О договоре Парижа с фрондой
Аскар Омаргалиев, юрист
Видимо, лёд тронулся господа присяжные заседатели.
12 июня 2019 г. Президентом Республики Казахстан издан Указ № 3 «О создании Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан» (далее - Указ).
Привожу краткое содержание Указа.
В соответствии с подпунктом 20) статьи 44 Конституции Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Создать Национальный совет общественного доверия при Президенте Республики Казахстан (далее - Совет).
2. Администрации Президента Республики Казахстан в месячный срок:
1) провести консультации с лидерами политических партий, неправительственных организаций, представителями гражданского сектора по вопросам формирования Совета и порядка его работы;
2) по итогам проведенных консультаций внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан состав Совета и положение о Совете.
3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Очевидно, что данный Указ призван получить в том числе ответы на вопросы «чего вы хотите?».
А что было до этого, чтобы народные массы могли довести свои чаяния до высоких кабинетов, не прибегая к несанкционированным ночным «факельным шествиям»?
А было (и есть) вот что. Давайте вместе почитаем то, что написано в пункте 8 статьи 18 Закона о правовых актах - «…разработанные проекты концепций законопроектов и нормативных правовых актов вместе с пояснительными записками и сравнительными таблицами к ним (в случаях внесения изменений и (или) дополнений в законодательные акты), за исключением нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан и Верховного Суда Республики Казахстан, до направления на согласование в заинтересованные государственные органы размещаются для публичного обсуждения на интернет-портале открытых нормативных правовых актов. Еще. Пункт 1 ст. 20 того же Закона: «В целях вовлечения некоммерческих организаций, граждан в процесс разработки проектов нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, образуются общественные советы в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об общественных советах».
Это что же такое? Получается, чуть ли не каждый гражданин нашей страны лично или через советы мог спокойно вмешиваться в процесс законотворчества?
Но, во-первых, видимо, теперь будет совет настоящий. Во-вторых, - кто из Вас положа руку на сердце (или другой, более важный для Вас орган) может сказать, что его разумные предложения по изменению норм закона благополучно дошли до депутатов Парламента и нашли отражения в тексте закона? Получается, что нормы закона декларативны и никто им до этого был не указ? Получается.
Теперь будем жить? Будем доверять? Как бы не так…
Согласно пункта 1 статьи 61 Конституции Республики Казахстан право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе. При таких условиях, как же обеспечить доступ населения к законодательной инициативе?
Данный вопрос, к примеру, в Кыргызстане и Беларуси решен следующим образом.
Согласно статьи 79 Конституция Кыргызской Республики, право законодательной инициативы принадлежит:
1) 10 тысячам избирателей (народная инициатива);
2) депутату Жогорку Кенеша;
3) Правительству.
Согласно статьи 99 Конституция Республики Беларусь, право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.
Париж, конечно же, стоит мессы. Думаю, пришло время народным массам реальную законодательную возможность участвовать в подобной мессе.