Усиление ответственности за уголовные правонарушения против личности (Сисимбаев Ш.К., И.о. председателя СМУС Карагандинской области)

Усиление ответственности за уголовные правонарушения против личности

 

В статье 1 Конституции Республики Казахстан подчеркивается, что человек, его основные права и свободы являются высшей ценностью государства. Государство ставит личность под административную, гражданско-правовую и даже под особую уголовно-правовую защиту. При этом обеспечивается возможность защиты личности не только со стороны преступников, но и со стороны государства и его представителей, в том числе со стороны сотрудников правоохранительных органов в процессе уголовного судопроизводства.

В связи с этим 5 июля 2000 года был принят Закон Республики Казахстан под № 72-II «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе», в котором устанавливается система мер государственной защиты жизни, здоровья, имущества, законных прав, интересов лиц, участвующих в уголовном процессе, членов их семей и близких родственников, обеспечения их безопасности в целях пресечения противоправного вмешательства в уголовный процесс.

Данный нормативно-правовой акт является большим достижением в сфере защиты прав личности со стороны государства и проявлением определенного уровня демократичности и гуманизма правового государства.

Вместе с тем, данные уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, статистика по преступлениям против личности и преступлениям против правосудия, связанные с посягательствами на личность, а также средства массовой информации (неофициальные источники) показывают, что в рамках уголовного судопроизводства совершается значительное количество нарушений прав личности.

Несмотря на то, что Министерством внутренних дел на основе изучения причин нарушений, допускаемых в ходе предварительного следствия, был разработан ряд методических рекомендаций, направленных на улучшение организации работы следователей и дознавателей, повышение уровня профессионализма в раскрытии преступлений, такие нарушения до сих пор имеют место. Именно точное и неукоснительное соблюдение следователем (дознавателем) требований уголовно-процессуального законодательства является главной гарантией соблюдения прав человека, оказавшегося вовлеченным в орбиту уголовно-правовых отношений.

Между тем только за 2005 год было выявлено незаконное задержание 54 человека, в 2006 году было выявлено и освобождено из следственных изоляторов 89 незаконно задержанных лица. В 2004 году окончено расследованием и направлено в суд по ст.347-1 УК РК «Пытки» уголовное дело в отношении сотрудников ОКП УВД г. Кокшетау, которые применили насилие при расследовании.[1]

Многие из указанных фактов подпадают под главу «Преступления против правосудия и порядка исполнения наказания». В официальных толкованиях, в том числе нормативных постановлениях Верховного суда Республики Казахстан не подчеркивается факт посягательств на личность и квалификация их в соответствии с главой 1 Уголовного кодекса РК. Как правило, указывается статья Уголовно-процессуального кодекса РК, а также статья Особенной части УК РК, в том числе «Пытки», «Незаконное задержание лица под стражей» и другие. Мы говорим же о тех посягательствах на личность, которые совершаются в связи с участием лица в уголовном судопроизводстве, и предлагаем квалифицировать их по совокупности с теми составами преступлений, которые содержатся в главе 15 УК РК.

На наш взгляд, основным, а не только дополнительным объектом преступлений, совершаемых в ходе уголовного судопроизводства, является личность человека при причинении ей вреда, а это означает, что защита интересов судопроизводства здесь не должна преобладать над защитой интересов личности.

Общий правовой статус личности - это совокупность основных наиболее существенных, жизненно необходимых прав, обязанностей и законных интересов человека.[2] В общем уголовно-правовом употреблении данное собирательное по своей сути понятие включает в себя следующие элементы: жизнь, здоровье, половую свободу, половую неприкосновенность, личную свободу, честь, достоинство, деловую репутацию. Как правило, в уголовном судопроизводстве элементами личности, на которые совершается посягательство, выступают жизнь, здоровье, личная свобода, честь, достоинство, деловая репутация. Вопрос о квалификации данных деяний по совокупности с преступлениями против правосудия и порядка исполнения наказаний требует дополнительного изучения и рассмотрения на законодательном уровне.

Для преступлений, закрепленных в главе 1 Уголовного кодекса Республики Казахстан характерны следующие особенности:

Во-первых, данные преступления создают опасность для жизни и здоровья как объекта уголовно-правовой охраны.

Во-вторых, по конструкции данные составы считаются оконченными либо с момента создания опасности, либо с момента фактического причинения вреда.

В-третьих, большая часть преступлений, содержащихся в главе 1 УК РК, относятся к категории тяжких или особо тяжких.

В-четвертых, наблюдается большой разрыв в строгости наказаний за различные преступления против личности, обусловленный различной мерой опасности этих преступлений.

В связи с этим в юридической литературе высказывалась мысль о существовании различных направлений и линий уголовно-правовой охраны личности: «на дальних подступах»; для предотвращения непосредственной опасности; наказуемости вреда, причиненного преступлением «попутно»; наказуемости непосредственных посягательств на жизнь и здоровье.[3]

При этом в первой группе выделяют посягательства, создающие абстрактную и конкретную опасность. Во второй же группе выделяются посягательства, причиняющие вред жизни и здоровью как основному, так и дополнительному объекту.

В главе «Преступления против личности» УК РК 1997 года содержится шесть новых статей, устанавливающих ответственность за убийство матерью новорожденного, принуждение к изъятию органов или тканей для трансплантации либо иного использования, ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником, насильственные действия сексуального характера, понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера, вербовка людей для эксплуатации. То есть произошла криминализация указанных деяний. Вместе с тем декриминализовано добровольное мужеложство, а также вступление в фактические брачные отношения с лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста, принуждение к вступлению в брак, двоеженство и многоженство. В целом относительно других глав действующего уголовного законодательства по сравнению с прежним нужно отметить относительную стабильность преступлений против личности в УК КазССР 1959 г. и УК РК. Сохранена аналогичная классификация вреда здоровью по тяжести, почти всех видов убийств.

Особого внимания заслуживает внесение изменений и дополнений в Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года № 12 по вопросам различных видов преступлений против личности. В рамках указанных изменений были разъяснены многие вопросы, которые вызывали разночтения в правоприменительной практике. В особенности были разъяснены многие ситуации, в которых имеется совокупность преступлений, содержащихся в главе преступления против личности с иными категориями преступлений, указаны правила квалификации преступлений иных категорий, где в качестве последствий называется причинение вреда здоровью различной тяжести.

Особо следует отметить, что, несмотря на большую полемику в данной сфере в УК РК так и не был закреплен институт эвтаназии - вида причинения смерти, связанного с удовлетворением просьбы больного об ускорении его смерти. На наш взгляд, в существующих условиях закрепление указанного института могло бы вызвать большое количество злоупотреблений, в том числе в рамках уголовного процесса в целях устранения неугодных лиц. Поэтому решение законодателя по данному вопросу является закономерным.

Интересным, на наш взгляд, является включение в Уголовный кодекс РК такого состава как «Торговля людьми», что было направлено на укрепление национальной безопасности в целом. Не была воспринята нашим законодательством идея о включении статьи «Использование рабского труда», тогда как в Уголовный кодекс Российской Федерации такая статья была внесена в связи с присоединением к Конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г. [4] Указанная статья заслуживает внимания, на наш взгляд, так как рабство во многих случаях является прямым последствием торговли людьми. Однако закрепление данного деяния в качестве отдельной статьи, по нашему мнению, не целесообразно, лучшим вариантом здесь будет закрепление указанного деяния в качестве квалифицирующего последствия торговли людьми с более тяжкими санкциями.

В целом можно отметить, что глава «Преступления против личности» является одной из наиболее разработанных институтов особенной части уголовного права. Между тем, некоторые нормы, на наш взгляд, еще нуждаются в совершенствовании, что позволит осуществлять борьбу с преступлениями против личности более эффективно.

Выводы:

1. Нормы о преступлениях против личности заняли в Уголовном кодексе РК важное место в соответствии с той иерархией ценностей, которая закреплена в Конституции Республики Казахстан. Расположение статей в главе 1 УК РК при этом строится в зависимости от тяжести совершенного преступления от более тяжкого к менее тяжкому, а также в зависимости от видового объекта посягательства, хотя он прямо и не указан в законе

2. В рамках данной главы выделяются следующие группы преступлений: посягательства на жизнь, здоровье, половую свободу, половую неприкосновенность, честь, достоинство, деловую репутацию, личную свободу.

3. Несмотря на то, что глава «Преступления против личности» является одним из наиболее разработанных институтов особенной части уголовного права, следует пересмотреть некоторые нормы с целью совершенствования борьбы с данной группой преступлений. Так, следует пересмотреть вопросы квалификации посягательств на личность в уголовном судопроизводстве, производить квалификацию причинения вреда личности не только по составам главы «Преступления против правосудия и порядка исполнения наказания», но и по соответствующим составам главы «Преступления против личности». Следует дополнить статью «Торговля людьми» квалифицирующим признаком «Использование рабского труда», так как данное деяния во многих случаях является последствием сделок, предметом которых выступает человек.

 

 

И.о. председателя СМУС Карагандинской области

Сисимбаев Ш.К.

 

 

 

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: