Болонский процесс: за и против
Диас Эмир
Однако, если рассматривать реальное межкультурное взаимодействие участников программ казахстанских, российских и зарубежных вузов, на первый план выходят две важнейшие проблемы: языковой компетентности и межкультурного диалога, которые необходимо рассмотреть более подробно.
Начнем с того, что технологии межкультурного взаимодействия в рамках образовательных организаций, ориентированные на развитие языковых навыков, как правило, обсуждаются с точки зрения способов достижения оптимального языкового уровня студентов для понимания учебного материала и свободной коммуникации с окружающими. Зарубежный опыт, представляющий в исследованиях проблемы иностранных студентов, вынужденных общаться на английском, более дифференцированно описывает языковые трудности обучающихся: и как, собственно, лингвистические (например, невозможность понимать быструю речь лектора или разговорную на улице), и как лингвокультурные и социально-психологические (например, непонимание формулировок во время заданий на семинарах из-за их необычности). Также необходимо подчеркнуть сосредоточенность на социокультурных ценностях образовательного процесса, демонстрируемую западноевропейскими университетами, из-за чего возможно высказать опасения относительно наличия элементов «политического трансферта» в образовательном пространстве Болонского процесса - процесса переноса из одной (политической, социокультурной, пространственно-временной) среды в другую интеллектуальных основ, моделей, технологий и практик политического и организационного управления, с непредсказуемыми социокультурными и психологическими последствиями. При этом существует точка зрения, что «культурная колонизация» во многом находится в сфере ответственности «колонизируемой» стороны, являющейся активной участницей и потребительницей иного идеологического и культурного содержания. Зарубежные университеты, участвующие в международных образовательных программах, не только сохраняют собственные социокультурные ценности, «упакованные» в содержание образовательных программ, но и, как правило, сосредоточивают свое внимание на проблемах толерантности в межкультурной коммуникации, а также на проблеме «культурной сенситивности» профессорско-преподавательского состава университета, задействованного в учебном процессе с иностранцами. Развитие «культурной сенситивности» - пространство наиболее активного творчества в создании технологий межкультурного взаимодействия в зарубежных вузах. Таким образом, небрежность в идентификации межкультурного пространства образовательного процесса в условиях международного сотрудничества казахстанских и российских университетов может обернуться угрозой их социокультурной колонизации.
- Какие особенности можно отметить в казахстанском подходе к образовательной системе стран-участниц Болонского процесса?
- Сегодня в казахстанском образовании, во-первых, введена система академических степеней, признанная в мировой образовательной практике. При этом образовательные программы основаны на достепенном и послестепенном циклах. Так, согласно Закону РК «Об образовании» 2007 года в Казахстане предусмотрена трехступенчатая модель подготовки специалистов: бакалавр - магистр - доктор PhD. Во-вторых, внедрена кредитная технология обучения, задачей которой является обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей, признание национальных программ и обеспечение конвертируемости отечественных дипломов. В-третьих, создана национальная модель системы обеспечения и гарантии качества высшего образования через механизм аккредитации как отдельных образовательных программ, так и вузов в целом.
Сотрудничество и интеграция в мировое образовательное пространство - это одно из основных направлений в политике Казахстана, развитии внешнеполитического курса страны и, соответственно, условие вхождения республики в число наиболее конкурентоспособных стран. Так, участие в Болонском процессе означает для республики повышение конкурентоспособности казахстанских образовательных услуг, признание уровня квалификации ученых и преподавателей. Таким образом, деятельность Министерства образования и науки РК в русле Болонского процесса и Лиссабонской Конвенции обеспечивает возрастающую академическую мобильность обучающихся, предоставляя им возможность получения образования в ведущих зарубежных университетах. Развитие международных связей казахстанских вузов с зарубежными создает условия для реализации совместных образовательных программ. В настоящее время более 50 вузов Казахстана реализуют двудипломное образование с ведущими университетами Великобритании, Ирландии, Испании, Чехии, Германии, США и др.
- Жанна Галимжановна, какие проблемные моменты обнаружились к настоящему времени в данной сфере?
- К примеру, далеко не все константы кредитной системы реализуются на практике. Попытки демократизировать процесс сдачи экзаменов приводят к доминированию тестовых заданий, которые сдают матричным или компьютерным способом. При этом не всегда удается гарантировать анонимность экзаменационного листа, даже в том случае, если итоговый контроль осуществляется независимым экзаменатором. В Великобритании, к примеру, все экзаменационные ответы подписываются номером индивидуального студенческого кода (у нас - студенческий билет, которые представляет собой пластиковую карту), что является действенной антикоррупционной мерой.
