К единому толкованию законодательных норм (Линара Сактаганова)

К единому толкованию законодательных норм

 

Линара Сактаганова

 

Верховным Судом проведено обобщение судебной практики по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим, в ходе которого выявлено неверное толкование судами отдельных норм законодательства.

Об этом шла речь в ходе очередного пленарного заседания высшего судебного органа, в работе которого под руководством председателя Верховного Суда Жакипа Асанова приняли участие председатели судебных коллегий и судьи Верховного Суда, члены научно-консультативного совета, представители Конституционного Совета, Генеральной прокуратуры, министерств юстиции, внутренних дел, комитетов государственных доходов и национальной безопасности.

В повестке дня заседания отражены актуальные вопросы судебной практики, включая проекты нормативных постановлений о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении лица умершим, о применении законодательства об административном надзоре и др.

Проект Нормативного постановления «О судебной практике по делам о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении лица умершим» представила судья Верховного Суда Разия Куанышбаева. В документе, в частности, дано разъяснение по ряду вопросов, возникающих при рассмотрении дел.

Судья Верховного Суда акцентировала внимание коллег на проблемных вопросах при рассмотрении данной категории дел.

- Бывает, что человек осознанно обрывает существующие связи, чтобы избежать ответственности за правонарушения либо скрыться от исполнения обязательств. Длительное отсутствие гражданина и неизвестность его места нахождения нарушает права и интересы его близких и других лиц. Возникают вопросы по семейному статусу, получению пособия на содержание несовершеннолетних детей, по имуществу пропавших лиц либо обеспечению его сохранности, - подчеркнула Разия Куанышбаева.

По ее словам, решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим влечет юридические последствия как для заинтересованных лиц, так и для того лица, в отношении которого принимается решение.

Обобщение судебной практики по таким делам позволило выявить неверное толкование служителями Фемиды отдельных норм законодательства. А связано это прежде всего с тем, что действующее нормативное постановление принято в 1968 году и не отвечает современным реалиям.

- Миграционные процессы, которые происходят в государстве, позволяют людям свободно перемещаться как в пределах страны, так и по всему миру. Во-вторых, это появление новых технологий, что обусловило появление новых возможностей по поиску лиц и получению сведений о пропавших, - уточнила судья.

Проект нормативного постановления подробно раскрывает порядок того, кому предоставлено право инициирования данной процедуры, как должно быть оформлено соответствующее заявление при подаче в суд, какие доказательства следует предоставить суду и какие действия должен осуществить судья в ходе подготовки дела.

Как подчеркнула Разия Куанышбаева, такие требования могут предъявить любые граждане или организации, для которых признание безвестно отсутствующим или объявление умершим влечет возникновение, прекращение или изменение личных неимущественных и имущественных прав.

Однако, по ее словам, суд должен установить для достижения какой цели подано заявление и подлинный факт отсутствия гражданина, а также приняты ли все меры для установления его местонахождения и исчерпаны ли все источники для получения информации о пропавшем.

- На практике имеют место случаи недобросовестности заявителей, которые обращаются с целью необоснованного получения материальных благ. К примеру, супруга участника террористической группировки, зная о том, что ее муж находится на территории иностранного государства, обратилась в суд с заявлением о признании его безвестно отсутствующим. Решением суда в рассмотрении данного заявления было обоснованно отказано, - рассказала Р. Куанышбаева.

Для более тщательного установления обстоятельств члены научно-консультативного совета Верховного Суда закрепили в проекте нормативного постановления обязательность обеспечения судом размещения публикаций в определенных печатных изданиях, соответствия текста публикации и установления срока для размещения публикации. При этом обязанность по оплате за публикации в СМИ, определенных судом, лежит на заявителе.

Проект нормативного постановления акцентирует внимание судей на условиях, необходимых для признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим.

- Условием для признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие сведений о нем по месту его жительства в течение одного года. Срок следует исчислять не со дня его выбытия, а с момента получения о нем последних известий. Условием определения гражданина умершим является отсутствие сведений о нем по месту его жительства в течение последних трех лет. Если он пропал без вести при обстоятельствах, которые угрожали смертью или давали основание предполагать его гибель от несчастного случая, - то в течение шести месяцев, - уточнила судья Верховного Суда РК.

Вторым условием она назвала неполучение в течение указанных сроков сведений о месте пребывания гражданина, а также невозможность установить жив ли он.

Заслушав докладчика, председатель Верховного Суда Жакип Асанов выразил обеспокоенность случаями намеренных исчезновений граждан с целью получения той или иной выгоды.

