К дальнейшей трансформации правовой системы (Мурат Хожабергенов, судья Алматинского районного суда г. Нур-Султана)

К дальнейшей трансформации правовой системы

 

Мурат Хожабергенов,

судья Алматинского районного суда г. Нур-Султана

 

Действующая правовая система в Республике Казахстан и осуществление индивидуальных и коллективных прав представляют собой важнейшие условия как для соблюдения прав человека, так и для поступательного экономического развития государства. их поощрение является существенной предпосылкой для обеспечения правовой государственности.

В условиях демократического общества и развитого правового государства наиболее совершенным государственным органом в республике, призванным разрешать и минимизировать конфликты, является суд, который по мнению Главы государства является последней инстанцией на справедливость.

Первый Президент Казахстана - Елбасы, выступая на XVI съезде партии Nur Otan, выдвинул пять институциональных реформ: формирование современного государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, нация единого будущего, транспарентное подотчетное государство.

Как известно, процветает то государство, где неукоснительно соблюдаются законы. Поэтому неслучайно одна из главных ролей в президентской реформе отведена обеспечению верховенства закона.

Принцип верховенства права подразумевает важнейшую роль судебной власти: именно судебная власть гарантирует правосудие в государстве, управляемом на основании закона. Для того, чтобы судебная власть не подвергалась внешнему давлению и не контролировалась другими ветвями власти, она должна быть независима. Также она должна быть беспристрастной, чтобы - даже внешне - не наносить ущерб результатам рассмотрения дела.

Независимость, объективность, эффективность, транспарентность, компетентность и старательность - это те принципы, на которых основывается справедливый суд. В то же самое время большинство граждан нашей страны, попавших в сферу судопроизводства или присутствующих на заседании суда, недостаточно осведомлены о существе законодательных норм и методах поиска выхода из лабиринта исследуемых судом обстоятельств дела. Но каждый из граждан способен оценить происходящее в суде, в том числе и поведение судьи с этических позиций таких нравственных принципов, как справедливость и беспристрастность, гуманизм и милосердие. Сомнение в способности судьи адекватно толковать и надлежаще применять эти принципы может поколебать веру в правосудность решения и в объективность судей, что крайне недопустимо в процессе реализации пяти институциональных реформ.

Вот почему при таких обстоятельствах Глава государства 2 сентября 2019 года обратился с Посланием народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана».

В своем выступлении К.-Ж. Токаев особо подчеркнул, что при осуществлении деятельности по дальнейшему развитию страны надлежит произвести полную реализацию пяти институциональных реформ и Плана нации, разработанных Первым Президентом Казахстана - Елбасы Н. Назарбаевым, а также указал на то, что следует возобновить работу созданной Елбасы Национальной комиссии по модернизации.

Выступая с Посланием и определяя ключевые факторы дальнейшего развития государства, Президент определил пять основных направлений политической трансформации:

I направление - «Современное эффективное государство»;

II направление - «Обеспечение прав и безопасность граждан»;

III направление - «Интенсивно развитая и инклюзивная экономика»;

IV направление - «Новый этап социальной модернизации»;

V направление - «Сильные регионы - сильная страна».

Он также отметил, что за годы независимости страна добилась существенных достижений в самых разных сферах жизнедеятельности, а в настоящее время предоставлена возможность приумножить имеющиеся достижения независимости. Одну из ключевых ролей для качественно нового уровня развития страны Глава государства отвел судебной системе, возложив на нее особую роль и отобразив направления ее реформирования во II направлении Послания «Обеспечение прав и безопасность граждан».

Внимание Главы государства к судебной системе свидетельствует о важной роли правосудия в становлении и дальнейшем развитии Казахстана как правового государства, каким оно утверждает себя в Основном Законе страны.

Президент в Послании прямо указал на необходимость преобразований в судебной системе, где одним из важнейших факторов является осуществление ряда серьезных мер по улучшению качества судебных решений. Говоря о судебных решениях, он также отметил, что право судьи на вынесение решения, исходя из закона и внутренних убеждений, остается незыблемым. При этом он указал, что следует провести тщательный анализ судебных решений, обеспечить единообразие судебной практики.

Не обошел вниманием Глава государства и особенность публично-правовых споров, где при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях, отметив несоизмеримость возможностей граждан с ресурсами госаппарата. Для решения указанного вопроса К.-Ж. Токаев указал на необходимость внедрения административной юстиции как особого механизма разрешения споров, нивелирующего разницу между ресурсами граждан и государства.

Кроме создания административной юстиции впредь при разрешении споров суд будет вправе инициировать сбор дополнительных доказательств, ответственность за сбор которых ляжет на государственный орган, а не на гражданина или бизнес. Следует ожидать, что данное поручение повлечет изменение норм в Гражданско-процессуальном кодексе РК, потому как усиление полномочий судьи невозможно без их законодательного закрепления. Говоря о принципе презумпции невиновности, Президент подчеркнул, что все противоречия и неясности законодательства должны трактоваться в пользу граждан, а сам принцип должен соблюдаться в полном объеме.

