Не секрет, казахстанцы постоянно устраивают пышные тои (торжество), и по какому только случаю они не проводятся. Родился ребенок – той, сделал первые шаги – той, пошел в 1 класс – той, окончил школу – той, поступил – той, получил диплом – той, пошел в армию – той, демобилизовался - той, женился – той и так бесконечно. А недавно один паломник даже устроил той в честь своего сотого хаджа.
Пожалуй, по количеству проводимых тоев Казахстан можно смело внести в Книгу рекордов Гиннесса. Являются ли тои показателем растущего благосостояния казахстанцев? Об этом читайте в материале Zakon.kz.
Как-то мой молодой коллега Айдын Олжаев сказал: «Деньги казахов уходят в карман владельцев тойханы». Трудно не согласиться с ним. Мои поездки на родину – Урджарский район Восточно-Казахстанской области тоже в какой-то степени навевают подобные мысли. Их, в свою очередь, подкрепляют выводы, которые я делаю из общения с моими родственниками и с земляками, в том числе в соцсетях.
К примеру, у нас – одноклассников и односельчан – есть своя группа в WhatsApp, где мы делимся своими новостями. И вот как-то летом одна из наших школьных подруг, которая живет в Урджаре, пишет нам: «Извините, долго не выходила с вами на связь, не отвечала, вот верите, ни минуты нет времени, руки вообще не доходят, каждый день той, той, той, надоело уже. Не пойти - нельзя, неудобно, не так поймут, и только сейчас немного освободилась, и то пришла после тоя и пишу вам».
Я верю ей. Летом, когда я ездила домой в отпуск, мои родные и их соседи, с которыми они тесно общаются и которые обязательно придут к тебе поздороваться, говорили примерно так же.
А на днях я съездила в Урджар на похороны и моя сестренка, которая живет в этом же районе, но в другом селе, говорит мне в хатымхане во время поминок: «Мне еще надо успеть в свой аул уехать, там родственники мужа готовятся к тою, их внуку исполняется годик, вечером будут отмечать и надо помочь им».
Всякие тои активно проводятся не только где-то в Урджаре или в Мерке, но и во всем Казахстане. Юбилеи, свадьбы, успехи детей, внуков, поступление в вуз, получение диплома, годик ребенку, обрезание – все становится поводом для тоя. Недавно в СМИ была даже информация, что один қажы сделал той в честь своего сотого хаджа.
Читайте также — Казахстанец устроил пышный той в честь сотого хаджа. Его не поняли
Особенно много тоев в аулах, там их практически проводит каждая семья. Причем проводят не дома, как раньше, а в ресторанах и кафе (тойхана). Я уж не говорю о поминках и асах, их тоже часто проводят, для этого наряду с тойханой в селах, райцентрах и городах построили хатымхану. И в тойхане, и в хатымхане в среднем собирается не меньше 200-300 человек за раз.
Эти мероприятия стали настолько частыми, обыденными, что уже проводятся не только в пятницу, субботу и воскресение, но и в будничные рабочие дни, то есть каждый день, беспрерывно. И это при том, что в том же Урджаре множество кафе и ресторанов и они, особенно летом, все заняты, заказы принимаются задолго до планируемого торжества.
Является ли это показателем того, что наши граждане живут хорошо? Говорят ли пышные тои об их благосостоянии и материальном достатке? На эти вопросы Zakon.kz попросил ответить известных казахстанцев.
Ержан Нургалиев, актер, певец, обладатель номинации «Золотой голос Евразии».
Ержан ответил мне буквально за полчаса до саундчека (репетиции) к правительственному концерту в Москве, который состоится у них сегодня вечером с участием Зары, Оксаны Федоровой, Согдианы, Игоря Саруханова, Анжелики Агурбаш и других известных российских звезд.
— Я считаю, что это не показатель благополучия и процветания. Это особенность нашего менталитета, где важно реализоваться в глазах родственников и друзей, показатель как бы успеха. А успешным хочет выглядеть любой казах. В этом даже есть определенный расчет: наши не ходят в гости с пустыми руками, потому той на 500 человек, где каждый гость принесет минимум по 10 000 тг, покроет все расходы. А есть ведь еще и богатые родственники, которые могут пару тысяч долларов подкинуть, садақа деп. Поэтому во всем этом есть смысл и духовный, и материальный, так называемый асар! )))
Т. Н.: В городах, может быть, и принесут минимум по 10 тысяч, и пару тысяч долларов подкинут, но в аулах вряд ли. Я спрашивала у своих аульчан, сколько примерно несут они на каждый той. Сказали, 2-5 тысяч тг и только иногда, в каких-то особых случаях – 10 тысяч. Скорее всего, так оно и есть, 10 тысяч на каждое такое мероприятие для аульчан непосильно, я бы сказала, разорительно.
Если бы у них тои проводились раз в месяц или хотя бы раз в два-три месяца, как у нас у горожан, то куда еще ни шло, в таком случае можно позволить себе 10 тысяч. Но если у них мероприятия в тойхане и хатымхане идут каждую неделю, а то и каждый день, то никаких денег не хватит, тем более, если учесть, что многие люди в районах не имеют ни постоянной, ни временной работы, они живут за счет подсобного хозяйства и живности, которую держат.
Асхат Асылбеков, президент ТОО «Аzat Media Holding», член Общественного совета г. Алматы. К слову, Асхат – мой земляк, тоже родом из Урджара, так что он не даст мне соврать)
— Проведение тоев не связано с материальным достатком. Многие проводят, потому что так положено, берут кредит и рассчитывают на конверты гостей. Поэтому это им кажется не таким уж затратным.
Т. Н.: По моим наблюдениям, далеко не все аульчане берут кредиты на той. Во-первых, официальные доходы, которые у них практически отсутствуют, не дают возможности оформить кредит. Во всяком случае, многим. Во-вторых, если у них и есть кредиты, то в основном они их берут на покупку автомобиля и сельхозтехники, мобильные телефоны и бытовую электротехнику. Сейчас почти в каждом доме аульчан есть автомашина.
Марат Башимов, известный юрист, директор Экспертного института Европейского права и прав человека
— Казахстанцы не стали жить лучше. Но понять это сложно. Денег нет, а лезут в долги. Там, где могут, помогают родственники. Это я не понимаю. У народа почему-то стало много комплексов. В городах умные, некоторые, перестали делать свадьбы, если нет денег, делают в узком кругу.
Или дают возможность детям, а они сейчас стали понимать, что тои не главное, видят, как делают свадьбу, и делают только для себя, с арендой платья и наниманием фоторепортера для съемок, или уезжают куда-нибудь за границу, в Европу на неделю-две. Молодежь стала понимать, зачем понты, если ограничены в средствах. Кабала денежная стала реальностью. На юге как-то часть средств через тои возвращается. На севере более прагматично. Не так ли?
Т. Н.: Да, в городах сейчас делают свадьбы скромнее (иногда), чем в аулах, или вовсе не делают.
Арман Каримов, актер, шоумен, блогер
— На мой взгляд, это, наоборот, является показателем того, что жить стало хуже. Это пыль в глаза. В большинстве своем все это делается в долг, в кредит и так далее. Потом люди тянут эту долговую веревку годами. Все ради того, чтобы казаться богатыми, успешными. Печально это все.
Т. Н.: Мне кажется, жить стали не хуже. Опять же летом я была у себя на родине и видела, как там люди живут. В любой дом, куда ни зайдешь, сразу накрывают стол, на столе все, что хочешь, и соленья, и варенья, и мясо, холодильники у всех полные, у многих – мощные морозильники стоят, где хранят согым, масло, сметану и другие мясо-молочные продукты, которые продают на базаре. Я была очень рада, когда увидела, что на столах у них все есть, дастархан не бедный.
Талгат Жумабеков, велопутешественник
— Конечно я не считаю это показателем благополучия... Я сомневаюсь, что все именно так и обстоит. Я не встречал такого у нас. По поводу сотого хаджа: уверен, что здесь преувеличено. Тогда человек, как родился, должен каждый год ездить, и прожить, как минимум, 100 лет уже...)))
Расул Рысмамбетов, финансовый эксперт
— Активные траты казахстанцев на торжества и прочие массовые мероприятия не являются признаком роста благосостояния. На мой взгляд, речь идет о нерациональных тратах, так как по данным Национального Банка РК, более 80% населения не имеет сбережений вообще. Кроме того, вполне вероятно, что это может свидетельствовать о росте теневой части доходов казахстанцев.
Таким образом, граждане и государство существуют в двух альтернативных реальностях. У государства не хватает средств поддерживать слабых, неимущих, делать операции больным детям, и в то же время растет теневое благосостояние граждан. Но наиболее вероятный ответ – это попытка граждан отвлечься от реальности через такие собрания, своего рода «кучкованием людей и защититься от тяжелых реалий».
Следует отметить, что тои в основном организовывают одни и те же люди, которые тем самым помогают своим родственникам и повышают свой авторитет. С точки зрения психологии поведения, это организация неформальных групп, мобилизация.
Т. Н.: Трудно не согласиться с мнением о теневом благосостоянии, возможно, есть такое. По поводу того, что тои проводят в основном одни и те же люди – не соглашусь, их проводят почти все, ведь у всех есть дети, внуки, которые растут, идут в школу, поступают в вуз, женятся, уходят в армию, демобилизуются и так далее и все это является поводом для тоя. В ауле уже заранее знают, у кого примерно какой той должен быть и когда, судя по тем событиям, которые происходят в той или иной семье.
В целом мне кажется, что проведение множества тоев на селе все-таки является показателем роста благосостояния казахстанцев. В качестве примера опять же приведу свой Урджар, где в последнее время бываю почти каждый год и вижу разительные перемены. Чего только здесь нет – и торговые дома, и специализированные магазины, и рынки, и сеть кафе и ресторанов, и парк отдыха и даже ломбарды и свой Байтерек есть.
По улицам райцентра разъезжает немало крутых дорогих внедорожников. Все это говорит о том, что люди стали жить лучше, не сравнить с 2000-ми, когда некоторым даже не стол нечего было ставить. Или не так?