Монополия на Covid-19

За короткий срок вирус из одной провинции Китая распространился по миру, став проблемой глобального масштаба и коренным образом изменив наш привычный образ жизни.

Ничто так часто не обсуждается сегодня в новостях как COVID-19. И сам коронавирус — COVID-19, и вызываемое им заболевание, и меры по борьбе с ними, и места, и конкретные люди, а также наименования еще создаваемых и уже применяемых лекарственных средств стали широко известными, легко узнаваемыми словами и выражениями. Они привлекают к себе внимание, их начинают эксплуатировать для продаж товаров, пытаются их монополизировать — получить исключительное право на использование этих слов и выражений.

С середины февраля в мире было подано несколько сотен заявок на регистрацию товарных знаков, связанных с темой коронавируса. Мы изучаем статистику по поданным заявкам в национальные ведомства различных стран, и ниже приведем некоторые примеры поданных заявок с середины марта и по сегодняшний день в Соединенных Штатах Америки было подано более 60 заявок с обозначением «COVID»: многие обозначения регистрируются для нанесения на одежду слоганов.

И другие, для использования в рекламных кампаниях: «COVID-19 TAX AMNESTY PROGRAM» компанией налоговых консультантов, «CATS AGAINST COVID-19» в кафе, и так далее.

Стоит отдельно выделить одну заявку на обозначение(приводится целиком): «COVID LIVES MATTER COVID LIVES MATTER COVID LIVES MATTER COVID LIVES MATTER #COVID LIVES MATTER #COVID LIVES MATTER COVID SURVIVORS COVID SURVIVORS COVID SURVIVORS COVID SURVIVORS #COVID SURVIVORS #COVID SURVIVOR COVID SURVIVOR COVID SURVIVOR COVID SURVIVOR COVID SURVIVOR#COVID SURVIVOR #COVID SURVIVOR», для детской и взрослой одежды.

Не известно, является ли количество слов и их повторение задумкой заявителя или ошибкой при подаче товарного знака на регистрацию, но отмечу, что товарный знак может использоваться в том виде, в котором он был заявлен на регистрацию. Запрещается использование товарного знака в измененном виде, в том числе в другом шрифте, другом цветовом исполнении, другой форме. Другими словами, используя лишь часть товарного знака, нужно учитывать, что она не подлежит охране. 

Национальным ведомством Австралии за период с середины марта 2020 года по сегодняшний день было получено около 10 заявок с использованием «COVID», из них большая часть указана для товаров для дезинфекции помещений, санитайзеров для кожи: «CovidgenCare», «COVIDEX», «COVID FIGHTER», различных услуг: «Covid-19», «COVID-19 CHILLED AND CONSIDERATE BOOT CAMP», «Covid Confirm» и другие. Но уже на сегодняшний день осталось только 4 заявки – возможно, это связано с тем, что остальные уже отклонены ведомством.

Во Франции, Испании, Мексике, Германии, Канаде, России и Новой Зеландии также были поданы обозначения с использованием темы коронавируса, по данным, размещенным на

глобальной базе данных по товарным знакам Всемирной организации интеллектуальной собственности и национальных реестров.

На данный момент заявки проходят экспертизу в национальных ведомствах и решения об их регистрации или же отказе в регистрации ещё ожидаются.

Наглядным примером для отказа в регистрации подобных обозначений является Китай: Национальное управление интеллектуальной собственности Китая разместило на своем интернет-ресурсе информацию о том, что ими было отклонено 328 заявок на новые ТЗ, связанные с коронавирусом, и разрешено отозвать 866 заявок до 16 марта.

Обозначения включали имена пострадавших от COVID-19, названия больниц, построенных для лечения людей, а также названия лекарств и медицинских услуг. Управление заявило, что такие обозначения вызовут недовольство общественности и могут ввести потребителей в заблуждение относительно свойств таких товаров и услуг.

При этом на законодательном уровне ст. 7, 10 китайского закона о товарных знаках, предусматривает, что заявитель в своей заявке на ТЗ должен придерживаться принципа добросовестности; Не могут быть использованы в качестве ТЗ: обозначения, противоречащие социалистической этике и обычаям или имеющие пагубное влияние.

Как мы уже отметили, более 800 заявок подлежат отзыву, при этом государственная пошлина, оплаченная за прохождение экспертизы не возвращается. Если же заявка только поступила, и государственная пошлина за проведение экспертизы ещё не оплачена, заявитель может отозвать заявление без оплаты государственной пошлины.

В Казахстане не было поданных заявок с обозначениями, близкими к теме коронавируса (согласно вышедшим бюллетеням Национального института интеллектуальной собственности Казахстана, по данным на 9 апреля 2020 года).

Однако в случае подачи в Казахстане заявки на регистрацию товарного знака связанного с темой коронавируса, предлагаю рассмотреть основания для отказа в регистрации товарных знаков, указанные в ст. 6, 7 закона РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее — Закон). Товарный знак не подлежит регистрации, если:

не обладает различительной способностью и является общепринятым термином (пп. 2 п.1 ст. 6 Закона);

способен ввести в заблуждение относительно товара или его изготовителя, услуги или лица, предоставляющего услуги (пп. 1 п. 3 ст. 7 Закона);

такой знак противоречит по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали (пп. 4 п. 3 ст. 7 Закона).

Ранее мои коллеги очень подробно описали основания для отказа в регистрации товарных знаков в статье, с которой я однозначно рекомендую ознакомиться.

Помимо перечисления основных требований законодательства, хотелось бы остановиться на общих принципах этики и морали, а также на подходе к выбору обозначения с точки зрения «здравого смысла».

Возможно, что предприниматель со своей стороны желает монополизировать тему коронавируса с целью легкого продвижения товара (на сегодняшний день, частота запросов с названиями вируса в поисковых системах высокая и наряду с результатами поиска, помимо новостей и мнений экспертов, потребителю может быть предложен «необходимый» и связанный с запросом товар) и возможно, что и с целью получения готовой аудитории (например, эксплуатация обозначения COVID-19 в продаже одежды для тех, кто смог излечиться) и другие.

Однако мне кажется, что со стороны потребителя прямая связь товара с названием вируса вряд ли будет привлекательна, разве что вызовет любопытство, возможно даже и негативные ощущения, но (не оценивая этическую сторону таких заявок/регистраций) вынуждена признать, что в коммерческих целях использование этих наименований может быть привлекательным.

А для тех, кто лично столкнулся с вирусом или пострадали его близкие и родные люди, это скорее вызовет отрицательную реакцию и может повлечь лишь нагнетание обстановки в обществе. Но как говорится, «реклама не должна быть умной, она должна быть запоминающейся», и это, возможно, относится и к «неприятности, но запоминаемости» слов и выражений.

На мой взгляд, использование обозначений связанных с COVID-19, эксплуатирование других обозначений, связанных с вирусом, не этично и скорее повлечет негативную реакцию со стороны потребителей и поэтому не рекомендуем указывать в качестве обозначений слова, указывающие на вирус прямо и проконсультироваться с патентным поверенным о возможных вариантах других обозначений.

К общепринятым терминам в том числе относятся различные лексические единицы, характерные для определенных областей науки и техники и если термин является устоявшимся среди определенного круга специалистов конкретных областей науки и техники, связанных с производством товаров или оказанием услуг, в отношении которых испрашивается охрана товарного знака.

Основными источниками для определения термина являются терминологические словари. Так, несколько определений можно найти в словарях: Большая российская энциклопедия, энциклопедический словарь медицинских терминов, энциклопедия «Британника» и другие источники.

 

Александра Самсонова

COVID-19
Следите за новостями zakon.kz в: