В интересах общества
Линара Сактаганова
В своем Послании народу Глава Государства К.-Ж. Токаев подчеркнул, что в Публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях и их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Для решения этой задачи Министерством юстиции совместно с Верховным Судом разработан проект Административного процедурно-процессуального кодекса.
Об основных положениях Административного процедурно-процессуального кодекса в ходе пресс-конференции на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК проинформировали Министр юстиции Республики Казахстан Марат Бекетаев, председатель Специализированной судебной коллегии Верховного Суда Айгуль Кыдырбаева и директор Департамента законодательства МЮ РК Олжас Данабеков.
По словам разработчиков, кодекс призван закрепить набор гарантий, который позволит гражданам активнее принимать участие в процессе принятия управленческих решений, установить эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящем органе и суде.
Министр юстиции М. Бекетаев в своем выступлении отметил, что регулируемые проектом кодекса сферы являются достаточно чувствительными для общества, и остановился на его ключевых направлениях.
Во-первых, предлагается закрепить понятие «административный орган», которое позволит распространять действия положений проекта кодекса на любую деятельность как государственных, так и негосударственных субъектов, если она связана с реализацией прав граждан.
- Для чего это нужно? В случае если негосударственный субъект уполномочен принимать решения, направленные на реализацию прав граждан, то он будет обязан соблюдать гарантии, установленные проектом кодекса. К примеру, несмотря на то, что субъекты естественных монополий обязаны оказывать услуги гражданам, их решения нельзя обжаловать в порядке, установленном Законом «Об административных процедурах», поскольку субъекты естественных монополий не являются государственными органами. В случае же введения в действие кодекса его положения будут распространяться на любую деятельность как государственных, так и негосударственных субъектов, если она связана с реализацией прав граждан, - пояснил министр юстиции РК.
Во-вторых, вводятся новые принципы, призванные защитить частных лиц от возможных злоупотреблений со стороны властных субъектов.
- Так, принцип приоритета прав обяжет правоприменителей толковать все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства в пользу граждан. Принцип соразмерности позволит проверить устанавливаемые меры ограничения на предмет пригодности, необходимости и пропорциональности преследуемой цели, - подчеркнул глава ведомства.
В проекте кодекса также закрепляются процедурные гарантии, которые обеспечат обратную связь с гражданами при принятии управленческих решений органами власти. Иными словами, устанавливается обязанность властного субъекта заслушать мнение заинтересованного гражданина до принятия окончательного решения.
Кроме того, по словам разработчиков, гражданин будет иметь возможность ознакомиться с материалами, которыми административный орган руководствовался при вынесении правового решения.
Для достижения единообразного регулирования разработчики предлагают установить понятные и последовательные стадии деятельности органов власти.
В интересах граждан вводится особый порядок отмены правовых решений.
- Гражданин должен быть уверенным, что однажды принятое решение является законным, последовательным и не может быть отменено, если в этом нет вины гражданина, - отметил Марат Бекетаев.
Как сообщалось, проектом кодекса внедряется обязательное досудебное обжалование, за исключением отдельных категорий споров. Производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном порядке, что позволит сэкономить время и избежать судебных расходов.
Главной отличительной чертой нового вида судопроизводства от гражданского станет усиление активности суда в процессе собирания доказательств.
- На сегодняшний день споры с органами власти рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. Однако действующий порядок не учитывает, что орган власти, с одной стороны, и гражданин, с другой, фактически неравны. В связи с этим представляется обоснованным усиление роли суда, а также установление иных компенсационно-процессуальных механизмов при рассмотрении данной категории споров. Руководствуясь принципом активной роли, суд будет обязан выяснять имеющие значения обстоятельства спора, собирая доказательства самостоятельно, - сказал Министр.
Председатель Специализированной судебной коллегии Верховного Суда РК Айгуль Кыдырбаева, в свою очередь, отметила, что активная роль суда заключается в том, что суд не ограничивается представленными доказательствами, если он считает, что по данному делу нужно назначить экспертизу либо у административного органа затребовать какие-то доказательства, о которых вторая сторона может даже не предполагать.
- Например, изменить неправильно поставленные требования либо необходимо заменить ответчика, эти процессуальные возможности оказания содействия истцу у суда имеются. И принцип, который закладывается в Административный процедурно-процессуальный кодекс, это то, что административный орган должен доказать законность своего решения, - сказала А. Кыдырбаева.
По ее словам, все страны постсоветского пространства, которые, как и Казахстан, рассматривали такие дела в рамках Гражданского процессуального кодекса, теперь они будут представлены в рамках Административного кодекса.
- В первые годы такие иски имели высокий уровень удовлетворяемости, почти до 90 процентов. В последующие годы процент удовлетворения таких исков снижался. Это говорит о том, что в первые годы суды отменяли незаконные решения, в последующие годы административные органы видели, что незаконные решения в любом случае будут отменены. Поэтому они принимали свои решения в соответствии с законом, то есть административная юстиция способствует прозрачности в деятельности госорганов, искоренению коррупции, - добавила Айгуль Кыдырбаева.
- Положения проекта кодекса не единожды становились предметом обсуждения на различных площадках. Более того, Европейская комиссия за демократию через право, а также Организация экономического сотрудничества и развития рассмотрели и в целом дали положительные заключения по проекту кодекса. Мы возлагаем надежды, что принятие Административного процедурно-процессуального кодекса придаст новый формат отношениям, возникающим между государством и обществом, в соответствии с высшими ценностями Конституции Республики Казахстан, - заключил Марат Бекетаев.