Новая внешняя политика Казахстана – какой она должна быть? (Марат Шибутов, политолог)

Новая внешняя политика Казахстана - какой она должна быть?

Время, когда можно было сидеть на двух стульях закончилось

 

В 2020 году заканчивает свое действие Концепция внешней политики Казахстана. Наступает время готовить новый документ. Но что в него должно войти?

В первую очередь мы должны признать изменение обстановки в мире. Что в это входит? На мой взгляд, очень важные вещи для Казахстана следующие:

1. Развал глобальной экономики на региональные блоки и паралич Всемирной торговой организации. ВТО было детищем США и работала пока США допускали на свой рынок другие страны в обмен на лояльность. Сейчас экономическое положение США совсем другое и поэтому она перестает быть таким «конечным рынком» и поэтому ВТО ей нужно. А затем пойдет цепная реакция и вряд ли уже единый рынок сохранится - надо всем договариваться со всеми.

2. Подъем Китая, но крайне неравномерный. Экономическая и военная мощь Китая пока не подкрепляется политической мощью, а также сдерживается напряженными отношениями с большинством соседей. Этот подъем снова вызывает старые страхи о «желтой угрозе», но в целом Китай получает в итоге свой путь развития цивилизации, который, конечно, проблемный, но где сейчас нет проблем и причем серьезных?

3. Снижение потребления нефти и газа в развитых странах как из-за нацеленность на низкоуглеродную экномику, так и из-за развития альтернативной энергетики. Это делает низким цену на нефть и еще делает невозможным освоение каспийских месторождений Казахстана, а это сказывается на инвестициях и соответственно платежном балансе.

4. Общее нарастание военных и вооруженных конфликтов в мире. Как видно, мир готовится уже не к локальным конфликтам с кучками плохо вооруженных и обученных террористов или повстанцев, а настоящим войнам с противником, имеющим бронетехнику, авиацию и полноценную систему ПВО. Пошла новая волна роста военных бюджетов и разработки новых видов вооружений, в том числе и ядерных.

5. Конец однополярного мира. Как видно США уже устали нести в мир свои идеи, потому что это в первую очередь ухудшает жизнь их населения, поэтому постепенно в них торжествуют идеи изоляционизма. А кто вот займет освободившееся место - пока непонятно. Будет ли мир много полярным или контрполярным - покажет будущее.

6. Глобальное информационно-культурное пространство. Благодаря интернету культурный контент тут же распространяется по всему миру и благодаря этому стирается местная культурная идентичность. Внутри стран же резко усиливается скорость распространения информации, на что политики не успевают реагировать.

7. Антиэлитный протест. В ряде развивающихся стран средний класс начинает появляться и развиваться, а вот в развитых странах он сокращается благодаря политики элит своих стран по глобализации. На этом фоне люди поддерживают правых популистов.

8. Фрагментарность общества, как неоднократно писал известный российский политолог Юрий Солозобов. Время более-менее однородных сообществ прошло, разница между столицей и деревнями может быть настолько гигантской, что как будто это разница между 19 и 21 веком. Разумеется, такая же разница между и членами данных сообществ.

Это общие тренды, которые могут быть оцениваться разными способами - и как раз риск и как возможность, все зависит от позиции и умения. Но они есть и с ними придется в будущем считаться.

Но есть и однозначно негативные явления, против которых надо бороться и всячески избегать их последствий. На мой взгляд, существенно повысились риски Казахстана и именно в сфере внешней политики. К числу этих рисков я отношу:

1. Вовлечение в конфликт США и Китая. Фактически мы и Кыргызстан уже вовлечены в данный конфликт, потому что китаефобия стала мощным фактором внутренней политики и влияет на экономические отношения с Китаем.

2. Вовлечение в конфликт России и США, что чревато попаданием как косвенно, так и напрямую под политические и экономические санкции.

3. Резкое изменение цен на основные экспортные товары - нефть, газ, металлы, продукты химической промышленности и сельского хозяйства.

4. Резкое снижение спроса на основные экспортные товары - нефть, газ, металлы, продукты химической промышленности и сельского хозяйства. Это опаснее, чем падение цен, потому что спрос восстанавливается гораздо хуже.

5. Технологический скачок, делающий ненужным какие-то казахстанские товары, и ведущие к рискам № 3 и 4.

Отдельно надо сказать про природные/техногенные риски вроде катастрофического землетрясения, масштабных паводков, эпидемии зоонозов или антропозоонозов, прорыва плотины или аварии на крупном техническом производстве - они несут большие разрушения и с ними невозможно бороться, поэтому про них тут не будем.

Также надо учесть изменения в самом Казахстане, в котором происходит быстрый рост население, падение его реальных доходов, определенная стагнация в недропользовании и переосмысление предыдущей экономической политики.

Все эти три составляющих при объединении должны дать новые ориентиры для казахстанской внешней политики - какой она должна быть. На мой взгляд, Казахстану необходимо ставить перед собой следующие цели:

1. Необходимо более четко артикулировать свои предпочтение - на первом месте соседи, на втором основные партнеры по экономике, на третьем члены главных объединений (ЕАЭС и ОДКБ), а затем уже все остальные. Необходимо сосредоточить свои усилия там, где нужнее - тот же ОДКБ надо превращать в полноценный военный союз, а не его имитацию.

2. Необходимо переходить на экспортоориентированную экономику, а не импортозамещающую. При этом поддерживать любой вид экспорта, но особенно делать ставки на долгосрочное сотрудничество. К примеру, приоритетом сейчас должны быть рынки России и Китая.

3. Одной из главных составляющих внешней политики должно стать миротворчество, причем это не всякие инициативы, а отправка миротворческих контингентов под эгидой ООН. Это наилучшая подготовка наших вооруженных сил к потенциальным конфликтам.

4. Разработка новой военной доктрины с учетом опыта прошедших военных конфликтов и потенциальных будущих. Возможно, надо провести переориентация нашего ВПК.

5. Помимо собственно министерства иностранных дел, внешняя политика должна задействовать ресурсы парламента, экспертного сообщества и НПО. Реальная мягкая сила должна действовать со всех сторон.

6. Отдельно надо сказать об интеллектуальной составляющей - в таких условиях крайне важно подавать идеи, потому что видно даже у супердержав их явный недостаток. Поэтому надо сделать упор на переосмысление роли, эффективности и задач международных организаций и двусторонних отношений.

 

 

Марат Шибутов, политолог

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: