Правосудие в деталях
Инеш Бержанова
Верховным судом РК опубликованы результаты последних преобразований в судебно-правовой системе страны.
Надо сказать, что практически все показатели в этой сфере уверенно пошли в рост, причем положительная динамика наблюдается как в работе судейских кадров, так и в повышении качества судебных решений, а также в обеспечении единой судебной практики. А ведь именно эти задачи были поставлены перед судебной властью сначала Лидером нации, а потом и Главой государства в 2018-2019 годах.
…Начнем наш обзор с того, что согласно статистике, в текущем году численность судей в Республике Казахстан варьируется в допустимых пределах. Так, если средний показатель в Европе и СНГ составляет 24 и 11 судей на 100 тыс. населения соответственно, то у нас их 15. При этом количество поступивших дел и материалов значительно сократилось. В 2018 году на 2 684 судей «упало» до 4,5 млн дел, а в нынешнем - почти в 2 раза меньше.
Впрочем, нагрузка, как говорят в судах, по-прежнему колоссальная. Судите сами: практически каждый день суды Казахстана выносят порядка 16 500 решений. И тяжелее всего приходится районным судам.
Хотите знать о причинах аномальной нагрузки? Согласно данным ВС РК, это прежде всего плохая работа госорганов. Дело в том, что они зачастую требуют решения судов, элементарно избегая ответственности. Кроме того, многие их полномочия были необоснованно переданы в свое время в суды.
Другим фактором, провоцирующим поток исков в суды, можно назвать и мизерную госпошлину, злоупотребление правом обращаться в суд. Среди способствующих нагрузке на судей причин в ВС выделяют также неэффективную работу институтов примирения, в том числе медиации.
Однако вернемся к поручениям Первого Президента и Главы государства на предмет улучшения работы судебно-правовой системы в целом. В связи с этим, как известно, только за 2018-2019 годы было разработано и введено в действие 6 законов. Еще 6 законопроектов сейчас находятся на рассмотрении в Парламенте.
При этом суть поправок в эти законы включает в себя, с одной стороны, избавление судов от несвойственных им функций, привлечение лучших юристов, повышение ответственности каждого судьи. С другой же, по мнению разработчиков, нововведения будут способствовать тому, что процессы станут более понятными и рациональными, госорганы - дисциплинированными, активизируется работа институтов примирения и снизится конфликтность в обществе в целом.
Но перейдем к конкретике. В части улучшения судейских кадров работа уже ведется по двум направлениям: по отбору новых и с уже действующими судьями. Так, теперь стать судьей стало гораздо сложнее, и это, уверены разработчики проекта, позволит значительно усилить кадровый состав судебной системы страны. По результатам внутреннего анализа, до 2018 года из всех кандидатов на должность судьи принималось до 25%. А сейчас эта цифра уменьшилась до 4%!
Что касается действующих судей, то в отношении них идет жесткая работа по борьбе с малограмотными, непрофессиональными, неэтичными, а также склонными к коррупционным проявлениям представителями профессии. Так, если за период с 2015 по 2018 год был уволен только 1 судья (речь идет о среднем показателе за год), то уже в текущем году рабочего места лишились 7 служителей Фемиды. Основная их часть - за нарушения этики, меньше - за грубые нарушения, а оставшиеся - за непрохождение текущей аттестации.
Кстати, большая работа ведется и в рамках противодействия коррупции. Только за 9 месяцев нынешнего года, как оказалось, было возбуждено 9 уголовных дел, 3 человека уже осуждены, тогда как в 2015 году осудили только одного судью. Да и дело тогда возбуждено было всего одно.
Одним из важных показателей динамично развивающегося правового государства призвано стать качество судебных решений. В казахстанских судах уже провели большую работу, благодаря чему в Верховном суде сумели добиться введения нового формата судебных актов. На смену сплошному и длинному пришел краткий и лаконичный текст. Язык изложения стал более понятным и доступным для широких слоев населения. При этом само оформление четко структурировано, как в международных судах. Исключена ненужная информация - появились ответы на каждый довод. Более того, судьи стали разъяснять свои решения. Стороны получают ответы на все вопросы, что, соответственно, предполагает намного меньше жалоб и повторных обращений в суды в последующем.
Обеспечение единой судебной практики стало насущной проблемой судов последнего десятилетия. Поскольку ни для кого не секрет, что по схожим делам у нас могли приниматься совершенно разные решения. Естественно, это влияло и на инвестиционный климат.
В связи с этим все силы ВС направил на то, чтобы сделать правосудие предсказуемым. Так, планируется сформировать единую практику по 20 видам споров, чувствительных для бизнеса. С НПП «Атамекен» будет создан IT-продукт для выявления аномальных решений, а также активизируется работа по принятию нормативных постановлений Верховного суда для формирования единой судебной практики.
Если говорить об итогах прошедших месяцев текущего года, то, во-первых, нужно отметить положительную динамику по оправдательным договорам, без учета бесспорных дел, частного обвинения и проступков. Так, если в 2015-2017 годах их число в среднем за год составляло всего 0,4% от общего количества рассмотренных дел, то в 2018 году их было 3,4%, а в нынешнем - 5,3%. Больше всего оправдательных приговоров в текущем году приходится на тяжкие (113 лиц из 208), а меньше всего (12) - на особо тяжкие дела.
В итоге благодаря практике судов по оправдательным приговорам значительно сократилось число поступивших в суды уголовных дел. Кроме того, намного чаще теперь получают отказы и органы следствия. И речь здесь не только о ходатайствах, но и арестах людей, на имущество.
Положительной тенденцией можно назвать и то, что суды сейчас удовлетворяют гораздо больше жалоб на органы следствия, чем 3-4 года тому назад. Согласно сведениям ВС, только за 9 месяцев текущего года было удовлетворено 43% жалоб подобного рода. Почти в 2 раза меньше эта цифра была в 2015 году.
Большие надежды в Верховном суде возлагают и на проект «7 камней правосудия», который предполагает полное переформатирование всей деятельности судов. Главными ориентирами здесь призваны стать безупречный судья, образцовый суд, справедливый процесс, качественный результат, smart суд, оптимальная среда и примирение сторон до суда и в суде.
Что уже было сделано в этом плане? Пожалуй, немало. Начнем с того, что практически повсеместно в республике появились так называемые Центры внесудебного примирения. Их почти 50 и «разбросаны» они в 17 регионах страны. Благодаря их работе в итоге уже удалось добиться снижения числа поступивших гражданских дел. А показатель работы судей-примирителей (а их уже больше 100) - то, что только за 9 месяцев нынешнего года завершено 38 тыс. споров за примирением сторон. За аналогичный период 2015 года их было всего 7 тыс.
Появились у нас и такие понятия, как судебные и ночные суды. И, если для первого главная цель - примирить супругов, сохранить семейные отношения, то для второго - сэкономить время для обеих сторон. Так, если ранее после дорожно-транспортного происшествия составление протокола полиции и вынесение судом решения занимало порядка 3 месяцев, то теперь этот вопрос можно закрыть уже за 3 дня, плюс еще 10 дней - для вступления решения в силу. Кроме того, в обычном суде страховка на руки выдавалась только через 100 (!) дней, а в ночном - через 15.
Ну и, наконец, фронт-офисы. Многие уже знают об их существовании, но мало что знают о их работе. Они представляют собой специальные, оборудованные оргтехникой залы в зданиях суда, где могут расположиться все его посетители. Здесь есть и информационный центр, и зона входящей канцелярии, и самообслуживания. Как правило, тут можно подключиться к Wi-Fi, зарядить мобильные устройства. Работу фронт-офисов обеспечивает штат профессиональных сотрудников.
Большие надежды в судах возлагают и на рассматриваемый сейчас в Мажилисе проект по административной юстиции. Он, кстати, тоже был разработан в рамках «7 камней правосудия». При его принятии будут решены такие вопросы, как необходимость доказывания своей невиновности гражданином, представителем бизнеса, пассивности судьи в процессе, неисполнения госорганами судебных решений. Согласно проекту, при положительном решении вопроса судьи сами начнут контролировать и штрафовать руководителей за неисполнение решений суда.
В завершение отметим, что положительные тенденции в правосудии Казахстана были замечены и на международной арене. Так, по глобальному индексу конкурентоспособности «Независимость судебной системы» мы за 3 года продвинулись с 79-й на 71-ю позицию. Словом, цифры здесь говорят за себя.