На первый взгляд, все формальные компоненты кредитной системы обучения в Казахстане уже внедрены. Так, одной из новаций стало введение должности тьютора - руководителя учебного процесса. Это реально работающий в сфере образования профессионал, имеющий богатый опыт профессиональной деятельности наряду с серьезной базой академической подготовки. Именно тьютор осуществляет сопровождение обучения, дает необходимые советы, поддерживает мотивацию в процессе обучения; проводит очные занятия; находится в постоянном контакте со студентом (магистрантом, докторантом) посредством электронной почты, интернет-конференций и телефона. Тем не менее барьер формальной адаптации удается преодолеть далеко не всегда. Ведь в большинстве вузов Казахстана тьютор до сих пор выполняет традиционно совмещаемые в одном лице обязанности куратора и преподавателя, в то время как за рубежом его функции значительно более объемны. Там на соответствующих сайтах выставлены все модули, все задания и спецификация, все лекции и слайды, все академические статьи, все объявления, которые делает тьютор перед занятиями, и даже электронные дискуссии по предметам. То есть общение между студентом и преподавателем происходит в виртуальном режиме.
Кроме того, для будущего науки нашего государства необходимо окончательно определить основополагающий принцип и направление развития докторантуры PhD на современном этапе, выделить необходимость наполнения этой формы обучения содержанием, которое предусматривается Болонским процессом и условиями международной интеграции в области образования, поскольку именно этим обусловлены зарубежные стажировки докторанта и командировки научного консультанта в Казахстан для чтения лекций, обмена информацией, структурирования основных положений докторской диссертации.
Для обеспечения конкурентоспособности докторантуры PhD осуществляется работа по повышению качественной общетеоретической подготовки докторантов, которая все же является недостаточной. В нашем случае речь идет о расширении предметной и методологической базы за счет смежных с филологией гуманитарных дисциплин и междисциплинарных научных направлений. Повышение уровня теоретической подготовки докторантов может быть обеспечено только за счет формирования кафедр, специализирующихся на современных проблемах филологической науки. Учитывая имеющийся в мировой практике опыт рассмотрения докторантуры как основного этапа перед аспирантурой или докторантурой PhD, нами делается акцент на внедрении в учебный процесс теоретических курсов.
Еще одним важным направлением в развитии докторантуры является увеличение числа специальностей, которые, с одной стороны, будут полнее охватывать все исследовательские направления, а с другой - соответствовать современному уровню развития науки в стране и за рубежом. В этом смысле можно было бы говорить о создании совместных докторских программ с университетами России в рамках международных контактов, но подобное сотрудничество невозможно в связи с отсутствием этого уровня послевузовского образования в РФ.
Таким образом, на сегодняшний день факт вхождения России и Казахстана в Болонский процесс не исключает наличия принципиальных расхождений как в системе послевузовского образования, так и в подготовке кадров высшей научной квалификации.
- Что думают о преимуществах и недостатках Болонского процесса зарубежные исследователи?
- Например, Рафаэль Гусман Тирадо, вице-президент МАПРЯЛ, руководитель центра славистики Гранадского университета, считает, что необходимо обеспечить развитие самостоятельности высших учебных заведений, поскольку каждое учебное заведение - автономный институт, который действует внутри социокультурных сообществ, по-разному организованных в силу исторических, культурологических и географических условий. Университет хранит и создает, критически осмысливает и распространяет культуру своей страны. Храня традиции европейского гуманизма, университеты должны преодолевать политические и географические границы, утверждать потребность взаимного познания и влияния разных культур. Поэтому для того, чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей преподавательской и исследовательской деятельности университет должен быть морально и интеллектуально независимым от политической и экономической власти.
Энрике Керо Хервилья, декан факультета перевода и интерпретации Гранадского университета, на Гранадской конференции в этом году выразил мнение о том, что руководители университетов и их подразделений должны поддерживать следующий постулат: учебный процесс в университете должен быть неотделим от исследовательской деятельности. Это необходимо для того, чтобы преподавание отвечало потребностям общества, которые изменяются, и отвечало уровню развития научных знаний. Отбрасывая нетерпимость и будучи постоянно открытым для диалога, университет должен быть идеальным местом для встреч преподавателей, которые намереваются передавать знания и готовы углублять их через исследование, а также для встреч студентов, которые имеют на это право, способности и желания обогатить себя этими знаниями.
Кроме того, очень важно, что участники процесса намереваются добиться расширения доступа к образованию для всех жителей Европы, а также создания единственного общеевропейского стандарта образования и рынка труда. Правительства стран ЕС согласны с необходимостью объединить свои высшие учебные заведения в единую сеть образовательных учреждений, поскольку поняли: пришло время дать возможность, более того - стимулировать желание студентов мигрировать в рамках Европы в соответствии с их личными интересами, наличием вакансий в университетах, тематикой лекций, имиджем местной профессуры, желанием молодых людей к перемене мест и, в конечном итоге, в соответствии со спросом на рынке труда. Университеты должны поощрять мобильность студентов и преподавателей. Должна быть разработана общая политика предоставления стипендий, а также равнозначности статуса, знаний и экзаменов, без предвзятой мысли о национальных дипломах.
Напомним, Болонская декларация формулирует задание, которое стоит перед европейским содружеством высшего образования следующим образом: принятие системы и сравнимых степеней, базирующихся на двух основных циклах - начальном и следующем. Доступ ко второму циклу должен обусловливаться успешным завершением первого цикла, что длится не менее трех лет. Степень, которая присваивается после первого цикла, должна отвечать европейскому рынку труда, который обеспечивает достаточную квалификацию.
Кроме того, как отмечает профессор университета г. Болонья (Италия) Кристина Ланда, участником Болонского процесса является та часть высшей школы Европы, которая называется классической, и выпускники которой получают дипломы категории «А». Однако это не все образование, есть еще и так называемое профессиональное образование - высшие учебные заведения, которые выдают дипломы категории «В». При этом сегодня в Европе число выпускников с дипломами типа «В» постоянно растет и уже значительно превышает число тех, кто получает диплом типа «А». Но к настоящему времени эти университеты практически находятся за рамками Болонского процесса.
- Однако, если рассматривать перспективы Казахстана в участии в Болонском процессе, что мы сейчас наблюдаем?
- Конечно, вхождение Казахстана в Болонский процесс протекало и протекает в сложных условиях. Сегодня в республике в рамках Болонского процесса большое значение придается академической мобильности студентов и преподавателей вузов. Членство Казахстана в Болонском процессе дало возможность отдельным казахстанским университетам реализовать совместные образовательные проекты, в частности двудипломное образование. В 2010 году программа двудипломного образования была реализована в 37 вузах республики. Среди них ЕНУ им. Гумилева - 31 человек (по специальности «экология» совместно с университетом Нью Мексика, США), КазНТУ им. Сатпаева - шесть человек (по специальности «экономика и информационные системы» совместно с Американским университетом на Кипре), Университет международного бизнеса - 72 человека (по магистерской программе МВА с Московской международной высшей школой бизнеса). Такая практика сотрудничества будет способствовать решению задач востребованности казахстанских дипломов о высшем образовании на международном рынке труда. Упомянутые факты свидетельствуют о том, что в этом вопросе есть определенные, пусть и скромные, но положительные результаты.
Вместе с тем, в области обеспечения мобильности студентов и преподавателей вузов республики есть ряд нерешенных задач. Так, не все вузы имеют финансовые возможности приглашать известных ученых из Европы, США, Юго-Восточной Азии и других регионов для обмена опытом. Актуальной становится проблема языковой подготовки студентов, так как она является сдерживающим фактором реализации процесса мобильности. Кроме того, необходимо отметить, что в Казахстане очень слабо осуществляется мобильность студентов, преподавателей и научных сотрудников между отечественными вузами. В числе первоочередных причин в создавшейся ситуации можно обозначить непроработанность, непродуманность в организационных, финансовых, социальных и иных вопросах. Далее, как известно, одним из условий Болонской декларации являются конвертируемость дипломов и востребованность специалистов на отечественных и международных рынках труда. Здесь также есть над чем подумать. Так, важным является вопрос: по каким принципам казахстанские вузы формируют контингент студентов? Часто происходит так, что набор реализуется без учета адресной подготовки, т. е. востребованности будущих специалистов предприятиями, учреждениями, организациями, и, как следствие, многие из них после окончания вуза попадают в разряд безработных. Хотелось бы также сделать акцент на неконтролируемой саморекламе некоторых вузов, обещающих студентам зарубежную стажировку, двудипломную программу, не имея на это определенных возможностей. В результате студенты остаются обманутыми, теряется доверие к вузу, падает его авторитет. Очевидным является и то, что отечественные вузы готовят будущих специалистов по одним и тем же специальностям. В итоге получается их переизбыток, молодые люди не могут трудоустроиться или работают не по специальности. Поэтому МОН РК, вузам совместно с работодателями, в первую очередь, надо решить проблему будущего трудоустройства.
Еще один немаловажный факт: к 2008 году государственные вузы республики были переведены практически полностью на европейскую систему обучения. Казалось бы, проблема количественно решена, но качество и по сей день вызывает существенную критику со стороны профессорско-преподавательского состава, студентов, научных работников. Так, по утверждению некоторых экспертов, высшая школа Казахстана недостаточно адаптирована к европейской системе, в частности, ряд обязательных дисциплин зарубежных университетов не отражается в казахстанских образовательных программах. Также во многих вузах не созданы специальные академические службы - офис-регистратора, институты эдвайзеров, тьюторов.
Особые нарекания со стороны студентов и преподавателей республиканских вузов вызывает тестирование, о существенных недостатках которого умалчивать нельзя. Во-первых, заменяется диалог преподавателя со студентом, то есть живой процесс классического обучения и контроля итоговых знаний, компьютерным тестированием. И эта замена далека от тождественности, так как компьютер не может оценить оригинальность и индивидуальность мышления, проследить логику студента, его творческое начало. Во-вторых, тесты в значительной степени выхолащивают часть учебной дисциплины и не способствуют развитию целенаправленного творческого мышления. Конечно, тестовый контроль знаний исключить полностью нельзя, поскольку он незаменим при проверке текущей успеваемости, однако в его применении нужно соблюдать меру, не превращая студента в машину, мыслящую готовыми формулами и не способную выйти за их рамки.