Простите за беспокойство, непраздный вопрос: у вас регистрация товарного знака правильная?
Болотов Ю.А.
Недавно в рамках нашей программы по бесплатным консультациям к нам обратилась фирма, зарегистрировавшая целый ряд своих товарных знаков в весьма следующей весьма популярной форме сочетания в одном знаке написания знака и в кириллице и в латинице. Не имея возможности привести настоящие товарные знаки, привожу выдуманные примеры, в которых, однако, многие компании узнают и свои зарегистрированные знаки:
MANTY МАНТЫ
|
или
ПЛОВ PLOV
|
Такие варианты регистраций обычно вызваны желанием сэкономить, в одном знаке получить защиту от незаконного использования товарного знака в двух алфавитах. Действительно это часто работает если ваши права нарушаются, поскольку при анализе сходства товарных знаков всегда исследуются три критерия - графика (как выглядит товарный знак), фонетика (как он звучит) и семантика (что он значит).
Разумеется, при простой регистрации вы лишитесь возможности защиты прав простыми административными способами (или в рамках уголовного преследования при обращении в СЭР), поскольку эти органы за не тождественные знаки не возьмутся. Вам придется уже доказывать в порядке гражданско-процессуального производства, что ваши знаки хоть и не тождественны, но сходны до степени смешения. Но в этом случае, даже при отсутствии тождества в графике (при регистрации знака в двух написаниях и при использовании на продукции лишь в одном), фонетика и семантика и «часть графики» «победят» нарушителя, но опять не всё так просто.
Закон о товарных знаках устанавливает, что
· владелец товарного знака обязан использовать товарный знак. При этом запрещается использование товарного знака в измененном виде, в том числе в другом шрифте, другом цветовом исполнении, другой форме, отличающей его от зарегистрированного знака (Статья 19 Закона о товарных знаках «Условия использования товарного знака» и ст. 6 quinquies C(2) Парижской конвенции по охране промышленной собственности); и
· действие регистрации товарного знака прекращается в случае неиспользования товарного знака (Статья 24 Закона о товарных знаках «Прекращение действия регистрации товарного знака и признание ее недействительной»); и
· любое заинтересованное лицо может оспорить в суде регистрацию товарного знака в связи с его неиспользованием в течение трех лет, предшествующих дате предъявления иска в суд. Исковое заявление против действия регистрации может касаться всех товаров либо их части, указанных в свидетельстве (Статья 19 Закона о товарных знаках «Условия использования товарного знака»).
Что значат эти положения? То, что если вы не используете свой товарный знак таким как он зарегистрирован, например, не только в одном алфавите, но и в его другом цветовом исполнении, или только в словесной части комбинированного знака без использовании графического элемента (или с измененным графическим элементом), то сама регистрация может быть оспорена. Почему-то основываясь исключительно на практике, на традициях или собственном мнении утверждают, что регистрация товарного знака в «простом» шрифте, например в Arial, заглавными буквами в черном цвете дает наилучшую защиту. Если вы думаете, что это так, скажите, почему вы так думаете? Кстати, скажите, есть разница между зарегистрированным товарным знаком:
ОГО КАКИЕ У ВАС КЛИЕНТЫ
|
и тем как он используется:
J «ОГО, какие у вас клиенты!» J L J
|
(Простите, ужасный дизайн! Но смысл, надеюсь, донесён.)
и может ли это быть (i) защитой от нарушений ваших прав (очевидно, да, в первые три года) и (ii) доказательством использования вами зарегистрированного товарного знака в те же три года? По-моему, это большой вопрос.
Подводя итог, хотел бы сказать: регистрация товарного знака одновременно в двух алфавитах дает хорошую защиту, но только на первые три года. После этого если ваши права стали нарушать, а вы используете свой товарный знак только в одном алфавите или в другом цветовом исполнении, готовьтесь к попыткам аннулировать регистрацию вашего товарного знака «по его неиспользованию».
Уважаемые предприниматели! Да, экономно зарегистрированные товарные знаки вам помогут в первые три года существования, выживания и становления вашего бизнеса. Но если уже эти три года прошли, и ваша фирма все еще существует, может, пора пересмотреть товарные знаки и уже зарегистрировать их так как этого требует уже состоявшийся бизнес?
Удачи! Взгляните еще раз на свои товарные знаки «со стороны», удивитесь, и приходите к нам проконсультироваться бесплатно!