Обеспечить высокий уровень защиты
К. Разиев,
практикующий юрист
В настоящее время сфера технического регулирования охватывается законами РК «О техническом регулировании» (2004 год), «О стандартизации» (2018 год), «Об аккредитации в области оценки соответствия» (2008 год), «Об обеспечении единства измерений» (2000 год). Однако состояние и применение норм действующего законодательства о техническом регулировании вызывает ряд вопросов.
До введения в действие Закона «О техническом регулировании» действовали законы РК «О стандартизации» (1999 год), «О сертификации» (1999 год) и «Об обеспечении единства измерений» (2000 год), т.е. техническое регулирование в стране осуществлялось этими тремя основными законами, которые признаны утратившими силу.
С принятием в 2018 году Закона «О стандартизации» (вступает в силу с 11.04.2019 г.) внесены изменения и дополнения в 57 законов РК, в т. ч. в действующие сейчас законы «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений» и «Об аккредитации в области оценки соответствия». Данные изменения, вступающие в силу с апреля 2019 года, не вносят фундаментальных изменений в нормы Закона РК «О техническом регулировании» и не влияют на изложенные ниже выводы.
Возникает вопрос о том, с какой целью вновь принят Закон «О стандартизации», который не содержит ничего нового по сравнению с положениями, имевшимися в законе о ТУ с учетом дополнений и изменений, которые вносились в него в 2007 г. Получается, что единую сферу технического регулирования разделили на четыре закона (включая закон о единстве измерений), увеличивая бюджетные расходы и создавая под эти законы излишние государственные и негосударственные структуры, а также финансовые, организационные и бюрократические издержки для субъектов технического регулирования, в том числе для субъектов предпринимательства и других потребителей услуг.
Что касается указанных негосударственных структур со статусом субъектов предпринимательства, то для них в соответствии с гражданским законодательством основной целью деятельности является максимальное извлечение прибыли, а не добросовестное и качественное выполнение госфункций в отношении таких же субъектов предпринимательства и технического регулирования, включая еще и физических лиц.
Все это указывает на то, что госорганы до конца не определились в вопросе создания более совершенного правового механизма технического регулирования в стране. Так как общественные отношения, регулируемые законами «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений» и «Об обеспечении единства измерений», охватываются единой системой отношений, складывающихся в сфере технического регулирования, то целесообразно как с правовой, так и с практической точки зрения принять единый закон страны о техническом регулировании, объединив в нем разделами нормы указанных выше трех отдельных законов. Тем более в законе о техрегулировании имеются основные положения о стандартизации и об аккредитации по подтверждению соответствия. А если имеются претензии к объему этого единого закона, то можно поставить вопрос о разработке Кодекса технического регулирования Республики Казахстан. В соответствии с Законом РК «О правовых актах» кодекс - это закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие однородные важнейшие общественные отношения, что мы и имеем в данном случае.
В настоящее же время одновременно действуют Закон «О техническом регулировании» и три закона, отдельно «расшифровывающие» основные направления единого технического регулирования в стране. Хотя имеются известные требования Парламента РК об исключении случаев дублирования законодательных и подзаконных актов, регулирующих одни и те же общественные отношения.
Кроме того, из указанного ныне действующего законодательства практическим работникам сложно определить иерархию среди действующих норм названных законов, например, между техническим регламентом и стандартом.
И лишь специальный юридический анализ позволяет определить, что технический регламент согласно законам «О техническом регулировании» и «О правовых актах» - есть правовой акт, устанавливающий обязательные требования к продукции и (или) процессам их жизненного цикла, разрабатываемый и применяемый в соответствии с законодательством о техническом регулировании. Поэтому технический регламент разрабатывается уполномоченным госорганом и утверждается Правительством РК.
В Законе же «О стандартизации» вообще отсутствует определение самого стандарта, а имеются определения девяти видов стандартов в ст. 1 закона, тогда как в ст. 16 перечисляются только шесть видов стандартов. При этом определение регионального стандарта не совсем конкретизировано, особенно в соотношении с определением межгосударственного стандарта. Кроме того, вообще не дано определение неправительственному стандарту и предварительному национальному стандарту, стандарту консорциума, о чем лишь упоминается в предпоследней ст. 37 закона. В отличие же от данного закона в Законе «О техническом регулировании» дано четкое и полное определение самого стандарта и всех видов стандартов.
В некоторых имеющихся определениях стандарт указан как документ по стандартизации, т.е. имеющий статус ненормативного правового акта в соответствии с Законом РК «О правовых актах». Отсюда следует, что стандарты должны разрабатываться и утверждаться с учетом требований технических регламентов, а где не разработан технический регламент по данному направлению - с учетом требований законодательства о техрегулировании.
Данный факт еще раз подтверждает практическую необходимость, а также юридическую и финансовую целесообразность создания и принятия единого закона о ТУ.
Однако в большинстве норм закона о стандартизации отсутствуют ссылки на определяющую роль технических регламентов и законодательства о техрегулировании в процессе стандартизации. Тогда как в Законе «О техническом регулировании» определено, что техническое регулирование - правовое регулирование отношений, связанных с установлением, применением и исполнением обязательных требований к продукции, услуге, процессам, включая деятельность по подтверждению соответствия, аккредитации и государственный контроль за соблюдением установленных требований.
То есть техрегулирование (с охватом всех перечисленных основных законов по техрегулированию) обеспечивает такое регулирование во всех отраслях экономики страны, за исключением санитарных и фитосанитарных мер контроля.
Правительство РК обосновывает принятие Закона «О стандартизации» и создание национального органа по стандартизации зарубежным опытом без учета существенных различий в части квалификации кадров, производственной и трудовой дисциплины на производственных объектах, уровня развития экономики, степени коррумпированности кадров и других факторов.
Спорным является и положение п. 3 ст. 3 Закона «О техническом регулировании», в котором установлено, что субъект техрегулирования обладает только правом пользования на предмет техрегулирования, тогда как, например, организация, разработавшая свой стандарт по эксплуатации и применению своей продукции, обладает не только правом пользования ею, но и правом собственности на эту продукцию.
В ст. 19 Закона «О стандартизации» предусмотрено право организаций на разработку и применение собственных стандартов, которые не подлежат учету и регистрации в реестре национальной системы стандартизации. При этом стандарты организации, устанавливающие требования по безопасности продукции, услуг, процессов, должны соответствовать требованиям технических регламентов.
Передача стандартов организаций в пользование третьим лицам осуществляется только с разрешения организации - держателя подлинника стандарта.
Ст. 26 данного закона установлено, что применение физическими и юридическими лицами документов по стандартизации осуществляется с соблюдением авторских прав. Однако, в соответствии с законодательством об авторских и смежных правах, авторское право (право на изобретение) подлежит обязательной госрегистрации с выдачей свидетельства или патента. Отсутствие такой регистрации влечет правовую беззащитность автора документа по стандартизации. Тем более стандарт не является объектом авторского права. Это подтверждается и практикой. В случае, если стандарт организации будет без ее разрешения присвоен другим лицом, то у организации не будет законных оснований для защиты ее прав на данный стандарт. За организацией остается возможность защиты своего права собственности на стандарт и то в случае наличия достаточной доказательной базы присвоения стандарта.
Также создается правовая неопределенность в отношении технических условий (ТУ) в свете разъяснения в СМИ главы комитета тех. регулирования и метрологии МИИР РК А. Шаккалиева, в котором он констатировал нелегитимность ТУ и то, что они не являются стандартами. Однако данное публичное разъяснение противоречит п. 1 ст. 19 Закона «О стандартизации», который гласит: «Стандарты организаций могут быть приняты в виде технических условий, в том числе содержащих технические требования к продукции». Следовательно, ТУ не только предусмотрены законодательством, но и приравнены к статусу стандартов.
С другой стороны, допустима ли с точки зрения обеспечения национальной безопасности и гражданской защиты общества «демократия» в сфере технического регулирования, в частности в вопросах предоставления юридическим и физическим лицам права выбора в применении того или иного стандарта в своей деятельности и права разработки и применения собственных стандартов со всеми вытекающими последствиями? Мало того, при такой вольности указанные лица могут вести свою деятельность вообще без применения каких-либо стандартов. При этом за последнее не установлено конкретной ответственности. А время для такой деятельности предоставляет им действующий Предпринимательский кодекс РК, в котором законодательством предусмотрено очередное сокращение количества проверок субъектов предпринимательства. Кроме того, в сфере техрегулирования осуществляется государственный контроль без оперативного реагирования. Помимо указанного, п. 8 ст. 140 ПК РК установлен запрет на проведение профилактического контроля и надзора с посещением субъектов (объектов) малого предпринимательства, микропредпринимательства в течение трех лет со дня их государственной регистрации.
За указанный временной период названные субъекты предпринимательства могут, например, изготовить и выпустить на рынок неконтролируемую продукцию для потребителей со всеми вытекающими последствиями.
Не отсюда ли по совокупности вышеизложенных причин и других факторов имеются факты участившихся в последние годы случаев аварий, других техногенных инцидентов, взрывов, пищевых отравлений, несчастных случаев на производственных и строительных объектах, на транспорте, в воздушном пространстве, на магистральных нефте-, газотрубопроводах, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и других областях, в т.ч. с человеческими жертвами и немалым уроном экономике страны?
Имеются и другие спорные вопросы, связанные с состоянием и применением норм действующего законодательства о техническом регулировании. В любом случае от наличия совершенного финансово и организационно, рационально сбалансированного и доступного для субъектов технического регулирования и широкого круга потребителей правового механизма технического регулирования во многом зависит четкое и надлежащее выполнение требований технических регламентов, стандартов, другого законодательства о техническом регулировании, что, в свою очередь, обеспечит высокий уровень гражданской защиты, в т.ч. в сфере пожарной и промышленной безопасности.