Как проверяющие в двух критериях заблудились
Известное известно немногим.
Аристотель
Как известно суд, уполномоченные органы (должностные лица), при производстве по делам об административных правонарушениях обязаны точно соблюдать требования законодательства. Законность не может быть частичной, выборочной. Закон должны соблюдать полностью, а не извлекать приятные пункты как изюм из булочки. Однако иногда приходится сталкиваться с иными подходами. В частности, когда возник вопрос, связанный с отнесением субъектов предпринимательства к категориям малого, среднего и крупного предпринимательства по двум критериям: 1) среднегодовой численности работников и 2) среднегодового дохода.
С помощью информационной системы «Параграф» обратились к Предпринимательскому кодексу Республики Казахстан (далее - Кодекс) в котором имеется статья 24 «Категории субъектов предпринимательства». Как известно в пункте 2 данной статьи содержится норма, согласно которой законодателем определено, что:
Отнесение субъектов предпринимательства к категориям, используется для целей:
1) государственной статистики;
2) оказания государственной поддержки;
3) применения иных норм законодательства Республики Казахстан.
При этом указано, что для целей государственной статистики используется только один критерий - среднегодовой численности работников.
А вот для целей оказания государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан специально предусмотрено, что должны использоваться два критерия:
1) среднегодовая численность работников и 2) среднегодовой доход.
Отдельно оговорено, что программами государственной поддержки субъектов частного предпринимательства могут предусматриваться иные критерии. С этим ясно - надо смотреть конкретную программу государственной поддержки.
Однако в отношении целей применения иных норм законодательства Республики Казахстан никаких специальных оговорок не предусмотрено.
Далее в пунктах 3-6 статьи 24 Кодекса указаны конкретные числовые значения количественных показателей критериев среднегодовой численности работников и среднегодового дохода для отнесения субъектов предпринимательства к различным категориям: малого предпринимательства, микропредпринимательства, среднего и крупного предпринимательства с учетом специального перечня прямо поименованных видов деятельности и наименования видов уплачиваемых налогов.
Учитывая, что в отношении целей применения иных норм законодательства Республики Казахстан никаких отдельных оговорок не предусмотрено, полагаем, что в целях применения административного законодательства в соответствие с пунктом 2 статьи 24 Кодекса должны применяться два критерия: среднегодовая численность работников и среднегодовой доход.
Однако к следующей статье 25 Кодекса приложена справочная ссылка См.: Письмо Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 28 мая 2018 года № КГД-02/13888-И. При ознакомлении с письмом обнаруживается, что КГД Министерства финансов РК в целях единообразной практики применения норм Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан в главе «Относительно определения категории субъекта предпринимательства структурного подразделения» сообщает, что при совершении структурным подразделением (филиалом) юридического лица административного правонарушения, субъектность (категория) филиала, за исключением структурного подразделения юридического лица-нерезидента, определяется исходя из среднегодового оборота юридического лица. Здесь возникают вопросы:
Почему в Письме КГД в нарушение требований п.2 статьи 24 ПК утверждается, что в целях применения административного законодательства должен применяться только один критерий, а не два? Почему избирается именно критерий среднегодового дохода? Почему игнорируется критерий среднегодовой численности? Почему вообще обходится молчанием п.2 статьи 24 ПК
Далее в главе «Относительно оформления дел об административных правонарушениях» указывается, что при ведении дел об административных правонарушениях территориальным органам государственных доходов следует в обязательном порядке прилагать электронную справку, содержащую информацию о категории субъектов предпринимательства. Здесь вновь возникает тот же вопрос - Почему специальное нормативное положение, изложенное в п.2 статьи 24 ПК, обходится молчанием?
Электронная справка выдается Министерством национальной экономики Республики Казахстан, согласно Стандарту государственной услуги «Предоставление информации о категории субъекта предпринимательства» утвержденному приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 3 июля 2017 года № 268 из электронной базы данных Реестра субъектов предпринимательства, содержащей сведения о категориях субъектов предпринимательства.
Правила ведения и использования реестра субъектов предпринимательства утверждаются Правительством Республики Казахстан. В Реестре категории субъектов предпринимательства определены в соответствии с вышеуказанными положениями пунктов 3-6 статьи 24 Кодекса. Однако ни в Реестре, ни в Правилах не содержатся и не могут содержаться нормы, отменяющие действие нормативных положений пункта 2 статьи 24 Кодекса определяющих применение критериев в зависимости от различных целей:
- целей государственной статистики;
- целей государственной поддержки;
- целей применения иных норм законодательства Республики Казахстан, в частности, в целях применения административного законодательства.
Кстати в КоАП также нет нормы, отменяющей действие нормативных положений пункта 2 статьи 24 Кодекса.
Однако на местах уполномоченные лица заявляют, что для применения административного законодательства им достаточно получения электронной справки их Реестра с указанием категории субъекта предпринимательства. Пункт 2 статьи 24 Кодекса игнорируется. Почему? Потому что нет инструктивного указания, что надо применять этот пункт закона. Вот такая обстановка.
При таких обстоятельствах, возможно необходимо внести в Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 22 декабря 2016 года № 12 «О некоторых вопросах применения судами норм Общей части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях» пункт с разъяснением, что при осуществлении производства по административным делам наряду с электронной справкой из Реестра, также необходимо получение сведений о среднегодовой численности работников и среднегодовом доходе субъекта предпринимательства для объективного определения категории субъекта предпринимательства в соответствии с нормативными требованиями пункта 2 статьи 24 Предпринимательского кодекса.
Да, Нормативное разъяснение Верховного Суда важный инструмент для выработки правильной единообразной практики правоприменения, особая ценность которого в оперативном реагировании.
Юрист ТОО «West Dala» «Вест Дала»
Есенбек Есниязов