Первый в истории олимпийский чемпион казахского происхождения, баскетболист, центровой ростом 207 см Алжан Жармухамедов 2 октября отметил 75-летие, а уже 4 октября он прибыл на историческую родину из Москвы, где сейчас проживает, - в Алматы состоялось торжественное мероприятие в его честь. Корреспондент Zakon.kz воспользовался уникальным шансом и обстоятельно поговорил с Алжаном Мусурбековичем о секрете побед советского спорта, победе советских баскетболистов над американцами в финале Олимпиады-1972 и попросил дать совет молодым спортсменам, как не заболеть "звездной болезнью" после выигрыша медалей и найти свое призвание после завершения спортивной карьеры.
Финал баскетбольного турнира на Олимпийских играх 1972 года навсегда остался в истории спорта. Тогда баскетбольная сборная США впервые осталась без олимпийского золота, уступив сборной СССР в самой концовке игры. За 3 секунды до финальной серены советские баскетболисты трижды вводили мяч в игру из-за остановок и проблем с отсчетом времени, но в итоге, вырвали победу со счетом 51:50. Из 12 игроков олимпийской сборной в живых остались четверо. Один из них - Алжан Жармухамедов.
Долгое время Алжана Жармухамедова считали узбеком. На это обывателей наталкивали факты его биографии. С 1963 по 1967 год Алжан учился в Узбекском государственном институте физической культуры в Ташкенте, играл за СКА (Ташкент), был привлечен в сборную СССР, стал чемпионом Европы-1967. Старший тренер ЦСКА и сборной СССР Александр Гомельский уговаривал Жармухамедова перейти в его клуб. Получив отказ, не взял спортсмена на Олимпиаду в Мехико в 1968 году, а потом на чемпионат мира в 1969 году. Тем не менее, корни звали домой - дважды Алжан Жармухамедов пытался перейти в алма-атинский "Буревестник", но его возвращали в Ташкент. Спор между двумя республиками за талантливого баскетболиста решила Москва. В октябре 1969 года на квартиру Жармухамедова пожаловали второй тренер московского ЦСКА Астахов, офицер из военкомата и два солдата: "Собирайся, мы за тобой приехали. Вот письмо за подписью заместителя министра обороны СССР маршала Соколовского". В ноябре 1969 года, когда у него родился сын, Алжан Жармухамедов стал играть за московский ЦСКА, где его и стали считать узбеком. Но в журнале "Физкультура и спорт", 1972, № 10 в официальном списке чемпионов мюнхенской Олимпиады 1972 года Алжан Жармухамедов обозначен, как казах. Таким образом, Жармухамедов является первым казахом- олимпийским чемпионом
- Добро пожаловать в Казахстан! Поздравляем вас с юбилеем. Расскажите, пожалуйста, как отметили круглую дату?
- Я отношусь спокойно к таким датам. В Москве ЦСКА будет устраивать мероприятие, клуб ветеранов организует здесь, в Алматы поздравили. Я был даже против, но они настояли на том, что нужно отметить. Мои дети предложили устроить банкет в ресторане, я также не обрадовался этой идее.
- Какие чувства вы испытываете, когда приезжаете в Казахстан?
- Это моя Родина. Я родился в Бостандыкском районе Южно-Казахстанской области Казахской ССР, в селе Таваксай. Так в свидетельстве о рождении и написано. Уже после того, как я родился, Никита Хрущев (в то время руководитель СССР. - Прим Авт) передал этот район Узбекистану. В Казахстане живут родственники, друзья - и в Кызылординской области, и в столице, в Жезказгане.
- На Олимпиаде в Москве золотую медаль завоевал борец-классик Жаксалык Ушкемпиров. Долгое время именно Ушкемпиров считался первым казахом, ставшим олимпийским чемпионом. Расскажите, как историки спорта отыскали вас?
- Обо мне узнали случайно. Долгое время все считали, что я - узбек. А потом как-то я давал интервью журналистам Казахстана, меня начали спрашивать, кто я, откуда, спросили про отца, я рассказал, что его звали Мусурбек, он - казах из рода жаппас, мать Прасковья Жеронкина — запорожская казачка, бежавшая от голода из Украины. Репортеры были удивлены тем, что я знаю, из какого рода, жуза мой отец. То интервью дало толчок. Приехали в Москву корреспонденты-телевизионщики, сняли фильм. Началась полемика. Да, мой отец-казах, мама- русская. То, что я "неполноценный казах", может быть, это кого-то смущает. Я к этому отношусь спокойно, я не стремлюсь к тщеславию. Но, конечно, я стал в 1972 году олимпийским чемпионом, Ушкемпиров - в 1980-м.
- В 2017 году в России сняли фильм "Движение вверх", посвященный победе советских баскетболистов над США на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 года. Что об этой картине вы, как непосредственный участник того невероятного матча, можете сказать? Насколько достоверно в кино все показали?
- В 1972 году американцы впервые проиграли Олимпийские игры в баскетболе, ранее они с 1936 года, когда баскетбол впервые включили в программу Олимпиад, никому не проигрывали олимпийские финалы, для них то поражение в 1972 году было большой неожиданностью. Поражение в олимпийском Мюнхене в баскетболе входит в 10-ку неприятностей для США за всю историю.
А фильм, конечно, художественный, очень многое придумано сценаристами, чтобы зрителю было интересно смотреть. Естественно, на самом деле мы тогда не ездили на свадьбу куда-то в горы, не пьянствовали, не играли в стритбол с уличными баскетболистами. Но самое главное, что в фильме очень здорово передали драматизм олимпийского баскетбольного финала-1972, особенно последних трех секунд. Не зря фильм побил рекорды по прокату в России. Зрители восприняли очень хорошо, и мы, спортсмены, вспомнили тот накал.
- Расскажите, пожалуйста, какую задачу перед поездкой в Мюнхен-1972 поставило советское государство перед своими баскетболистами?
- Как обычно, нашей задачей был выигрыш серебряной медали, поскольку в баскетболе у США тогда еще никто не мог выиграть, а остальные команды были объективно слабее сборной СССР. Но мы спортсмены, всегда стремимся быть только первыми, несмотря ни на что, на этом держится весь спорт в принципе. Поэтому у всех игроков было желание выиграть золото, стать олимпийскими чемпионами. На финал против США мы выходили с большим желанием победить, с первой минуты повели в счете, 8 – 10 очков была разница. Но к концу игру американцы смогли забить нам два штрафных и выйти вперед. У нас оставалось всего 3 секунды. Тренер Кондрашин в тот момент сказал, что 3 секунды – очень-очень много времени, за которые можно выиграть и еще раз проиграть. К счастью, тогда мы успели только выиграть, историческая победа свершилась.
- Какова была ваша роль в этой победе?
- Я думаю, что немаленькая. Тренер меня держал в той игре практически без замены. Из 40 минут игрового времени 36 минут я провел на площадке, отдыхал 2 минуты в первом тайме и две минуты во втором. Делал на площадке все, что от меня зависело, чтобы принести команде пользу.
- По некоторой информации, для руководства СССР даже серебро на Олимпиаде во многих видах спорта считалось проигрышем…
- В баскетболе тогда серебро было запланированным, а вот бронзу посчитали бы проигрышем. В наше время за бронзу снимали тренера с должности. К сожалению, сейчас, после развала СССР, бронза уже считается большим достижением для российского баскетбола, радуемся, если попали на чемпионат мира. Баскетбол в России сейчас в упадке.
- А за казахстанским баскетболом следите?
- По интернету смотрю матчи баскетбольной "Астаны" в Единой лиге ВТБ, когда они приезжают в Москву на игру, прихожу иногда, смотрю тоже. Конечно, мне не нравится, что в клубе много иностранных легионеров, по такому же пути пошли и в России. При таком подходе, на мой взгляд, не развивают своих спортсменов, и для сборной страны это не очень хорошо.
Алжан Жармухамедов и казахстанская синхронистка Айнур Керей
- Как вы думаете, в чем секрет успеха советского спорта?
- В Советское время к спорту отношение было очень серьезное, игрокам и спортсменам, выступающим за сборную СССР, создавали очень хорошие условия. Конечно, не такие, как сейчас, но создавались. Чувство патриотизма превалировало в сознании людей, было очень большое желание стать лучшим в своем деле, это двигало спортсменами. Ну и я уже не говорю о доступности секций, массовости.
- Многие великие спортсмены после ухода из профессионального спорта переживали трагедии. Вам этого удалось избежать?
- Да, это было отрицательной чертой советского спорта. Пока ты был нужен, вокруг тебя носятся, прыгают, создают условия, все для тебя делают, но как только ты закончил карьеру, становишься никому не нужен. Действительно, очень много людей не выдерживали период завершения карьеры спортсмена, многие спивались. Но я смог, этого избежал.
Когда завершил карьеру, сказал себе так: "То, что было, оно закончилось, это надо забыть. Теперь у меня есть семья, дети, которых надо воспитывать, начинаю заново свою жизнь!".
Это был 1980 год, сразу после завершения карьеры полгода жил без баскетбола, отдыхал. Дольше не выдержал, появилась тоска по спорту. В это время меня позвали в Ташкент играть, я согласился поиграть еще два сезона. Во-первых, скучал по игре, во-вторых, в моем родном поселке в 45 км от Ташкента мама лежала больная, я знал, что она вот-вот уйдет из жизни. Хотел с ней часто видеться, быть рядом. Когда мама скончалась, я закончил играть и уехал работать тренером в Группе Советских войск в Германии (ГДР), началась моя тренерская деятельность. Потом из ГДР направили нас в Алма-Ату в Спортивный клуб армии. Был офицером, когда исполнилось 20 лет выслуги, подал рапорт и уехал в Москву, начал там работать тренером. До сих пор работаю. Хотел в прошлом году закончить, но директор школы спортивного профиля, где я работаю, сказала, что не хотят со мной расставаться, придумала мне "блатную" должность "старший тренер". Нашли молодого тренера, который работает, а я его курирую как консультант.
- Принес ли вам большой спорт дивиденды, стали состоятельным человеком, как американские коллеги, например?
- Таких накоплений, как у американцев, я не имею. То, что я сейчас не являюсь рядовым пенсионером, который получает от 15 до 20 тыс. рублей в месяц, это правда. Президент России выделил стипендии олимпийским чемпионам в размере около тысячи долларов, мэрия Москвы дополнительно выделяет 15 тысяч рублей, получаю военную пенсию, зарплату и также от ЦСКА. В сумме получается около 2 тыс. долларов в месяц. К счастью, трудностей материальных не испытываю.
- Многие спортсмены о вас говорят, что вы - великий и простой одновременно. Как вам удалось не заразиться звездной болезнью?
- Каким меня воспитали, таким я всегда и был, и остаюсь. Если ты стал олимпийским чемпионом, то это не значит, что ты поднялся над всеми людьми на какую-то высоту. Нет. На самом деле, выигрыш золота на Олимпиаде означает, что ты просто сделал хорошо свое дело. Меня отец, мама учили - если чем-то занимаешься, то нужно делать это очень хорошо.
- Какую роль сыграл отец в вашей жизни?
- Он был очень трудолюбивым, мастеровитым, у него были золотые руки. Естественно, с малых лет я был его первым помощником во всем. Кроме того, что я играю в баскетбол, я могу слесарить, столярничать, и электрикой занимаюсь, все умею делать.
- Советский спорт считался любительским. А кем вы числились официально?
- Я сперва был солдатом, потом меня произвели в офицеры, ставили на ставки на такие должности как "инструктор по спорту" в воинских частях. Получал зарплату как офицер, она была выше, чем зарплата от спорткомитета для игроков сборной. В то время у члена сборной СССР по любому виду спорта ставка была 300 советских рублей, а я как офицер получал 450 рублей.
- Живя долгое время в Москве, не забыли родной казахский язык?
- Я до сих пор все понимаю сразу, когда говорят на казахском языке, но без практики немного трудно говорить на нем в совершенстве, только какими-то простыми фразами. В молодости очень хорошо говорил по-казахски, с отцом, с друзьями всегда на казахском разговаривал, а сейчас из-за отсутствия практики говорить на казахском мне немного сложно.
Альберт Ахметов