Некоторые вопросы правового оформления введения чрезвычайного положения, об оперативных штабах и правах граждан
Тулеуов А.С., К.ю.н., PhD
Указом Президента Республики Казахстан от 15 марта 2020 года № 285 «О введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан» постановлено ввеcти чрезвычайное положение на период с 08 часов 00 минут 16 марта 2020 года на срок до 07 часов 00 минут 15 апреля 2020 года (забегая вперед надо отметить, что на заседании Государственной комиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республики Казахстан Президент Токаев объявил, что «карантинный режим» продлен до 30 апреля т.г.). Создана Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республики Казахстан. Введены на период действия чрезвычайного положения меры и временные ограничения.
Автор ни в коей мере не умаляет значение превентивных мер по недопущению распространения инфекционной пандемии COVID-19, более того мы полагаем, что обоснованное и соразмерное применение таких мер оправдано с точки зрения конституционного права граждан на охрану здоровья. Однако, введенное чрезвычайное положение и «режим карантин» вызывает ряд вопросов, определения юридических нюансов применения подобного рода ограничения.
О ненадлежащем правовом оформлении введения чрезвычайного положения.
Согласно ст. 1 Закона РК «О чрезвычайном положении» (далее - Закон о ЧП) чрезвычайное положение - временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности.
В соответствии с Законом о ЧП условиями, основаниями введения чрезвычайного положения (Статья 4) являются случаи, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики Казахстан, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства. Это - квалифицирующий признак! Соответственно, по нашему мнению, без наличия этого квалифицирующего признака нет ни условий, ни основания введения чрезвычайного положения. Имело ли место нарушение нормального функционирования конституционных органов государства?
Вопрос - открытый!
В соответствии со Статьей 18 Конституции РК Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.
Граждане страны не имеют информации о нарушении нормального функционирования конституционных органов государства.
Ввиду вышеизложенного возникает вопрос о правомерности введения чрезвычайного положения.
О недостатках правового регулирования режима чрезвычайного положения
Само по себе чрезвычайное положение относится к роду чрезвычайных ситуаций.
Обстоятельствами, служащим основаниями введения чрезвычайного положения относятся (ст. 4 Закона о ЧП): чрезвычайные ситуации социального характера; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, вызванные эпидемиями. Кроме того, основанием для введения чрезвычайного положения может быть также реальная угроза стихийного бедствия или крупномасштабной аварии (катастрофы) на основании представления уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.
Можно предположить, что законодателю следовало бы не применять в отношении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вызванных эпидемиями, квалифицирующего признака нарушения нормального функционирования конституционных органов государства как юридического факта.
Законодатель имеет возможность и обязан обеспечить правовое регулирование за горизонтом событий.
Об оперативных штабах
В соответствии с Законом при правовом режиме чрезвычайной ситуации социального характера Рабочим органом системы экстренного реагирования и управления является оперативный штаб.
Поскольку Указом Президента Республики Казахстан от 15.03.2020 г. «О введении чрезвычайного положения в Республике Казахстан» говорится только о таком основании его введения как пандемия, то можно сделать вывод, что отсутствует основание применения режима чрезвычайной ситуации социального характера и, соответственно, отсутствии оснований для создания и деятельности оперативного штаба (оперативных штабов).
Вывод: создание оперативных штабов при пандемии - незаконно, нормативные акты этих образований (протоколы оперативных штабов) - не имеют юридической силы. Имеются основания для прокурорского реагирования и привлечения к ответственности лиц, создавших условия для нарушения законодательства Республики с возмещением государственных расходов на реализацию (осуществлению) мероприятий, и убытков субъектам права.
Если создание оперативных штабов при пандемии - незаконно, возникают вопросы устранения условий, способствовавших нарушению законодательства в этой части, а также устранения последствий этих событий и действий.
Кто-то может нам возразить, что эти штабы - дитя целесообразности с целью защиты прав Граждан, их здоровья! Ответ: в споре целесообразности и законности преимущество необходимо отдать … даже не Закону, а Праву!
Никакие отговорки, что документы оперативного штаба - затыкали дыры правового регулирования, нерасторопность и топорность действий уполномоченных органов - не принимаются!
Да, налицо низкое качество ведомственного нормотворчества, последствие которого является калейдоскопическая смена правовых актов, постановка их на утрату в течение короткого времени. Так, Приложением 14 к Постановлению Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 1 апреля 2020 года № 30-ПГВр указан перечень утративших силу постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан за период не более 10 дней! Во-вторых, это показывает системную недооценку государством дОлжного места этого ведомства.
О действиях уполномоченных органов, ставящих под угрозу права граждан на образование, охрану здоровья и права на труд.
Имеет место привлечение к проведению профилактических медицинских мероприятий студентов старших курсов медицинских ВУЗов (см.: Постановление и.о. Главного государственного санитарного врача города Алматы от 18 марта 2020 года № 8 О введении режима карантина на территории г. Алматы»). Законно ли это привлечение граждан? Как будет оформляться привлечение? Не нарушается ли учебный процесс кроме вопросов заданных выше? Будут ли распространяться ли на этих лиц меры поощрения, предусмотренные для медицинских работников, оказавшихся на передней борьбы с пандемией?
Эти и другие вопросы: установления ограничений на свободу передвижения, отнесение предприятия или субъекта малого и среднего бизнеса к «сфере жизнеобеспечения», выданы ли предприятиям и субъектам МСБ предписания о приостановлении их деятельности с указанием причины приостановления, карантине как мере, направленной на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающей особый режим предпринимательской и (или) иной деятельности; а также об условиях введения таких мероприятиях. дефинициях домашнего карантина и самоизоляции, режима домашнего карантина без права передвижения по улице, отслеживании по средствам мобильной связи, о наказаниях за нарушение режима ЧП - мы обратим внимание в своих последующих публикациях.
При этом хотелось бы обратить внимание на следующее.
Неправомерное применение сотрудниками и военнослужащими органов, участвующих в обеспечении режима чрезвычайного положения, физической силы, специальных средств, служебных собак, оружия и неправомерное использование боевой техники, а также превышение должностными лицами служебных полномочий влекут за собой ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан (Статья 22 Закона о ЧП).
13 апреля 2020 г.