Профессор Степанов рассказал, почему гидрологи вводят в заблуждение госорганы и население

Необходимо восстановить научно-исследовательские работы по изучению формирования и деградации селей.

Почему сейчас специалисты-гидрологи часто дают штормовые предупреждения, но они далеко не всегда оправдываются, рассказывает zakon.kz профессор, ветеран гидрологической службы Казахстана, доктор географических наук Борис Степанов.

На редакционную почту zakon.kz поступило письмо от астанчанина, который представился как Азамат. Он пишет: "В период с 9-11 мая и 12-14 мая 2020 г. Казгидромет распространил по Алматинской, Жамбылской, Туркестанской областям гидрологические штормовые предупреждения СГЯ об ожидаемых склоновом стоке и подъеме уровня на реках. Это был фоновый прогноз погоды с индексом "шторм". По информации СМИ, стихийное явление возникло 14 мая только на реке Карасу в Туркестанской области и наводнением затоплены 3-4 района. ДЧС и население не были готовы к чрезвычайной ситуации, не поверили "страховочному" штормовому предупреждению. Очередной раз специалисты-гидрологи ввели в заблуждение госорганы и население. В связи с этим хотелось бы узнать профессиональное мнение и оценку ситуации ученого-гидролога, профессора Б. С. Степанова".

Мы попросили Бориса Сергеевича прокомментировать данное письмо.

- Давайте сначала определимся, что такое Стихийное гидрометеорологическое явление (СГЯ) и Штормовое предупреждение.

В гидрометеорологической службе под Стихийными гидрометеорологическими явлениями понимают природные явления - метеорологические, агрометеорологические, гидрологические и морские гидрометеорологические, которые при достижении определенных критериев (интенсивности, масштаба проявления и продолжительности) могут нанести или нанесли ущерб имуществу и здоровью населения, экономике государства и вызывать стихийные бедствия или чрезвычайную ситуацию.

Штормовое предупреждение – прогноз возникновения или сохранения, усиления опасных природных явлений. Существуют критерии СГЯ.

Информация о высокой вероятности СГЯ, то есть штормовое предупреждение рассылается Казгидрометом органам государственного управления, Министерству обороны, МВД, КЧС, Министерству экологии, геологии и природных ресурсов, средствам массовой информации и так далее.

- Борис Сергеевич, почему сейчас часто стали давать штормовые предупреждения, но они далеко не всегда оправдываются, как говорят казахстацы, врут.

- Стихийное гидрометеорологическое явление способно нанести большой экономический ущерб. Уменьшить его можно проведением определенных мероприятий. Однако в некоторых ситуациях, допустим, при объявлении селевой опасности их стоимость достаточно велика. Например, выполнение всех мероприятий по уменьшению ущерба для города Алматы стоит около 500 миллионов тенге. Конечно, это значительно меньше, чем ущерб, наносимый селем, но если за летний период времени не оправдываются десятки штормовых предупреждений, ущерб от них составил бы десятки миллиардов тенге.

Однако и эта оценка верна лишь в том случае, если Департамент по чрезвычайным ситуациям и население города Алматы верит прогнозам. Полномасштабные учения, стоимость проведения которых – сотни миллионов тенге, например, эвакуация детских садов, школ, университетов, больниц, отключение газа, электричества, водопровода и так далее, должны проводиться систематически. В противном случае ущерб от селей может исчисляться миллиардами долларов.

- Что вы можете сказать о недавних штормовые предупреждениях по Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областям?

- Штормовые предупреждения СГЯ информировали об ожидаемых склоновых стоках и подъеме уровня воды на реках. Склоновый сток формируется при выпадении интенсивных продолжительных осадков в ситуациях, когда на относительно больших по площади крутопадающих водосборах отсутствует древесная, кустарниковая и травянистая растительность, перехватывающая осадки. Важную роль при этом играет инфильтрация почвогрунтов, способствующая формированию грунтового стока, а также предварительная увлажненность грунтов. Все упомянутые факторы определяют увеличение расхода воды в реках.

Отсутствие информации, необходимой для прогноза опасных гидрологических явлений, в том числе селей, ложные сведения об их оправдываемости в отчетах Казгидромета руководству министерств, с составе которых они функционировали, а затем в отчетах министерств правительству на протяжении последних десятилетий, привели к тому, что прогнозы опасных гидрометеорологических явлений даются на 3−4, а порой и 5−6 суток на территорию, площадь которой превышает территории многих стран Европы: "авось" и угадаем.

И это тогда, когда еще 60 лет назад в Наставлении по службе прогнозов указывалось, что "прогноз опасных гидрологических явлений должен составляться максимально близко по времени к моменту их образования, а прогноз должен составляться с указанием пункта, названия реки, ожидаемого уровня (расхода) воды, даты или период ожидаемого уровня воды".

- Что произошло в Наурызбайском, Алатауском и Жетысуском районах Алматы 29−30 апреля этого года?

- Выпадение длительных, порой интенсивных жидких осадков на низкогорные водосборы, большие площади крыш, асфальтное покрытие дворов и дорог привели к значительному увеличению расхода воды в реках Киши и Улкен Алматы, Есентай и Карагайлы. Это привело к подтоплению пойм рек и территорий, примыкающих к руслам рек на участках, где берег незначительно возвышается над руслом.

- Влиял ли антропогенный фактор на размер ущерба, нанесенного паводками?

- Несомненно. Многие жилые и производственные строения расположены на территории речных пойм, где их подтопление неизбежно. Однако это мало относится к территориям, примыкающим к руслу реки Карагайлы. После прохождения селя 2015 года, прямой ущерб от которого, несмотря на наличие селезащитной плотины, был близок к двум миллиардам тенге, обсуждался вопрос: что необходимо сделать, чтобы избежать повторения чрезвычайной ситуации.

Поскольку плотина не задержала сель, мы предлагали рассмотреть вопрос о ее модернизации. Предложение не обсуждалось, так как во главе стоял вопрос, кто скорее всех представит смету на укрепление русла реки. Русло укрепили барражами, но курам на смех - ниже плотины, хотя во всем мире это делается выше плотины.

Истратили около двух миллиардов тенге, борта русла не защищены от эрозионного воздействия потока, что приведет к обрушению барражей. Хуже всего то, что русло не было углублено в ходе строительства барражей. Это привело к тому, что глубина русла как бы уменьшилась на высоту барражей. Из-за этого опасность подтопления на северной части территории города, прилегающей к руслу реки, увеличилась по сравнению с таковой до строительства барражей.

- Что же делать?

- Снабдить все селезащитные плотины затворами и шандорами. Шандоры - временные стальные листы, перекрывающие водопропускные сооружения в теле плотины. Их стоимость не превысит нескольких процентов от стоимости плотины. Это позволит аккумулировать паводковые воды в селехранилищах, постепенно выпуская их по окончанию паводков.

Если научно-исследовательские работы по изучению формирования и деградации селей в Казгидромете не будут восстановлены, об устойчивом развитии Республики Казахстан не приходится говорить. Для сравнения: если в Казахской ССР численность специалистов-селеведов в Казгидромете превышала 50, то в настоящее время в Казгидромете нет ни одного специалиста-селеведа.

Торгын Нурсеитова

Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей Туркестанская область
Следите за новостями zakon.kz в: