговли - это драйвер роста экономики. Польза очевидна. При правильном правовом регулировании данного вопроса в выигрыше будут все участники процесса торговли от производителя до потребителя товара. Главное не злоупотреблять. Как показывает практика, чрезмерное административное давление порой дает обратные результаты. Мы должны поощрять добросовестных предпринимателей и при этом не допускать возможности развиваться мошенничеству.

Если вернуться к вопросу пользы, то она выражается, во-первых, в развитии малого и среднего бизнеса, сокращения теневого оборота, улучшения правовой и цифровой грамотности населения и предпринимателей. Во-вторых, это существенная экономия времени и денег на приобретение продукции и ее реализацию, в-третьих, это как я ранее говорила, инвестиционная привлекательность не только в вопросах развивающей таможенной и налоговой инфраструктуры, но и продвижения нашего товара за рубеж. Ведь, повторюсь, электронная коммерция не имеет территориальных границ, соответственно, это безграничный потенциал для роста экономики.

 

- 2 апреля Глава государства подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности», который содержит блок поправок, направленных на развитие инфраструктуры в электронной торговле. Можете разъяснить, какие нововведения ждут сферу?

- Мы ввели понятие электронной коммерции, как вы понимаете, это понятие шире, чем торговля. Оно охватывает вопросы не только реализации товаров, но и предоставление услуг. Имеются поправки, позволяющие использовать почтовые документы в качестве декларации. Теперь нет необходимости декларировать товар на экспорт для юридических и физических лиц, достаточно оформить посылку и направить почтой свой товар в любую страну.

Для развития логистических каналов поставки законопроектом вводятся правовые основания функционирования логистических хабов и сортировочных центров, так называемых - фулфилмент центров. В таких центрах любой предприниматель, осуществляющий электронную торговлю, может получить полный спектр логистических услуг, т.е. весь «жизненный цикл» - начиная от приема и хранение товара, обработки заказов, их комплектации и упаковки, заканчивая - доставкой, получения оплаты и обработкой возвратов товаров.

По сути, закреплен новый вид предпринимательской деятельности, позволяющий существенно сократить сроки доставки, снизить транспортные издержки, выстроить аутсорсинг логистических процессов с частными курьерскими почтами, интернет-магазинами и электронными площадками, и в целом упростить ведение бизнеса для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закреплен принцип защиты интересов потребителей в электронной коммерции, не ниже уровня защиты, предусмотренные Законом о торговой деятельности. Речь идет, об общих требованиях к продавцу вне зависимости от способа торговли.

Например, что товар должен быть надлежащего качества, что покупателю предоставляется полная и достоверная информация о товаре, а при возникновении вопросов или сомнении товар должен быть перепроверен.

Кроме того, в Законе предусмотрено, что на товары, приобретенные в рамках электронной коммерции, распространяются все требования по возможности их возврата в течение 14 дней. Есть поправки, направленные на обязательное информирование покупателя о сроках и стоимости доставки товара до заключения договора или оплаты. Реклама о товаре в электронной коммерции должна быть достоверна. Введена обязанность электронных торговых площадок обеспечить предоставление услуг по оценке и комментированию деятельности продавца и его товара. В обязательном порядке должны быть доступны адреса продавца и его контактные телефоны, а используемые субъектом электронной торговли программные обеспечения - защищены от незаконных проникновений.

Со всем текстом Закона, вы можете ознакомиться в ближайшее время на сайте нашего министерства.

 

Следите за новостями zakon.kz в: