Принципы правовой культуры (Галымжан Абсаттаров, кандидат политических наук, декан факультета международных отношений КазУМОиМЯ им. Абылай хана)

Принципы правовой культуры

 

Галымжан Абсаттаров,

кандидат политических наук,

декан факультета международных

отношений КазУМОиМЯ им. Абылай хана

 

В «Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы» отмечается, что перед Казахстаном стоит задача построения гражданского общества с высокой правовой культурой.

Понятие «принципы правовой культуры» вошло в научный оборот сравнительно недавно, что создает известные сложности при изучении данного вопроса. Их можно определить как исходные, определяющие идеи, установки, составляющие нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования правовой культуры страны. К системе принципов правовой культуры РК можно отнести только те положения, в которых раскрывается главное в ее содержании. Например, определение приоритетных направлений перспектив развития казахстанского законодательства, оснований, характера, объемов и пределов применения мер правового воздействия и т.д.

В связи с этим следует сказать, что к общим принципам правовой культуры Республики Казахстан можно отнести: научную обоснованность, реалистичность, объективность, предсказуемость, легитимность, демократический характер, справедливость, социальную направленность, гуманизм, гласность, сочетание интересов личности и государства, приоритетность прав человека, соответствие международным стандартам. Думается, что в этих принципах достаточно четко сформулированы требования казахстанского общества к правовой культуре.

 

С ОПОРОЙ НА ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ

 

В связи с этим задача видится не только в том, чтобы четко определить общие политические принципы казахстанской правовой культуры, но и чтобы не упрощать вопрос об этих принципах, т.е. не сводить его лишь к простому перечислению указанных принципов без обоснования их системы, без опоры на теоретическую основу их выделения. Поэтому в рассмотрении политических принципов правовой культуры РК важно опираться на разработанную учеными-обществоведами концепцию единства и взаимопроникновения политики и права, общечеловеческой и правовой культуры.

Следует подчеркнуть, что республиканские законы и нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции РК. Действующим правом в стране являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда РК.

Принцип унитаризма в Казахстане играет особо важную роль в упорядочении, взаимодействии и соотношении республиканских и ведомственных нормативных правовых актов. Он служит предупреждению и разрешению возможных коллизий между ними, преодолению имеющихся расхождений между ними, обеспечению стабильного и гармоничного функционирования единой для всей страны правовой, политической системы и правовой культуры.

Следует сказать и о том, что принцип законности, закрепленный Конституцией РК, утверждает всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за совершенное правонарушение.

На примере законности в Казахстане наглядно проявляется связь между общими принципами правовой политики, правовой культуры и отраслевыми принципами права, каждый из которых, обладая известной самостоятельностью, вместе с тем является производным от общих принципов правовой политики, правовой культуры, развивает и конкретизирует их применительно к конкретным отраслям казахстанского права и т.д.

Следует подчеркнуть, что в правовой культуре стимулы должны разумно сочетаться с ограничениями, ведь для законодателя важно не только побуждать к социально полезному поведению, но и сдерживать поведение социально вредное, которое может причинить урон интересам личности, коллектива, народа, государства и общества.

Между тем представляется, что субъекты правовой культуры Республики Казахстан должны обратить внимание на то обстоятельство, что, к сожалению, казахстанским законом не регулируется правомерное поведение субъектов политики и права.

В связи с этим думается, что необходимо распространить действие принципа «закон обратной силы не имеет» и на правомерные действия граждан, придав ему тем самым статус общего организационного принципа. В этих целях было бы целесообразно дополнить раздел II Конституции РК положением о том, что любые действия лица, осуществляемые в соответствии с законом, действовавшим в момент их совершения, являются правомерными, а установленные законом новые условия выполнения данных действий обратной силы не имеют.

 

К ДИНАМИЧНОМУ РАЗВИТИЮ

 

Важно подчеркнуть, что принципы правовой культуры Казахстана, в отличие от принципов казахстанского права, обладающих большой устойчивостью и остающихся неизменными в течение длительного времени, напротив, динамичны и выражают общее состояние и тенденции развития правовой и политической систем казахстанского общества, а также особенности влияния на них других социальных факторов (экономика, идеология, наука). Помимо этого, по своему предназначению и роли принципы правовой культуры не могут быть произвольными и субъективистскими, несоответствующими реальности, т.е. чтобы представления о них зависели только от воззрений конкретного человека.

Такой подход обусловлен, прежде всего, тем, что политические принципы правовой культуры Республики Казахстан по своему содержанию отражают, независимо от субъективных предпочтений индивидов, объективные требования, вытекающие из сущности данного явления и тех конкретно исторических условий, в которых оно развивается и функционирует. В этом смысле задача политической науки видится в том, чтобы на основе анализа указанных факторов формировать политические принципы, которые должны лежать в основе казахстанской правовой культуры.

Очень важен вопрос: в каком соотношении находятся принципы права и принципы правовой культуры в Республике Казахстан? Исходить здесь, по-видимому, следует из следующих важных теоретическо-политических положений. Во-первых, из казахстанского права как атрибута казахстанской политики, когда основополагающие принципы политики одновременно являются и фундаментальными принципами казахстанского права. Во-вторых, из сущностного единства права и правовой культуры в Казахстане. Иначе говоря, качественное своеобразие и особая роль правовой культуры Республики Казахстан среди всех разновидностей политики казахстанского государства исходит из ее правосвязывающей черты. Поэтому главным отличительным признаком правовой культуры является ее неразрывная связь с правом. Более того, взаимосвязь правовой культуры и права в Казахстане реально может проявляться только в их принципиальном соответствии.

При этом общие принципы правовой культуры РК, безусловно, характеризуются тем, что в идеале они соответствуют принципам политики, культуры и права Казахстана, организуют их развитие, распространяются на все отрасли политики, культуры, права и разновидности правовой культуры общества, цементируют и взаимообогащают их, способствуют единству и стабильности правовой, политической, экономической и др. систем казахстанского общества. Поэтому было бы абсурдным допустить, что правовая культура РК базируется на системе принципов, качественно отличающихся от принципов права или политики в Казахстане. Следовательно, такие принципы, как равенство всех перед законом и судом, унитаризм, гуманизм, справедливость и др. одновременно являются и принципами современной правовой культуры. Если бы указанные идеи не были принципами правовой культуры, то они не получили бы официального признания в Конституции РК и других источниках позитивного права и политических документах страны. Такое признание они получили потому, что рассматриваются современным как правосознанием, так и политическим сознанием в качестве безусловных правовых и политических требований.

 

АКЦЕНТ НА ЕДИНСТВЕ

 

Представляется важным акцентировать внимание и на том, что единство принципов политики, права и правовой культуры обусловлено и единством их духовного источника, каковым является общественное сознание, прежде всего, господствующие типы политико-правовой идеологии. Отметим, что «взаимопроникновение» политики, культуры и права в Казахстане происходит и при формировании правовой культуры, когда в результате целенаправленной деятельности казахстанского государства в сфере политико-правотворчества обеспечивается становление составных компонентов формируемой правовой политики страны. Так, правовая культура РК, во-первых, легализует важнейшие идеи правосознания и политического сознания в качестве общеобязательных требований позитивного права и научной политики, а, во-вторых, обеспечивает их практическую реализацию в действующей системе общественных отношений: определяет приоритетные направления политико-правового развития казахстанского общества; вырабатывает оптимальные пути и средства их достижения; обеспечивает планомерную и согласованную деятельность политических, культурных, правотворческих и правоприменительных органов; ориентирует политическую, юридическую практику на единообразное понимание и соблюдение основополагающих политико- и культурно-правовых начал; направляет политико-правовоспитательную деятельность государственных органов и общественных организаций на формирование у граждан и должностных лиц основ политического, культурного, юридического мировоззрения.

Итак, вполне очевидно, что принципы в правовой культуре РК отражают воплощенные в ней политические, культурные и юридические идеи. В этом плане значение принципов правовой культуры видится, во-первых, в том, что процесс законотворческой деятельности должен преломляться сквозь призму руководящих идей правовой политики и политики правовой культуры, поскольку принципы правовой культуры Республики Казахстан не только указывают путь формирования законодательства, но и удерживают его в необходимых рамках, обеспечивая стабильность и единство общества.

Во-вторых, значение принципов правовой культуры заключается в том, что они выступают регулятором правоприменительной, политической деятельности. Практика, ориентируясь на них, осуществляет правоприменительную, политическую деятельность не только в строгом соответствии с буквой закона, справедливости, но и в согласии с духом политико-правовых требований. Руководящие начала здесь служат гарантом правильности применения правовых предписаний и политических, нравственных норм.

В-третьих, эффективность реализации правовой культуры в немалой степени зависит и от правильного понимания гражданами основных политических и правовых принципов. Так, результаты научных исследований показывают, что в сфере массового правосознания, политического сознания при соблюдении политико-правовых предписаний гораздо большее значение имеет усвоение политических, правовых принципов, чем знание конкретных норм.

Как видим, принципы правовой культуры тесно переплетены с принципами политики, права, культуры, но при этом выполняют другую роль. Эту же мысль можно выразить и так: единство принципов политики, права и правовой культуры не означает их полное совпадение.

Таким образом, например, можно определить следующие, наиболее важные отличительные особенности принципов правовой культуры Республики Казахстан от принципов казахстанского права: во-первых, они закрепляются не только в нормах права, но и в директивных документах; во-вторых, определяют не только характер законодательства, но и практику его применения; в-третьих, входят в число «составляющих» принципов права; в-четвертых, отражая принципы права, представляют собой конкретизацию последних применительно к конкретной сфере или виду деятельности.

 

НАУЧНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Понимание смысла и значения принципов правовой культуры требует, в свою очередь, и их научной классификации, в основу которой могут быть положены разные критерии. В этом смысле важно иметь в виду, что общей чертой политико-правовых принципов является то, что они выступают в качестве основополагающих идей политико-правосознания и по отношению к правовой культуре имеют характер исходных политико-правовых требований. Такое их положение, с учетом характера предъявляемых требований, позволяет подразделить политико-правовые принципы Казахстана на две группы: политико-правовые и не политико-правовые, а последние, в свою очередь, на две подгруппы: принципы правильной политики и объективного права, т.е. те идеи политико-правосознания, которые положены в основу политико-правовой системы казахстанского общества и обладающие в связи с этим качеством официально признанных и гарантированных государством политическо-нравственных и юридических требований; собственно принципы политико-правосознания казахстанского народа, т. е. те политико-правовые идеи, которые не получили внешнего выражения в источниках действующего права, политики и правовой культуры Казахстана.

Первым присущи все черты политики и права как государственно-волевого регулятора общественных отношений в Казахстане: общеобязательность, формальная определенность и др., поскольку они воплощают в себе важнейшие ценностные ориентиры казахстанского общества и государства и выступают по отношению к политико-правовой деятельности как обязательные государственно-правовые веления. Такое значение в современном Казахстане имеют и такие принципы, как гуманизм, равноправие, демократизм, законность, политико-идеологический плюрализм, взаимная ответственность личности и государства и др.

Поскольку указанные принципы опосредуются казахстанским государством в процессе его политико-правотворческой деятельности, то в этом смысле они являются выражением соответствующей правовой культуры. Из этого положения было бы неправильно делать вывод, что в основе принципов политики и права лежат какие-то особые принципы правовой культуры. Речь идет лишь о том, что правовая культура Республики Казахстан обеспечивает объективацию ведущих идей политико-правосознания в качестве исходных начал действующего права и политики.

Следовательно, важнейшая задача правовой культуры РК заключена в том, чтобы в основе политической, законотворческой и правоприменительной деятельности были положены политико-правовые идеи, выражающие прогрессивную политико-правовую идеологию, соответствующую политико-правосознанию казахстанского общества.

Что касается второй подгруппы политико-правовых принципов, то они составляют важный элемент политико-правовой культуры казахстанского общества, тот духовный потенциал, за счет которого пополняется и содержательно обновляется официальная политико-правовая идеология Казахстана.

Особое значение принципов политико-правосознания как непосредственно действующих ценностно-нормативных основ правовой культуры РК обнаруживается на переломных этапах развития общества, когда оно ищет новый уклад политико-правовой жизни, отвечающий его материальным и духовным потребностям. В такой ситуации указанные принципы образуют ту ценностно-нормативную основу правовой культуры, в соответствии с которой вносятся изменения в действующее законодательство, практику его применения.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ КАЧЕСТВО

 

Как ранее уже отмечалось, в реальной действительности Казахстана правовая культура в результате ее несоответствия организационным принципам может быть малоэффективной, ненаучной и недальновидной. В подобном случае, не подвергая сомнению правовое качество правовой культуры Республики Казахстан, тем не менее возникает вопрос о необходимости ее совершенствования, поскольку сама политическо-правовая деятельность может вступать в противоречие с основополагающими принципами правосознания. В этом случае игнорирование прав личности, требований равноправия, справедливости, законности, вполне справедливо лишает правовую культуру Казахстана ее правового, а в конечном итоге политического и нравственного значения.

Как видим, правовые принципы отражают сущностную сторону правовой культуры Республики Казахстан, а неправовые - организационную. Между тем классификация принципов правовой культуры может осуществляться и по другим основаниям. В частности, по сфере действия возможного выделения общих принципов, характерных для казахстанской правовой культуры в целом, и специальных (частных), отражающих своеобразие отдельных видов правовой культуры Казахстана: правотворческой, правоприменительной, уголовной, право-воспитательной и др.

Таким образом, вышеизложенные принципы в определенной мере могут способствовать углублению существующего представления о правовой культуре Республики Казахстан. При этом с учетом изложенных выше суждений можно сделать вывод: во-первых, принципы правовой культуры Республики Казахстан - это исходные, определяющие идеи, требования (установки), составляющие нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования казахстанской правовой культуры; во-вторых, основным требованием к результативности правовой культуры Республики Казахстан выступает повышение качества и уровня правовой жизни общества и личности. Это может выражаться в обеспечении гарантированности статуса граждан, в возможности планировать свою жизнедеятельность на перспективу, в согласованности и предсказуемости действий политической власти и в определении приоритетов правовой культуры Казахстана.

2020 год
Следите за новостями zakon.kz в: