Поворотный момент в истории судебной системы (Бахыт Касеинов, председатель судебной коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда)

Поворотный момент в истории судебной системы

 

Бахыт Касеинов,

председатель судебной коллегии

по гражданским делам

Алматинского городского суда

 

Внимание казахстанского общества, в том числе и судейского корпуса страны, сегодня акцентировано на Послании Главы Государства народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана».

В стране развернулась большая работа по изучению положений и обсуждению приоритетов Послания. Документ является основой для экономического развития нашей страны, определяя направление модернизации общественно-политической и духовной жизни общества.

Обстоятельный анализ показывает, что в своем первом Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев сделал акценты на насущных вопросах внутренней социальной политики, которая должна быть направлена на решение реальных потребностей и чаяний граждан и в целом общества. Это сделало документ актуальным, затронувшим накопившиеся проблемы и противоречия, острые вызовы и современные тренды. Поэтому, думается, каждый нашел ответы на волнующие вопросы в человеческом и профессиональном плане.

Президент страны поставил серьезные задачи перед судебными и правоохранительными органами, определив приоритетными в их работе надлежащее обеспечение прав, свобод и безопасности граждан республики. Дальнейший путь совершенствования, модернизации и в целом развития казахстанского правосудия требует серьезного осмысления, необходимы выводы и ожидаемые конечные результаты в плане достигнутого на нынешнем этапе.

Даны конкретные поручения по усилению наказания за преступления, направленные против граждан и личности, расшатывающие устои общества. В частности, это касается ужесточения наказания за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления, особенно против детей.

Глава государства особо подчеркнул: «Необходимо осуществить ряд серьезных мер по улучшению качества судебных решений. Право судьи на вынесение решения, исходя из закона и внутренних убеждений, остается незыблемым. Однако следует провести тщательный анализ судебных решений, обеспечить единообразие судебной практики».

Вопросы необходимости тщательного и справедливого рассмотрения обращений граждан, повышения качества судебных решений обсуждаются на регулярных встречах Главы государства с председателем Верховного Суда Ж. Асановым.

В этом направлении высшим судебным органом страны проводится большая работа. 2019 год объявлен Годом качества правосудия, что направлено на комплексное решение вопросов обеспечения его доступности, открытости и прозрачности, на повышение доверия общества к судебной системе.

Качество судебного акта является одним из показателей качества правосудия в целом. Любое судебное решение (постановление) по сути можно назвать венцом работы судьи и по большому счету критерием справедливого правосудия в стране. Надлежаще выполняя свои обязанности по отправлению правосудия, судья заинтересован в улучшении качества составления судебных документов, ибо за строками изготовленного им судебного акта видится, насколько ответственно он относится к своей работе, проявил ли при этом внимательность и аккуратность.

В Алматинском городском суде эти вопросы не сходят с повестки дня. Проводятся семинары с целью повышения качества оформления судебных постановлений и ответственности за это судей. Вопросы совершенствования языка судебных актов судьи обсуждают на совещаниях в судебных коллегиях и судебных составах, на которых ведется разбор качества судебных постановлений, тщательный, детальный анализ конкретных судебных актов.

Это вопрос многоаспектный и напрямую связан с правоприменительной практикой, со знанием законодательства, вынесения решения с учетом всех обстоятельств дела. Ведь если допущено искажение существенных для дела обстоятельств, то принятое решение может вызвать сомнения в его объективности, справедливости и, более того, - в беспристрастности судьи. Помимо этого, от судьи требуется уложиться в процессуальные сроки их составления. Все эти требования тесно взаимосвязаны с такими основополагающими принципами, как четкая организация и культура проведения судебного процесса.

Каковы критерии, предъявляемые к судебному акту (постановлению)? Прежде всего, это законность, обоснованность и мотивированность принятого постановления, а также логичность, грамотность, ясность и четкость его изложения. Поэтому вопрос: имеет ли законную силу безграмотный судебный акт, является абсолютно неуместным.

Проще говоря, приговор, решение, постановление должно быть составлено ясным и понятным языком. Важным моментом является отсутствие ошибок в плане орфографии, пунктуации, грамматики, лексики и стилистики.

Данные положения актуальны и до нынешнего времени, ведь получив на руки судебный акт, сторона процесса не должна усомниться в его законности.

Конечно, изготовление судебного акта как бы ни унифицировались процессуальные документы, это в первую очередь индивидуальная работа судьи. Провозглашая судебное решение (приговор, постановление), судья принимает его от имени Республики Казахстан. Это наделяет акт наивысшей силой, и по нему оцениваются качество и уровень отправления правосудия, развитость всей судебной системы страны.

Поэтому, не нарушая принципа независимости отправления правосудия, к судебным актам, их языку и стилю предъявляются повышенные требования, что налагает на судей персональную ответственность за качество судебных актов (постановлений). Сегодня судьи понимают, что этот показатель расценивается на уровне их квалификации и в целом профессионализма. И никакие чрезмерные нагрузки при этом не могут служить оправданием.

Другой актуальный вопрос, который обозначен в Послании Главой государства, касается необходимости внедрения административной юстиции: «В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях. Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата». В связи с этим принятие Административного процедурно-процессуального кодекса и создание административных судов расцениваются как инструменты, призванные нивелировать эту разницу созданием особого механизма разрешения споров.

Активно обсуждаемые проект Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК), создание административной юстиции и административного судопроизводства как самостоятельного института правосудия станут очередным серьезным шагом в реформировании судебной системы, который выведет казахстанское правосудие на новый уровень правовой защиты граждан в их спорах с представителями государственной власти и местных исполнительных органов.

Появление специализированных административных судов в системе судов общей юрисдикции позволит обеспечить рассмотрение споров в административном судопроизводстве, установить прозрачную и понятную процедуру рассмотрения исков граждан к органам власти, устранить правовую неопределенность.

Нововведение создаст эффективный механизм укрепления режима законности в деятельности властных органов. Как сказано в Послании: «Впредь при разрешении споров суд будет вправе инициировать сбор дополнительных доказательств, ответственность за сбор которых ляжет на государственный орган, а не на гражданина или бизнес. Все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу граждан».

С введением административной юстиции число обращений граждан в суды по вопросам действий должностных лиц, скорее всего, возрастет, что потребует более оперативного разрешения этих исков, используя инструменты внесудебных процедур, обязательной досудебной подготовки материалов, разрешения во внесудебном порядке разного рода требований, имеющих бесспорный характер.

Применение административным судопроизводством подобных механизмов позволит регулировать общественные отношения, связанные с осуществлением административных процедур, в том числе с организацией внутриведомственной деятельности государственных органов по разрешению споров в сфере публичных правоотношений.

Поддерживая проект АППК, Национальная палата предпринимателей отметила, что принятие данного кодекса (в том числе внедрение в Казахстане административной юстиции) будет способствовать более ответственному подходу государственных служащих, уполномоченных государственных органов к надлежащему исполнению своих служебных функций и задач (соблюдению законности, повышению качества оказания государственных услуг управляемым субъектам, более вежливому и внимательному отношению, исполнительности и порядочности), что благоприятно скажется на предпринимательской деятельности в целом.

В свою очередь, подобные меры позволят повысить доверие граждан к судебной системе, оперативно решать вопросы, стороной в которых является государственный орган.

 

Следите за новостями zakon.kz в: