Слагаемые региональной безопасности
Диас Эмир
Как известно, Концепция государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы, руководствуясь логикой нового этапа государственного строительства и опираясь на признанную миром казахстанскую модель межконфессионального мира и согласия, является основой для дальнейшего развития государственной политики в религиозной сфере, совершенствования системы нормативных правовых актов, социально-экономических, политических и управленческих мер по регулированию религиозной сферы в стране.
Сегодня о новых вызовах в Центральноазиатском регионе и путях их преодоления корреспонденту «ЮГ» рассказывает Куралай БАЙЗАКОВА, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений КазНУ им. аль-Фараби.
- Куралай Иртысовна, традиционно Казахстан позиционируется как наиболее стабильно развивающееся государство в Центральной Азии. Но сегодня мы сталкиваемся с новыми угрозами и вызовами в регионе. Каковы основные слагаемые обеспечения региональной безопасности на данный момент?
- Сегодня мы стоим перед необходимостью сформулировать новую повестку дня региональной безопасности, акцентируя внимание на изучении «нетрадиционных» вызовов.
На глобальном уровне одним из приоритетных направлений внешней политики Казахстана является укрепление международного режима нераспространения ядерного оружия и ликвидация оружия массового уничтожения.
Казахстан прилагает всесторонние усилия для противодействия новым вызовам и угрозам, в том числе исходящим из сопредельных территорий. Наша республика стремится к развитию внутрирегиональной интеграции в Центральной Азии в целях снижения конфликтогенного потенциала, решения социально-экономических проблем, развязки узла водно-энергетических и иных противоречий. Перспективной целью видится трансформация региона в единый интегрированный субъект международной политики и экономики. Не теряют своей актуальности угрозы терроризма и религиозного экстремизма, которые носят системный характер. Этот тип угроз получил импульс из внешних источников, развивается и набирает новую динамику во внутриполитических и социально-экономических процессах государств Центральной Азии. Дело в том, что геополитическое расположение Казахстана является важным фактором для возможных сценариев проявлений религиозного экстремизма. В рамках обнаруженных факторов риска в Казахстане борьба с экстремизмом является одной из важных, обязательных и необходимых проблем. Тенденцией последнего десятилетия в криминально-политических процессах Центральноазиатских стран, несущей наибольшую угрозу региональной безопасности, стал рост взаимодействия ОПГ с исламистскими радикальными организациями. Кроме того, угроза роста наркотрафика в Центральной Азии остается достаточно серьезным дестабилизирующим фактором, поскольку наркозависимость и вовлеченность в исламистские радикальные организации часто идут рука об руку.
Главными трендами в Центральной Азии являются трудовая миграция и неуклонный рост нелегальной миграции. Миграционные процессы в регионе содержат множество вызовов и потенциальных угроз безопасности. Динамика развития миграционных процессов в Центральноазиатском регионе за 20 лет позволяет утверждать, что мобильность населения в среднесрочной и долгосрочной перспективах будет играть значительную роль в контексте обеспечения стабильности и безопасности региона по всему периметру границ Казахстана. В то же время, миграционные процессы в регионе в целом содержат достаточно высокий конфликтогенный потенциал, который может подорвать и без того хрупкую архитектуру существующей безопасности в регионе ЦА.
По мере развития и распространения ИКТ в странах Центральной Азии усиливаются вызовы для киберпространства, и актуальность вопросов кибербезопасности будет только возрастать. Среди широкой палитры различных угроз и вызовов в Центральной Азии особо следует обратить внимание на водно-энергетические проблемы. Кроме того, фактор Афганистана по-прежнему включает в себя целый ряд угроз и рисков для стран Центральной Азии.
Таким образом, для решения проблем борьбы с проявлениями в Центральной Азии международного терроризма, религиозного экстремизма и сопутствующих им наркобизнеса, незаконного оборота оружия, нелегальной миграцией наряду с мероприятиями на двусторонней основе на первый план должна выйти политика создания региональных и межрегиональных систем безопасности.
- Проблема обеспечения национальной безопасности приобрела особую остроту в свете последних событий внутри и за пределами страны. Какие тенденции будут ключевыми во внешнеполитическом поле?
- Особенностью обеспечения национальной, региональной и глобальной безопасности Республики Казахстан является тот факт, что она была и остается внешне стимулированной. Следовательно, внешний фактор, а именно деятельность в регионе как сопредельных, так и более отдаленных государств, играет все более значительную роль и оказывает прямое или косвенное воздействие на весь комплекс внутренних процессов и явлений в регионе. Роль глобальных и региональных факторов в целом и в области безопасности в частности меняется в связи с происходящими процессами геополитического и геоэкономического характера, что вызывает необходимость корректировки внешнеполитических векторов РК.
