К
вопросу о праве ребенка определять
и указывать свою национальность
Акатова Сауле Баршановна
Адвокат Коллегии адвокатов города Нур-Султан,
г. Нур-Султан, Республика Казахстан
Наше государство - Республику Казахстан - населяют представители более чем 125 национальностей, каждая из которых уникальна.
В большую семью народа Казахстана входят казахи, русские, узбеки, кыргызы, украинцы, немцы, корейцы, уйгуры, евреи, армяне, грузины и многие другие.
Изучение различных словарей показало, что понятие «национальность» может иметь разные значения: юридическо-правовое, политическое, этнологическое, культурологическое, повседневно-бытовое и другие.
Понятие национальности сложилось в 19 столетии, в процессе формирования европейских наций. В большинстве современных справочных изданий понятие «национальности» трактуется как синоним «гражданства», то есть как условие членства в национальном государстве.
Целый ряд принципов отнесения людей к определенной национальности был выработан в европейской политико-юридической, что стало условием получения ими гражданских прав и привилегий в рамках данного национального государства.
Исторически основными концепциями национальности стали следующие две. Консервативный принцип jus sanguinis (закон крови), который придает понятию национальности почти онтологический, натуральный статус, когда гражданство определяется фактом рождения от лиц соответствующей национальности. Этот принцип, к примеру, позволяет этническим немцам, родившимся за пределами ФРГ, получить германское гражданство.
Более либеральным считается ринцип jus soli (закон почвы). Он делает национальность зависимой от факта рождения на территории данного национального государства. Такой принцип, к примеру, традиционно типичен для Франции.
Названные принципы получения гражданства могут действовать как по отдельности, так и в различных сочетаниях, а также могут быть ограничены дополнительными условиями. Например, принцип jus sanguinis может быть ограничен только отцовской или только материнской линией.
Практическое применение различных концепций национальности варьируется не только от государства к государству, но и в рамках истории отдельного национального государства [1].
В научной литературе часто можно встретить высказывание, что термин национальность в своем строжайшем значении относится к стране, из которой происходит человек. В качестве примеров приводятся Соединенные штаты, Япония, где людей различной этничности просто называют американцами, японцами [2].
В словаре иностранных слов русского языка национальность определяется, как: 1) принадлежность к какой-либо нации, народу; 2) самый народ [3].
В большом юридическом словаре даются следующие понятия национальности. Национальность - принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. Также отмечено, что в ряде романских государств термин (исп. nacionalidad), применяемый для обозначения гражданства или подданства (Испания) или принадлежности лица к определенному национальному государству, не совпадающих полностью по своему содержанию с отношениями гражданства [4].
Казахстанское законодательство не имеет четких критериев определения национальности и национальной принадлежности, а также их разграничения.
С юридической точки зрения определение национальности, национальной принадлежности не влечет за собой каких-либо правовых последствий, поскольку национальность не может служить основанием для предоставления лицу каких-либо особых льгот, привилегий и наоборот.
Вместе с тем эти понятия используется в Основном законе страны, а также во многих нормативных правовых актах.
Конституция Республики Казахстан устанавливает, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам (статья 14).
Гарантируя свободу слова, Конституция Республики Казахстан не допускает пропаганду и агитацию национального превосходства (статья 20).
Согласно статье 19 Конституции Республики Казахстан каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность [5].
Касаясь рассматриваемого вопроса, нужно обратить внимание на следующее.
Одним из критериев свободы личности является предоставляемое и гарантируемое законом право на индивидуальность и ее сохранение.
В Казахстане эти права человек получает с момента рождения.
Прямое указание на это содержат нормы Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», которые закрепляют право ребенка на индивидуальность и ее сохранение [6].
Статья 9 названного Закона устанавливает, что каждый ребенок после рождения должен быть зарегистрирован в соответствии с законами Республики Казахстан. С момента рождения он имеет право на имя, отчество и фамилию, национальность и гражданство, а в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, право на их сохранение.
Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» содержит нормы в соответствии с которыми национальность ребенка определяется национальностью его родителей.
Если национальность родителей различна, она определяется по желанию ребенка в соответствии с национальной принадлежностью отца или матери при выдаче ему удостоверения личности или паспорта.
В дальнейшем национальность ребенка по его заявлению может быть изменена только на национальность другого родителя (статья 65) [7].
Таким образом, данная норма закона устанавливает главный критерий определения национальности - определение по национальности родителей (отца или матери) и допускает изменение национальности лишь на национальность родителя.
Поэтому изменить ребенку национальность на ту, которая не указана ни у одного из родителей в силу названной нормы закона, невозможно. Такая возможность может появиться, если сам родитель изменит свою национальность на национальность другого своего родителя.
Рассматривая вопрос национальности ребенка, следует отметить, что довольно сложным, на наш взгляд, на сегодня является вопрос определение и изменение национальности в случае, если родители ребенка неизвестны.
На практике возникают ситуации, когда необходимо зарегистрировать рождение найденного, брошенного ребенка, сведения о родителях которого отсутствуют и не могут быть установлены.
Статья 196 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» определяет порядок государственной регистрации рождения найденного, брошенного (отказного) ребенка.
В таких случаях рождение найденного, брошенного ребенка должно быть зарегистрировано по заявлению органов внутренних дел, органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, администрации организации образования или медицинской организации, в которую помещен ребенок, не позднее семи суток со дня обнаружения, отказа или оставления.
К заявлению прилагается протокол или акт, составленный органом внутренних дел или органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, с указанием времени, места и обстоятельств, при которых ребенок был найден; документ, выданный медицинской организацией, подтверждающий возраст и пол найденного ребенка, и другие персональные сведения о ребенке.
В случае оставления ребенка неизвестной матерью администрация медицинской организации составляет протокол в присутствии двух свидетелей.
При государственной регистрации рождения протоколы прилагаются к заявлению должностного лица медицинской организации о регистрации брошенного ребенка (статья 196 Кодекса).
Вопрос о том, что относится к другим персональным сведениям о ребенке, не урегулирован действующим законодательством.
Ранее в Правилах о порядке регистрации актов гражданского состояния в Республике Казахстан, утвержденных постановление Правительства Республики Казахстан от 22 мая 1999 года № 620, устанавливалось, что фамилия, имя, отчество найденному ребенку, родители которого неизвестны, а также фамилия, имя, отчество и национальность его родителей записываются по указанию органа опеки и попечительства, администрации детского учреждения, в которое помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка. Остальные данные о родителях ребенка не записывались и в графе 24 «Для отметок» производится запись: «Ребенок найден», а также записывается, по чьему указанию внесены сведения о родителях [8].
То есть полномочия по определению национальности брошенного, найденного ребенка предоставлялись вышеперечисленным лицам, которые вправе были указать любую национальность ребенку по своему усмотрению, поскольку не имели никаких при этом сведений и критериев для ее определения.
Данная норма утратила силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 апреля 2012 года № 498 [9].
Отсутствует такая норма в действующих на сегодняшний день Правилах оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения свидетельства о рождении, утвержденных постановление Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2013 года № 929 [10]. Подобный подход согласован со статьей 65 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», в которой говорится, что национальность ребенка определяется национальностью его родителей.
Однако, как быть в тех случаях, когда такой ребенок получает паспорт или по достижению им шестнадцатилетнего возраста - удостоверение личности гражданина Республики Казахстан, которые являются документами, удостоверяющими личность, и при этом изъявляет желание указать в них свою национальную принадлежность (статьи 6, 7, 8, 9 Закона Республики Казахстан «О документах, удостоверяющих личность»)? [11].
У практических работников часто возникают вопросы, как быть в таких случаях.
Анализ практики показал, что данный вопрос остается без должного разрешения. Как правило, в удостоверении личности и в паспорте данная графа остается не заполненной, что, по нашему мнению, нарушает право ребенка на индивидуальность в случае, если он желает указать национальность в документах, удостоверяющих его личность [12].
Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» не регулируют данный момент.
Вместе с тем нужно вспомнить, что этот вопрос ранее был урегулирован Правилами документирования населения Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2000 года № 1063 и утратившими силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 августа 2013 года № 852 [13,14].
В соответствии с пунктом 15 указанных Правил в случае, когда национальность родителей неизвестна, ее определял в соответствии со статьей 19 Конституции Республики Казахстан владелец документа.
На наш взгляд, последнее немаловажно, поскольку разрешало этот вопрос в соответствии со статьей 19 Основного закона страны, где закреплено, что каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность.
Вместе с тем, ясная и не требующая, на первый взгляд, толкования и комментариев норма статьи 19 Основного закона, не нашла своего отражения ни в нормах Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», ни Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» и не применяется в правоприменительной практике.
Думается, что императивная норма, закрепленная в статье 65 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» и устанавливающая, что определение национальности ребенка по национальности родителей, нуждается в приведении ее в соответствие с нормами Конституции Республики Казахстан.
Ограничение права ребенка на самостоятельное определение своей национальности, как и иных прав и свобод, на уровне закона и подзаконных актов не допускается.
Конституционная норма о праве человека определять свою национальность является приоритетной и подлежат непосредственной реализации.
В свою очередь Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» и другие нормативные правовые акты, которые в силу статьи 10 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» принимаются на основе и во исполнение Основного закона, не могут устанавливать какие-либо ограничения для ребенка и в этой связи должны быть приведены в соответствие с Конституцией Республики Казахстан [15].
Следует еще раз подчеркнуть, что согласно статье 39 Конституции права и свободы человека могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
На наш взгляд, наличие в свидетельстве о рождении гражданина указания на национальную принадлежность его родителей само по себе не есть определение национальной принадлежности данного гражданина.
Общность языка, культуры, исторической судьбы оставляют неисчезающие следы во многих поколениях, формируя самоидентификацию личности, ее принадлежность к конкретной реферативной группе.
Очевидно, что в основе национальной самоидентификации личности лежит не просто желание быть лицом определенной национальности, а осознание своей принадлежности к определенной сложившейся этнической общности людей, связанной общим языком, культурой, психологией, традициями, обычаями, образом жизни, территорией проживания и другим.
Значение национальной принадлежности для человека не следует недооценивать, поскольку право на сохранение и развитие национально-культурных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народов и отдельной личности, провозглашенных в международных правовых актах и национальном законодательстве государств.
Закрепляя в статье 9 Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» право человек на индивидуальность с момента своего рождения, законодатель констатирует право лица на сохранение своей национальной, культурной, религиозной, языковой самобытности, а также право на свободный выбор форм и способов проявления своей индивидуальности, если они не запрещены законом и не противоречат моральным принципам общества.
Критериями, которые служат для определения национальной принадлежности, могут быть не только национальность родителей (хотя это немаловажно), но и место рождения, проживания или работы лица. То есть место становления человека как личности, формирования его жизненных ценностей (воспитание, образование, территориальные или национальные традиции, влияние определенной национальной группы людей (окружения) и т. п.).
Высказывая такое мнение, позволим себе заметить, что схожий подход законодателя уже имеется при перемене фамилии. Перемена фамилии лица, достигшего шестнадцатилетнего возраста, производится по его личному заявлению, и одной из причин такой перемены может явиться желание лица носить фамилию и отчество по фамилии и имени лица, фактически воспитавшего заявителя (статья 257 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»).
При этом лицом, фактически воспитавшим ребенка, может быть опекун или попечитель, приемный родитель (приемные родители), патронатный воспитатель и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка.
Исходя из сказанного, на наш взгляд, очевидна необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в статью 65 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» в следующей редакции: «Национальность ребенка определяется по его желанию при выдаче ему удостоверения личности или паспорта. При определении национальности может быть учтена национальная принадлежность отца или матери и иные обстоятельства и сведения».
Такая законодательная регламентация, думается, положительно скажется на реальной защите конституционных прав и свобод граждан. Это позволит обеспечить более ответственный подход к законности при определении национальности лица, поскольку важным критерием свободы личности является предоставляемая и гарантируемая законом возможность ее самоидентификации.
Гарантией реализации права определять и указывать или не указывать свою национальную принадлежность является конституционный принцип равенства всех перед законом и судом независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или от любых иных обстоятельств (статья 14). В большинстве зарубежных стран действуют такие же нормы.
Обращаясь к вопросу об определении национальности и праве указывать национальность или нет, очень важно правильно понять и помнить главное - нашу страну издавна населяют представители самых разных национальностей и этнических групп, которые живут в мире и согласии, внося значительную лепту в их сохранение.
Поздравляя народ с Днем единства народа Казахстана, Елбасы - Н.А. Назарбаев сказал: «Слово-то какое золотое - единство. Только в единстве можно достичь успеха. Только в единстве можно строить государство. Только единство может защитить страну. Только единство может создать благополучие Казахстана и каждого казахстанца. Прошедшая недавно Ассамблея народа Казахстана подтвердила, что во всех регионах нашей страны ценят единство, нашу стабильность, наше взаимоуважение. Это самое дорогое достояние, которое у нас есть» [16].
С его словами перекликаются слова Президента Республики Казахстан К.К. Токаева: «Взаимоуважение и взаимообогащение культур и традиций, единства и согласия - это ценности, которые наш народ сберёг, даже в годы самых тяжёлых испытаний. Благодаря взаимному уважению, сплочённости, созидательному труду мы смогли укрепить нашу независимость, достигли значительных успехов в экономике. Нашу страну знают и уважают во всём мире. Сегодня каждый казахстанец, независимо от его этнической принадлежности, чувствует себя частью единой большой семьи. Единство в многообразии - вот суть нашей политики.» [17].
Список использованных источников
1 Коновалов В.Н. Словарь по политологии // Подготовлен кафедрой политологии РГУ в рамках реализации проекта «Продержки кафедры политологии факультета социологии и политологии Ростовского госуниверситета в сотрудничестве с кафедрой сравнительной политологии МГИМО (У) МИД РФ» Мегапроекта «Развитие образования в России» (ИОО - Фонд Сороса).
2. Дэвид Мацумото. Психология и культура. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 416 с (серия «Психологическая энциклопедия»)
3 Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, 1907
4 Сухарев А.Я., Крутских В.Е., Сухарева А.Я. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М. 2003.
5 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996, № 4, ст. 217
6 Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345 «О правах ребенка в Республике Казахстан» // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002 г., № 17, ст. 154.
7 Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» // «Казахстанская правда» от 07.01.2012, № 6-7 (26825-26826).
8 Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 мая 1999 года № 620 «Об утверждении Положения о порядке изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы книг регистрации актов гражданского состояния и формы свидетельств, выдаваемых на основании записей в этих книгах, и Правил о порядке регистрации актов гражданского состояния в Республике Казахстан» // САПП РК, 1999 г., № 20-21, ст. 214.
9 Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 апреля 2012 года № 498 «Об утверждении форм актовых книг государственной регистрации актов гражданского состояния и форм свидетельств, выдаваемых на основании записей в этих книгах» // САПП Республики Казахстан, 2012 г., № 44, ст. 595.
10 Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2013 года № 929 «Об утверждении Правил оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения свидетельства о рождении» // САПП Республики Казахстан, 2013 г., № 52, ст. 738.
11 Закон Республики Казахстан от 29 января 2013 года № 73-V «О документах, удостоверяющих личность» // Ведомости Парламента РК 2013 г., № 2, ст. 12.
12 Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 684 «Об утверждении образцов паспорта гражданина Республики Казахстан, удостоверения личности гражданина Республики Казахстан, вида на жительство иностранца в Республике Казахстан, удостоверения лица без гражданства, удостоверения беженца и требований к их защите».
13 Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2000 года № 1063 «Об утверждении Правил документирования населения Республики Казахстан» // САПП Республики Казахстан, 2000 г., № 29, ст. 359.
14 Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 августа 2013 года № 852 «Об утверждении Правил оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения паспорта гражданина Республики Казахстан, удостоверения личности гражданина Республики Казахстан, вида на жительство иностранца в Республике Казахстан, удостоверения лица без гражданства и удостоверения беженца» // САПП Республики Казахстан, 2013 г., № 50, ст. 696.
15 Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах» // Ведомости Парламента РК 2016 г., № 7-І, cт. 46.
16 Н. Назарбаев поздравил казахстанцев с Днем единства //
https://khabar.kz/ru/syuzhety-novosti/item/112407-azarbaev-pozdrav-l-azakhsta-tsev-s-d-em-ed-stva
17 Президент РК: Единство в многообразии - вот суть нашей политики //
https://24.kz/ru/news/policy/item/312310-tokaev-almaty-pozdravlenie-den-edinstva