Исходя из характера правонарушения
Дамир Шамуратов,
председатель Специализированного
административного суда г. Петропавловска
Организация производства и оборота алкогольной продукции занимает особое место как в экономике, так и в социальном развитии страны. С одной стороны, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции составляет необходимый источник пополнения государственного бюджета, а с другой - влечет негативные последствия для общества.
Под негативными последствиями имеется в виду пагубное влияние употребления алкоголя на возраст активной жизнедеятельности населения, производительность труда, демографическую ситуацию, на здоровье населения в целом.
Общепризнанно, что вмешательство государства в свободные экономические отношения в определенных пределах не только возможно, но и необходимо. Производство и оборот алкогольной продукции относятся к тем сферам деятельности, которые ввиду их исключительной важности для жизни страны, ее политической и экономической безопасности подвергаются особому государственному регулированию.
Отношения, возникающие в процессе производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, государственного регулирования и осуществления деятельности субъектов производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции определяет Закон РК «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».
Обязательность декларирования, оформления и использования сопроводительных накладных на этиловый спирт и алкогольную продукцию введена ст. 12-1 Закона с целью усиления контроля над оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.
Постановлением Правительства РК № 1571 утверждены Правила оформления и использования сопроводительных накладных на этиловый спирт и алкогольную продукцию, которые обязывают поставщиков оформлять сопроводительные накладные (СНА) при проведении каждой операции по реализации, перемещению, возврату, транспортировке этилового спирта и алкогольной продукции.
В свою очередь, получатели этилового спирта и алкогольной продукции после получения товара должны подтвердить получение СНА и товара в электронном виде в течение 25 календарных дней с даты оформления СНА поставщиком (важно отметить, что ранее действовавшие Правила, утвержденные приказом министра финансов № 670, предусматривали 15-дневный срок).
С 1 ноября 1999 года введено в действие Постановление Правительства РК № 1592 «Об установлении минимальных цен на алкогольную продукцию», цены на которую изменяются по мере необходимости.
Пп. 4 ч. 1 ст. 9 Закона предусмотрен запрет на реализацию алкогольной продукции в детских учреждениях, организациях образования и на прилегающих к ним территориях в радиусе 100 метров.
Согласно п.п. 1 и 2 п. 14 ст. 159 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» запрещается реализация алкогольной продукции в определенные дни и часы, установленные законодательством РК об административных правонарушениях, а также лицам в возрасте до 21 года.
В настоящее время одной из основных форм правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции, а в определенной мере и ее потребление, является установление административной ответственности за нарушение законодательства в этой области, а именно ст.ст. 282, 200, 463, 283 КоАП. В силу ст. 684 КоАП дела об административных правонарушениях по ч.ч. 3, 4, 6, 7 ст.ст. 282 и 200 КоАП рассматриваются судами.
Между тем согласно Нормативному постановлению Верховного Суда РК № 7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях» оборот и перемещение самодельных спиртосодержащих напитков, не соответствующих ГОСТу, в пластиковой либо жестяной таре или без этикеток, а равно без сопроводительных накладных, не влечет ответственности по ч. 3 ст. 282 КоАП.
Ст. 5 Закона РК № 429-I «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» определен исчерпывающий перечень видов алкогольной продукции. Прочие крепкоалкогольные и слабоалкогольные напитки исключены из данной статьи Законом РК № 201-III «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения». Продажа указанной продукции лицами, не зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательства, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 463 КоАП, - занятие предпринимательской или иной деятельностью без лицензии.
При добровольном отказе субъекта предпринимательства от продолжения лицензируемой деятельности или полном прекращении предпринимательской деятельности действие его лицензии и (или) приложения к лицензии прекращается в силу п.п. 4 и 5 п. 1 ст. 35 Закона РК № 202-V «О разрешениях и уведомлениях». В таких случаях лицензиат в соответствии с п. 2 ст. 35 данного закона обязан в течение 10 рабочих дней вернуть лицензию и (или) приложение к лицензии лицензиару, за исключением случая оформления лицензии только в электронной форме. В противном случае до регистрации прекращения предпринимательской деятельности в установленном законом порядке следует исходить из того, что лицензиат продолжает или имеет намерение продолжить лицензируемую деятельность, в связи с чем такое деяние не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 467 КоАП, и на него возлагается обязанность уплаты ежегодного лицензионного сбора в сроки и размерах, установленных Налоговым кодексом.
Неуплата ежегодного лицензионного сбора в установленных размерах и сроки, если не сдана лицензия и (или) приложение к лицензии, влечет административную ответственность по ч. 8 ст. 282 КоАП независимо от фактического неосуществления лицензируемой деятельности.
При этом для состава данного правонарушения важное значение имеют не только сроки уплаты и размеры лицензионного сбора, но и место его уплаты, поскольку в соответствии с бюджетным законодательством лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности относится к налоговым поступлениям в бюджеты города республиканского значения, столицы или района (города областного значения).
Изменение сроков уплаты налогов или иных обязательных платежей в бюджет, предусмотренных Налоговым кодексом, не освобождает от ответственности за ранее совершенные правонарушения, выразившиеся в нарушении таких сроков.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Общей части КоАП административное взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, предусмотренных в статье Особенной части раздела за данное административное правонарушение, в точном соответствии с положениями КоАП. Ч. 6 той же статьи за одно административное правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное административное взыскание. То есть общими нормами назначения взыскания не предусмотрено наложение более одного дополнительного взыскания.
Санкция ст. 283 КоАП предусматривает штраф с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения, а также с лишением лицензии на соответствующий вид деятельности. При рассмотрении дел по ст. 283 КоАП судам следует учитывать приоритет норм Общей части КоАП над положениями Особенной части и мотивировать выбор конкретного дополнительного взыскания, исходя из характера правонарушения, и добиваться целей, указанных в ст. 40 КоАП РК.