- Человек есть, он не пропал, но он решил исчезнуть, имея при этом корыстный мотив. У нас на практике были случаи: ради того, чтобы получать пособия, он начинает такие дела делать - исчезает и где-то прячется. И что делать в отношении таких людей, если эти обстоятельства выявлены? Наверное, здесь наступает уголовная ответственность. Элементарно это мошенничество. Таких людей, которые избегают родительских обязанностей и находят такой способ, надо осуждать, - подчеркнул Жакип Асанов.

Глава высшего судебного органа при этом отметил, что анализ, проводимый Верховным Судом, показывает резкий рост разводов и отказов от отцовства. Жакип Асанов призвал определить практику решения таких дел, особенно в регионах, где такие дела растут.

- К сожалению, добрая воля со стороны государства иногда влечет такие последствия - аномальные. Если человек намеренно исчезает и пытается, чтобы родственники признали его безвестно отсутствующим или умершим ради того, чтобы получать пособия, конечно, такого человека надо находить и привлекать к ответственности за мошенничество. Это уже требование закона, - добавил Жакип Асанов.

В ходе пленарного заседания обсужден также проект Нормативного постановления «О судебной практике применения законодательства об административном надзоре», о котором коллег проинформировал судья Верховного Суда Серик Абнасиров.

В документе раскрыто понятие административного надзора, дано детальное разъяснение порядка и сроков установления административного надзора, определены субъекты, в отношении которых может быть установлен административный надзор.

Отдельное внимание уделено разъяснению оснований и процедуры продления и прекращения административного надзора, а также порядку обеспечения осужденных адвокатами и обжалования судебных актов.

- Целями административного надзора является в первую очередь профилактика рецидивной преступности и параллельно - превенция совершения иных правонарушений.

Судебная практика показывает, что органы внутренних дел не всегда инициируют установление административного надзора, что влечет иногда тяжелые последствия, прежде всего для потерпевшего, - подчеркнул спикер.

В качестве примера он привел уголовное дело в отношении гр. Омарбекова, осужденного в 2009 году к семи годам лишения свободы за разбойное нападение.

- Этот срок он отбыл полностью и освободился в 2016 году. После освобождения он не встал на путь исправления. Дважды привлекался за нарушение общественного порядка и прав граждан. Однако органы внутренних дел, проявляя халатность, не инициировали установление за ним административного надзора. В результате 7 сентября Омарбеков вновь совершил разбойное нападение. Он ворвался в чужую квартиру, напал на хозяйку, жестоко избил ее вплоть до переломов, сотрясения головного мозга, и похитил ценное имущество. Экибастузский городской суд Павлодарской области осудил Омарбекова, приговорив его к семи годам лишения свободы, и вынес частное постановление в отношении сотрудников органов правопорядка. При условии своевременного установления административного надзора над Омарбековым совершение этого опасного дерзкого преступления можно было предупредить, - рассказал Серик Абнасиров.

Так, проект нормативного постановления рассматривает своевременное установление административного надзора как эффективную меру защиты граждан от преступных посягательств осужденных, отбывших лишение свободы, но не вставших на путь исправления.

По данным Верховного Суда, за 2017 год административный надзор установлен в отношении 1377 осужденных, в 2018 году показатель снижен до 1226.

Разработчики нормативного постановления считают, что при установлении административного надзора в связи с систематическим нарушением осужденным общественного порядка, определяющее значение имеет не просто количественный показатель нарушений, но и объект посягательства, а также характер совершенных административных правонарушений.

- Важно определить, какое он совершил правонарушение, нарушил ли общественный порядок, права и свободы граждан, - подчеркнул С. Абнасиров.

Он также отметил, что обобщение судебной практики показало, что отдельные суды выносят обвинительные приговоры в отношении поднадзорных, у которых ограничения установлены не судом, а сотрудниками полиции.

В связи с этим в проекте нормативного постановления сделан акцент на том, что ограничение в правах может установить только суд. Также указано, что при установлении административного надзора не допускается ограничение трудовых, избирательных, общественных и других прав поднадзорных.

В продолжение темы судья суда Кенже Актайлаков добавил, что нормативное разъяснение положений законов, регулирующих процедуру административного надзора, приведет к единообразному применению закона и ответит на возникающие вопросы не только у судов, но и правоохранительных органов, прокуратуры и адвокатуры.

По итогам обсуждений проекты нормативных постановлений были приняты участниками пленарного заседания единогласно.

Следите за новостями zakon.kz в: