В порядке, предусмотренном законом (Маурат Рысжанов, следственный судья Шахтинского городского суда Карагандинской области)

В порядке, предусмотренном законом

 

Маурат Рысжанов,

следственный судья

Шахтинского городского суда

Карагандинской области

 

Следственный судья - судья первой инстанции, к полномочиям которого относится осуществление в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РК, судебного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве.

К ведению следственных судей относятся 18 вопросов по санкционированию следственных действий, в том числе и рассмотрение ходатайств и представлений органов досудебного расследования, а также других участников, вовлеченных в орбиту уголовного процесса, перечисленные в ч. 2 ст. 55 УПК РК. На следственных судей возложена большая ответственность по обеспечению судебного контроля на досудебной стадии производства по уголовному делу.

Целью создания специализированных следственных судов является обеспечение их независимости как самостоятельного органа судебной власти, обособление от судов общей юрисдикции, что позволит им специализироваться исключительно на судебном контроле в досудебном производстве по уголовным делам и наиболее профессионально и оперативно разрешать возникшие споры между участниками процесса.

От действий следственного судьи зависят ход и результаты расследования уголовного дела, а также принятое судом окончательное решение по уголовному делу. В то же время следственным судьям не надо забывать, что в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 56 УПК РК следственный судья не должен предрешать вопросы, которые в соответствии с УПК могут быть предметом судебного рассмотрения при разрешении дела по существу, давать указания о направлении расследования и проведении следственных действий, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 2 ст. 55 УПК РК, совершать действия и принимать решения вместо лиц, осуществляющих досудебное производство, и надзирающего прокурора, а также суда, рассматривающего дело по существу.

Следственные судьи должны быть дистанциированы от органа уголовного преследования, четко выполнять роль арбитра между обвинением и защитой, руководствоваться принципом состязательности сторон, профессионально и оперативно разрешать вопросы санкционирования следственных действий.

В соответствии с ч. 3 ст. 306 УПК РК на досудебной стадии уголовного процесса специализированные следственные суды, специализированные межрайонные следственные суды рассматривают жалобы на решения и действия (бездействие) лиц, осуществляющих досудебное расследование, прокурора, осуществляющего надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, досудебного расследования, санкционируют процессуальные действия в случаях, предусмотренных УПК РК, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. Следственный судья не может участвовать в рассмотрении уголовных дел как судья первой, апелляционной, кассационной инстанции, так как в определенный степени он касался вопросов, относящихся к делам каждого из этих лиц (одно событие, одни и те же обстоятельства, роль каждого и т.п.).

Следственные суды рассматривают ходатайства и представления органа уголовного преследования по месту производства досудебного расследования.

Досудебное расследование может проводиться по месту обнаружения уголовного правонарушения, а также по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 2 ст. 188 УПК РК). Аналогичным образом определяется территориальная подсудность решения вопроса о санкционировании производства следственного действия. При возникновении необходимости в производстве следственного действия на территории другого района (области, города республиканского значения, столице), данный вопрос может быть решен следственным судом по месту производства следственного действия. Поэтому судебное санкционирование только по месту производства досудебного расследования является не вполне обоснованным.

В определенных следственных ситуациях обращение в суды других районов допустимо и продиктовано преимуществом, очевидность которого состоит в быстроте решения вопроса о производстве следственного действия, что определяется необходимостью срочного выявления и закрепления следов преступления, которые могут быть безвозвратно утрачены с течением времени, необходимого для возвращения в суд своей территории для получения соответствующего разрешения. Каждое ходатайство о производстве следственного действия должно сопровождаться копиями процессуальных документов, обосновывающих необходимость его производства. Поэтому в целях оперативного производства следственных действий вполне допустимо и не запрещается законом санкционирование их следственным судом по месту производства следственного действия.

Подсудность рассмотрения жалоб в порядке ст. 106 УПК РК определяется по месту нахождения органа, ведущего уголовный процесс.

В соответствии с п. 10 нормативного постановления Верховного Суда РК от 27 июня 2012 года «О рассмотрении судами жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, органов уголовного преследования» (ст. 106 УПК РК) подсудность жалоб определяется по месту нахождения соответствующего органа уголовного преследования, действия которого обжалуются, а при обжаловании отказа прокурора в удовлетворении жалобы или неполучении от него ответа на жалобу - по месту нахождения соответствующей прокуратуры.

Поэтому в каждом конкретном случае необходимо выяснять предмет обжалования. Если обжалуются действия следователя, то жалоба подается по месту нахождения данного органа, а если обжалуется отказ прокурора или его бездействие, то по месту нахождения прокуратуры.

Содержание под стражей является одной из мер пресечения, которая в наибольшей степени ограничивает конституционные права и свободы граждан.

Одной из мер пресечения, предусмотренных ст. 146 УПК РК, является домашний арест, применяемый с санкции суда к подозреваемому, обвиняемому при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, с оставлением их в условиях изоляции, позволяющей максимально удовлетворить естественные права личности.

Судьи до сих пор с опасением применяют домашний арест из-за отсутствия законодательного регулирования. Домашний арест применяется только при наличии процессуальных оснований, предусмотренных ст. 147, ч. 4 ст. 342 УПК РК в целях обеспечения надлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого, предупреждения воспрепятствования объективному расследованию и разбирательству дела в суде, предупреждения преступной деятельности.

При избрании данной меры пресечения учитываются: чистосердечное раскаяние в содеянном, отсутствие судимости, положительная характеристика, престарелый или несовершеннолетний возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие малолетних детей и т.д.

Согласно ч. 1 ст. 146 УПК РК домашний арест заключается в изоляции подозреваемого, обвиняемого от общества без содержания их под стражей, но с применением ограничений, установленных судьей по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 147 УПК РК.

При этом проверяется наличие условий, позволяющих избрать меру пресечения в виде домашнего ареста, когда полная изоляция лица не вызывается необходимостью или нецелесообразна с учетом возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств.

Залог как одна из мер пресечения в соответствии с ч. 2 ст. 145 УПК РК применяется только с санкции следственного судьи или по постановлению суда.

В соответствии со ст. 158 УПК РК во время досудебного расследования следственный судья вправе отстранить от должности подозреваемого после вынесения постановления о квалификации деяния подозреваемого при наличии достаточных оснований полагать, что оставаясь на этой должности, он будет препятствовать расследованию и разбирательству дела в суде, возмещению причиненного преступлением ущерба или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием на этой должности, при отсутствии оснований для избрания меры пресечения в виде содержания под стражей.

В основном ходатайства о санкционировании временного отстранения от должности вносятся за коррупционные правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 165 УПК РК запрет на приближение санкционируется следственным судьей либо применяется судом.

Это означает, что следственный судья по ходатайству органа досудебного расследования санкционирует запрет подозреваемого, обвиняемого разыскивать, посещать, преследовать, вести телефонные разговоры и общаться иными способами с потерпевшим и иными лицами, участвующими в деле, в целях защиты.

Аналогично судья при рассмотрении уголовного дела по существу может по письменному заявлению потерпевшего или иного лица, подлежащего защите, вынести постановление о запрете подсудимого на приближение.

В соответствии со ст. 252 УПК РК обыск производится с целью обнаружения и изъятия предметов или документов, имеющих значение для дела, в том числе обнаружения имущества, подлежащего аресту.

Обыск следует отличать от выемки. Он производится, когда место нахождения предмета, который подлежит изъятию, неизвестно, то есть возникает необходимость его поиска. Если для поиска и изъятия объекта нет необходимости принудительного вторжения, например, в общественном месте, то их обследование не будет обыском. В данном случае имеет место один из видов осмотра.

Имеющиеся некоторые недостатки в работе следственных судей объясняются несовершенством законодательства, неоднозначным подходом к рассмотрению вопросов, отнесенных к компетенции следственных судей, а также непродолжительным опытом работы в этой специализации.

В целях единообразного применения уголовно-процессуального закона необходимо принятие Верховным Судом РК нормативного постановления «О судебной практике по вопросам санкционирования следственных действий», которым будут даны разъяснения по применению норм уголовно-процессуального права при рассмотрении вопросов, касающихся полномочий следственных судей.

 

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: