За счет средств работодателя
Алихан Уалиханов
С января 2020 года в Казахстане будет введена новая, более высокая система обязательных пенсионных взносов для работодателей. Ожидается, что такая мера поднимет благосостояние наших граждан, однако есть маленькая оговорка: «Поступающие от работодателей пенсионные взносы не могут считаться собственностью отдельных лиц и не наследуются, поскольку будут находиться в активе ЕНПФ и перераспределяться между пенсионерами».
Обязательные пенсионные взносы (ОПВР) в размере пяти процентов, которые работодатель обязан будет вносить в пользу работника, регламентированы Законом РК от 2 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения». Отмечается, что целью введения новой системы пенсионных взносов является повышение благосостояния казахстанцев, обеспечение достойного размера пенсии, соответствующего трудовому стажу работников. Таким образом, на индивидуальный пенсионный счет работника ежемесячно будет поступать 15 процентов от заработной платы: 10 процентов - обязательные пенсионные взносы работника, пять процентов - пенсионные взносы за счет собственных средств работодателя.
В Министерстве труда и социальной защиты населения РК пояснили, что нововведение распространяется на всех работающих граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой. ОПВР не распространяются на лиц, выполняющих работы и услуги на основе договоров гражданско-правового характера; физических лиц пенсионного возраста; военнослужащих и сотрудников силовых структур; получателей пенсионных выплат за выслугу лет; судей в отставке, получающих ежемесячное пожизненное содержание. Далее следует интересная оговорка: «Поступающие от работодателей пенсионные взносы не могут считаться собственностью отдельных лиц и не наследуются. Данные средства будут находиться в активе ЕНПФ и перераспределяться между пенсионерами».
Отмечается, что нововведение не должно стать поводом для снижения заработной платы работников, так как условия труда и размер заработной платы оговариваются в трудовом договоре. Согласно Трудовому кодексу РК, любые изменения в трудовой договор могут вноситься только по обоюдному согласию работника и работодателя.
Дополнительные проценты помогут повысить ежемесячные выплаты в накопительный фонд до 35 млрд тенге. Вместе с тем у многих обывателей возникают опасения, что во избежание налоговой нагрузки работодатель может перекинуть эти пять процентов на самого работника или придумает дополнительные возможности обхода налоговых выплат, тем самым подчеркивая свою безысходность от разорительных пенсионных реформ.
Однако в ЕНПФ поясняют, что важным преимуществом новой системы пенсионных взносов является то, что они в рамках условно-накопительной пенсионной системы будут осуществляться гражданам пожизненно. Поскольку пенсионные взносы в рамках условно-накопительной пенсионной системы будут производиться за счет средств работодателя, на них не будет распространено право собственности работников и право их наследования. Средства, учитываемые на условных пенсионных счетах умерших людей или лиц, выехавших на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан, а также имеющих пенсионные накопления свыше суммы достаточности для пожизненных выплат на уровне двукратного размера прожиточного минимума, будут перераспределяться между остальными участниками условно-накопительной пенсионной системы. Таким образом, условно-накопительная пенсионная система будет сочетать в себе элементы не только накопительной, но и распределительной системы.
В результате условные пенсионные накопления участников будут включать не только пенсионные взносы, внесенные работодателем в пользу конкретного работника, но и суммы, перераспределенные с условных пенсионных счетов других участников, досрочно выбывших из системы, а также со счетов участников, имеющих сверхдостаточные накопления. Перераспределение средств будет осуществляться равномерно среди участников соответствующей возрастной когорты (возрастные когорты формируются по году рождения). Право на выплаты пенсий из нового компонента будут иметь граждане, достигшие пенсионного возраста, а также лица, имеющие инвалидность I и II группы, которая установлена бессрочно, за которых перечислены ОПВР в совокупности не менее 60 календарных месяцев. При этом максимальный размер пенсионной выплаты из условно-накопительного компонента не может превышать двукратный размер прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Таким образом, в ЕНПФ утверждают, что условно-накопительная пенсионная система несет в себе социальную составляющую, когда накопления в пользу граждан с более высокими доходами частично перераспределяются в пользу граждан с низкими доходами.
Что же на самом деле скрывается за новыми пенсионными реформами, почему они не будут передаваться по наследству и не повторится ли ситуация, аналогичная той, когда ЕНПФ Казахстана инвестировал в Международный банк Азербайджана 71,3 млрд тенге, а банк чуть позже объявил о своем банкротстве? На эти вопросы отвечают зам. председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Алена РОМАНОВА и адвокат Жангельды СУЛЕЙМАНОВ.
Алена РОМАНОВА, зам. председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен»:
- Широкий резонанс вызвал вопрос внедрения обязательных пенсионных взносов работодателя в размере пяти процентов. Чтобы понять масштабы, давайте посчитаем: предлагаемые пять процентов -это дополнительная нагрузка на работодателей в размере от 500 млрд до 900 млрд тенге в год, по разным оценкам. Для сравнения, эта цифра сопоставима с бюджетом госпрограммы «Дорожная карта бизнеса-2025» за пять лет (порядка 500 млрд тенге). А ведь и без этих пяти процентов нагрузка на фонд оплаты труда растет. Не стоит забывать про поэтапное увеличение взносов на обязательное социальное медицинское страхование. Если в 2019 году работодатель платит в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) 1,5 процента, а работник не платит ничего, то с 2020 года работодатель будет выплачивать уже два процента, а работник - один, а еще спустя год-два взнос работодателя возрастет до трех процентов, а работника - до двух.
Фактическая нагрузка на работодателей и индивидуальных предпринимателей по оплате за обязательное социальное медицинское страхование с момента введения (с 1 июля 2017 года по 30 июня 2019 года) уже составила 186,2 млрд тенге и будет расти вместе с повышением ставок, достигнув, по прогнозам, 400-500 млрд тенге в год. Таким образом, общая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда (куда входят социальные отчисления, подоходный налог, пенсионные взносы, мед. страхование и пр.) превысит 40 процентов от зарплаты. При этом государственные организации также должны будут оплачивать этот взнос, соответствующие расходы должны быть заложены в бюджете, т.е. на налогоплательщиков.
В 2014-2015 гг., когда обсуждался этот вопрос, НПП «Атамекен» не поддерживала введение дополнительных взносов, указывая на вероятные социальные риски и дополнительную нагрузку на работодателей. Нацпалатой направлялись соответствующие экспертные заключения и инициативные письма в Правительство. В результате действие закона было перенесено с 2018-го на 2020 год.
Сегодня, когда до вступления нормы в силу остается менее полугода, имеет смысл критически рассмотреть целесообразность этого нововведения с учетом текущих реалий. По состоянию на 1 июня 2019 года пенсионные накопления вкладчиков составили 9,9 трлн тенге, при этом пенсионные выплаты составили только 1,3 трлн тенге. Никакого критичного разрыва между накопленными средствами и выплатами нет. Мы понимаем, что данная мера необходима для обеспечения пенсионных выплат, это не только накопительный, но и распределяющий компонент, поэтому эти деньги и не наследуются. Однако существует ГФСС (Государственный фонд социального страхования) со схожими функциями, куда работодатели также выплачивают социальные отчисления. Это значит, что нужна скоординированность между этими сборами. Прежде чем вводить норму в действие, необходимо выстроить и показать четкую систему пенсионного и социального обеспечения, прозрачную и понятную. Отдельно дополнительная нагрузка на работодателей никаких проблем не решит. Напротив, введение данной нормы несет значительные риски. Первое - это, конечно, уход в тень как реальных зарплат, так и занятости. Уже сегодня имеются факты неуплаты или нерегулярной оплаты пенсионных взносов. Введение дополнительных взносов будет иметь обратный эффект. Должны быть применены стимулирующие меры для вовлечения тех субъектов, которые не платят или делают это нерегулярно.
Второе: дополнительная нагрузка на стоимость товаров и услуг. Где работодатель должен брать эти средства? Они будут заложены в цену товаров и услуг, провоцируя инфляцию. Возникнут риски снижения фактических зарплат и увольнения сотрудников, что вообще недопустимо. Отдельно стоит вопрос эффективности управления этими средствами. Работодатели должны четко понимать, на какие нужды, в какие проекты инвестируются эти средства, какой эффект будут иметь.
В целом, нужно признать очевидное - данное нововведение не встраивается в текущую социально-экономическую политику. Обеспечение занятости и создание рабочих мест, прозрачность госрасходов, укрепление малого и среднего бизнеса и доведение его доли до 35 процентов в ВВП стали нашими приоритетами. Курс на снижение теневой экономики, повышение зарплат, вовлечение самозанятых в предпринимательство. В своем выступлении на расширенном заседании Правительства 15 июля Глава государства отметил, что «следует всячески поддерживать отечественный бизнес, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать».
Государство оказывает беспрецедентные меры по поддержке предпринимательства. Бизнес, в свою очередь, готов нести встречные обязательства по обеспечению занятости и уплате налогов. Проделана большая работа по созданию благоприятного бизнес-климата в стране. Дополнительная финансовая нагрузка на бизнес в этих условиях пошатнет достигнутые результаты.
Жангельды СУЛЕЙМАНОВ, адвокат по экономическим спорам:
- Уже все знают, что с 1 января следующего года работодатели обязаны будут платить из своих средств пенсионные взносы в размере пяти процентов от зарплаты работников. Для компаний это обычный новый налог, потому что у них безвозвратно забирают деньги. И компании безразлично, куда потратят ее кровные деньги - в бюджет или на пенсии. Не должна компания брать на себя заботу о будущих пенсионерах, потому что и так платит кучу налогов в бюджет. Откуда взялась ставка пять процентов? Кто считал размер? Понятно, что взяли с потолка, как всегда. Никто не обоснует размер ставки. Эти деньги поступят не на индивидуальный пенсионный счет работника, а на условный счет. И слово ведь какое подобрали - условный. Как бы понарошку такой счет. Деньги компания платит в ЕНПФ настоящие, а поступают на счет условный, ненастоящий. И поэтому эти живые деньги поступят на условный счет и не будут включены в наследство, в отличие от взносов самого работника.
Я с ужасом наблюдаю за тем, что законы становятся все хуже и хуже. Выходит, при разработке законов нет нормальных юристов. Мало того, что закон о пяти процентах пенсионных взносов с работодателя является нечестным, так он еще и юридически безграмотен. Вот такая норма будет в законе о пенсионном обеспечении. Пенсионные активы, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов работодателя, не являются собственностью агента и (или) физического лица, за которого уплачены обязательные пенсионные взносы работодателя. Разработчики закона не понимают, что такое собственность. Это не вещь, как они думают. Собственность - это отношения. И нельзя писать «являются собственностью», а нужно - «находятся на праве собственности».
Таким образом, деньги, перечисленные за конкретного работника, не принадлежат ни работнику, ни работодателю, а принадлежат государству. Если работник не доживет до пенсии, а таких случаев сотни и тысячи, то перечисленные взносы работодателя не передаются наследникам, а уходят якобы другим пенсионерам. Ну почему работодатель обязан содержать других людей, не имеющих отношение к его компании? И еще удивительная вещь. Такие взносы будут также платить индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы. И будут платить как работодатели в свою пользу как работнику. Это вынос мозга. Ну не является же ИП одновременно работодателем и работником в одном лице. ИП будет перечислять себе на условный счет свои деньги, но если он не доживет до пенсии, то его кровные деньги уйдут на пенсии другим людям. Хочу обратиться к членам НСОД (Национальный совет общественного доверия ) с требованием отмены такого абсурдного закона.