Новые геополитические реалии, влияющие на безопасность РК, свидетельствуют о расширении диапазона возможностей и одновременно об усложнении политического пространства по периметру границ Казахстана. Геополитическая обстановка характеризуется противоречиями социального, экономического и демографического характера, несет в себе угрозу дестабилизации.
Казахстан отдает предпочтение невоенным мерам обеспечения безопасности, к которым в первую очередь относятся политико-дипломатические, правовые, экономические, гуманитарные, информационно-пропагандистские и иные. Это определяет решение задач, к которым относятся усиление связей и интеграционных процессов на основе взаимовыгодного сотрудничества, взаимопонимания, осуществления мер доверия и открытости в военной области с дружественными государствами, в частности со странами Центральной Азии; активизация деятельности по созданию международных механизмов предотвращения военных конфликтов и развязывания агрессии; укрепление мер доверия, отказ от применения силы для разрешения межгосударственных противоречий, урегулирования международных споров; экономических связей и углубление отношений с демократическими и индустриально развитыми государствами мира; использование помощи и содействия международных институтов и форумов для обеспечения поддержки страны со стороны международного сообщества; всемерное содействие укреплению международных режимов нераспространения оружия массового уничтожения и контроля за вооружением.
Казахстан является сторонником последовательного проведения в жизнь и совершенствования принципов многосторонних структур. Исходя из существующих тенденций развития современного мира и собственного видения современных проблем международной безопасности и разоружения, Казахстан целенаправленно и активно участвует во всех процессах строительства систем безопасности и разоружения на всех уровнях международного и регионального сотрудничества, что проявилось в деятельности Казахстана в рамках ООН, ОДКБ, СВМДА, ШОС, ОБСЕ, партнерства с ЕС и НАТО.
- Какую роль может в этом сыграть «экономическая» дипломатия?
- Как известно, Казахстан в своем внешнеполитическом курсе последовательно развивает «экономическую» дипломатию, направленную на создание благоприятных условий партнерства в сфере экономики. Остановимся, для примера, только на одном направлении. Так, дальнейшая стабилизация социально-экономической обстановки в Казахстане и других странах ЦА немыслима без повышения качества жизни их населения, скорейшего восстановления и дальнейшего развития собственного экономического потенциала, обеспечения занятости населения и достойного уровня жизни народа. Если рассмотреть социально-экономические меры, то речь идет о необходимости сотрудничества власти и бизнеса в социально-экономическом развитии региона. Поднятие экономики, наращивание производственных мощностей, создание в регионе дополнительных рабочих мест -задача, действительно, очень важная. Для того чтобы избежать роста протестных настроений необходимо диверсифицировать экономику этих стран путем снижения их зависимости от денежных переводов и экспорта биржевых товаров, чтобы они могли более эффективно справляться с такими экономическими трудностями, которые они испытывают сегодня.
Это можно осуществить с помощью крупных проектов. Одним из таких проектов является инициатива «Один пояс - один путь». Эта инициатива задает новую форму сотрудничества Китая со странами региона, которая предполагает наращивание проектно-инвестиционной активности Пекина, в первую очередь в сырьевых отраслях, развитие трубопроводных и других транспортных проектов с соответствующим кредитно-финансовым и политическим сопровождением этих усилий.
Казахстану, как и другим странам Центральной Азии, важно участвовать в реализации китайской инициативы «Один пояс - один путь», эффективно использовать возникающие новые возможности и преимущества регионального сотрудничества, добиваясь вместе с тем минимизации рисков и угроз.
- РК не единожды выступала с глобальными инициативами по обеспечению региональной безопасности. Не пора ли всерьез задуматься о собственных политических и экономических интересах?
- Многочисленные внешнеполитические инициативы Казахстана в деле укрепления мира и глобальной безопасности практически всегда получали широкую поддержку и подняли международный имидж страны. Если проанализировать участие Казахстана в укреплении международной безопасности, можно с полной уверенностью утверждать, что Казахстан вносит реальный и конструктивный вклад в укрепление глобальной безопасности, признанный ООН и всем мировым сообществом. В то же время Казахстан, осознавая свою ответственность и роль в регионе, активно участвует во всех процессах по обеспечению региональной стабильности и безопасности. И такое участие в решении глобальных, региональных проблем является необходимым условием и обеспечения национальной безопасности, национальных интересов страны.