В Послании народу Казахстана Глава государства остановился на таком важном вопросе, как гуманизация законодательства, отметив, что Казахстан отошел от репрессивных мер и жесткой карательной практики правосудия, при этом уточнив, что в стране все еще имеют место многочисленные тяжкие преступления.

К.-Ж. Токаев подчеркнул, что наряду с чрезмерным увлечением гуманизацией законодательства без должного внимания остались основополагающие права граждан. В связи с этим он поручил Парламенту и Правительству РК в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей.

В целях реализации Послания Указом Президента РК от 10 сентября 2019 года утвержден Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана, согласно которому Верховному Суду РК совместно с такими государственными органами, как Генеральная прокуратура, Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Министерство образования и науки, Комитет национальной безопасности, Агентство РК по противодействию коррупции, Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство экологии, геологии и природных ресурсов, Министерство финансов, а также Национальная палата предпринимателей «Атамекен», поручено принять меры по улучшению качества выносимых судебных решений и обеспечению единообразной судебной практики; разработать и апробировать электронный сервис «Цифровая аналитика судебной практики»; принять Административный процедурно-процессуальный кодекс и сопутствующий Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства», направленные на внедрение административной юстиции, обеспечение трактования всех противоречий и неясностей законодательства в пользу граждан и бизнеса, создание для них равных условий во взаимоотношениях с государственными органами. Также Президентом РК поручено усилить уголовное наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, преступления против детей, а также за браконьерство, применение насилия и посягательства на государственного инспектора по охране растительного и животного мира, инспектора специализированной организации по охране животного мира, егерской службы и другие тяжкие преступления против личности; усилить ответственность за бытовое насилие против женщин; повысить гарантии защиты прав граждан, обеспечить состязательность и равенство сторон в уголовном процессе, неукоснительное соблюдение принципа презумпции невиновности, в том числе через усиление ответственности за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, заведомо незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, принуждение к даче показаний, фальсификации доказательств и оперативно-розыскных материалов, провокацию коммерческого подкупа либо взяточничества, а также в целом провокацию преступлений сотрудниками правоохранительных или специальных государственных органов, заведомо ложный донос, воспрепятствование законной деятельности адвокатов и иных лиц по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Направления трансформации, определенные в Послании, дают основания полагать, что каждое поручение Главы государства вытекает из реального положения дел, которое обусловлено его вниманием ко всем событиям, происходящим в стране, к каждому прозвучавшему мнению граждан Казахстана, наличию «обратной связи», к чему Президент призывает государственные органы и должностных лиц в Концепции «Слышащего государства».

Так, 21 октября 2019 года Глава государства, приняв у себя председателя Верховного Суда Ж. Асанова, был проинформирован об итогах деятельности Верховного Суда за девять месяцев 2019 года и работе по совершенствованию судебной системы. Главе государства было доложено о мерах по улучшению системы подбора судейских кадров, обеспечению единой судебной практики, модернизации правосудия, включая создание центров внесудебного примирения, семейных судов и фронт-офисов. Глава государства указал на необходимость повышения доверия к работе судей со стороны населения, справедливого рассмотрения обращений граждан, повышения качества выносимых судебных решений. Кроме того, Президент поручил принять меры по снижению нагрузки на судей, избавлению их от рассмотрения несвойственных дел, которые отрицательно влияют на качество судебных решений, а также заявил о важности продолжить работу над повышением компетентности судейского корпуса.

Для успешного выполнения поручений Главы государства и реализации инициатив, изложенных в Послании народу Казахстана и Общенациональном плане мероприятий его реализации в рамках концепции «Слышащего государства», Верховным Судом и местными судами Республики Казахстан предпринимается ряд конкретных мер. Так, у каждого гражданина Казахстана имеется возможность посредством интернет-сайта Верховного Суда РК принять участие в общественном обсуждении проекта Административного процедурно-процессуального кодекса, разработана и действует Концепция дальнейшей информатизации судебной системы РК, судами проводятся мероприятия по разъяснению населению положений уголовного, гражданского, административного законодательства, разъясняются конкретные правовые механизмы реализации конституционных прав и защиты законных интересов граждан и организаций.

Особо отметим, что проекты Верховного Суда РК «Семейный суд», «Смарт-Суд», пилотный проект «Примирение до суда, в суде», «Информатизация судебной системы» и другие начинания получили новый импульс для дальнейшего развития в Послании Главы государства народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана».

В завершение уместно напомнить высказывание одного из судей, приведенное при написании Бангалорских принципов: «Авторитет суда, не обладающего ни кошельком, ни мечом, зиждется в конечном счете на доверии общества к его моральному праву принимать решения».

Следите за новостями zakon.kz в: