Когда государство и общество слышат друг друга
Асель Муканова
Появление ровно год назад Национального совета общественного доверия при Президенте было обусловлено потребностями диалога между обществом и государством. Расширить радиус взаимного доверия, усилить роль общества в процессе выработки решений и вместе преодолевать возникшие противоречия - такие амбициозные задачи ставились перед новой диалоговой площадкой.
Демократия суверенности
В Казахстане происходят тектонические общественные и социальные изменения. Казахстанское общество поляризуется, усложняется, хочет быть услышанным. Плюрализм мнений и разнообразие взглядов становятся нашей действительностью.
Касым-Жомарт Токаев еще в своей предвыборной платформе обозначил концепцию «Слышащего государства» и первым же своим Указом на посту Президента создал его реальный инструмент - Национальный совет общественного доверия. К новому органу некоторые отнеслись скептически, другие же увидели в нем один из механизмов для выработки позитивных политических решений.
Член НСОД Ерлан Саиров считает, что за год Нацсовет занял достойное место в политическом пространстве нашей страны и сегодня является инструментом эволюционных политических изменений.
- В Казахстане, как и во всем мире, остро стоят вопросы социальной справедливости и равноправия. Люди хотят жить достойно и больше не готовы терпеть ущемления их прав. Нацсовет является тем органом, который способен решать эти задачи. Но постепенно, эволюционным мирным путем, - считает Ерлан Саиров. - Когда мы говорим о демократии, мы не должны девальвировать фундаментальные устои государственности. Демократический процесс должен быть основным атрибутом суверенного Казахстана.
Крайне важным и своевременным решением Президента считает создание новой диалоговой площадки член НСОД Марат Башимов. Такие консультативно-совещательные институты с современным, прогрессивным мышлением, соответствующим быстро меняющимся условиям, просто необходимы.
- Основной целью деятельности Национального совета является выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества. Здесь обсуждаются все важные вопросы, и это видно в социальных сетях, где сегодня активно выражается воля общества. Практически все члены НСОД - их активные пользователи. Сам Президент через соцсети быстро узнает о происходящих событиях, и этот позитивный фактор дает положительные и эффективные результаты. Другое дело, что могут быть разные точки зрения. И это нормальный демократический процесс, - утверждает Марат Башимов.
Предпосылками создания НСОД он называет нехватку каналов обратной связи государства и общества, бюрократизм, волокиту, пренебрежительную работу с общественными институтами. «Раздражителем» стали закрытая деятельность практически всех государственных, квазигосударственных, правоохранительных органов, судебных и околосудебных систем. Поэтому концепция «Слышащего государства», открытого честного диалога, плюрализма мнений, более эффективной защиты конституционных прав казахстанцев быстро стала проникать в повседневную жизнь.
Первый пакет реформ
Создание любой диалоговой площадки - это всегда позитивный шаг, считает еще один член Нацсовета Толеутай Рахимбеков. Поиск решений проблем на основе обсуждения, достижения компромисса несравненно лучше, чем монолог.
В выпущенном в феврале Институтом Евразийской интеграции аналитическом чекапе о первых месяцах деятельности НСОД отмечалось: «Президент задал темп и идеологическое содержание работы совета. Тем не менее некоторые наблюдатели считали, что власть, испугавшись реформаторского запала, «завернет» проект на старте. Но этого не произошло, более того, уже на втором заседании был оформлен первый пакет реформ. Всего за полгода был сделан огромный прорыв по части самых принципиальных противоречивых законов».
- Четкий и конкретный план реформ вызвал эффект приятного удивления. Большинство политических наблюдателей расценили данный шаг как еще один показатель реальной настроенности власти на модернизацию, - говорит Ерлан Саиров. - В соответствии с этим пакетом принят принципиально новый закон о митингах, внесены изменения в законы о Парламенте, о выборах, о партиях. Мы переходим к уведомительному порядку проведения мирных собраний. Впервые законодательно введено понятие «парламентской оппозиции». В целях создания реальных социальных лифтов узаконена 30-процентная квота для женщин и молодежи в партийных списках.
По мнению политолога, все эти изменения способны поменять ландшафт политической системы страны. Есть подвижки по фундаментальным вопросам прав и свобод человека: декриминализация - статья 130 УК РК и гуманизация - статья 174.
- Все это направлено на мирное эволюционное развитие государства, - продолжает Ерлан Саиров. - Нацсовет реально стал полигоном, где апробируются определенные политические изменения и принимаются решения по самым уязвимым социальным вопросам.
Почему все началось с политических реформ, поясняет член НСОД Талгат Калиев:
- Мы пережили смену верховной власти впервые в новейшей истории страны. Это серьезное испытание для общества, тест на зрелость для государства, поскольку именно в этот момент закладываются важнейшие политические традиции. Смена верховной власти предполагает смену каких-то приоритетов, обновление политической повестки. Но это не должно отражаться на устойчивости государства. И сегодня мы закладываем устойчивость институтов государственной власти, это вопрос ответственности перед будущими поколениями.
Политические реформы были жизненно необходимы, считает политолог, поскольку меняются общество, политическая система, соответственно требуется и обновление всей политической архитектуры.
- Это на интуитивном уровне чувствовал каждый член общества. Поэтому возникали акции протеста, где-то даже на иррациональном уровне, ведь мало кто мог сформулировать свои вопросы. Но то, что возникла необходимость обновления правил игры, осознавали все. Поэтому был создан Нацсовет, где собраны крайне полярные друг другу силы, - считает Талгат Калиев.
Большим достижением в деле либерализации, демократизации общественных процессов называет первый пакет реформ Марат Башимов.
- Задачей совета является также проведение общественной экспертизы проектов концепций, государственных программ и нормативных правовых актов. Все предложения членов НСОД были проанализированы, расставлены акценты по направлениям и принят План по детальному рассмотрению данных предложений, который состоит из 77 пунктов. Мы видим, что за короткий срок приняты нормы, инициированные группой по политическим реформам. Так что можно отметить, что совет справляется с поставленными задачами и задает новые тенденции во многих направлениях, - считает Марат Башимов.
В кругу профессионалов
В Нацсовет вошли десятки активных граждан - бизнесмены, общественные деятели, политологи, эксперты, и каждый со своими политическими взглядами. Большая часть работы совета ведется не в публичном поле, а в тиши кабинетов, в ходе консультаций с госорганами или внутренних дискуссий.
- Возможно, у некоторых возникли необоснованные надежды на совет. Это не партия, не какой-то институциональный орган. Это консультативно-совещательный орган, в котором высказывают свое мнение и дают рекомендации представители разных социальных групп, общественных, политических сил, люди, много лет занимающиеся какой-то конкретной проблематикой, - рассказывает о работе в НСОД Талгат Калиев. - В совете высокий уровень профессионализации. И потому в ходе закулисной работы полемика идет очень бурная. Мы поднимаем острые вопросы и в конечном итоге приходим к консолидированной позиции путем голосования. Именно в этих целях в совете нечетное количество членов, что позволяет обеспечить перевес в случае непреодолимых полярностей.
К примеру, как рассказал Толеутай Рахимбеков, бурно обсуждалась повестка третьего заседания НСОД, предлагалось вынести в приоритетном порядке вопрос правоохранительной системы. Высказывались мнения, сторонники той или иной повестки приводили свои доводы. В итоге демократической процедурой голосования предпочтение было отдано вопросам образования, науки и здравоохранения.
Большая часть этой полемики, как уже отмечалось, не выходит в публичное пространство. И это говорит о том, что достигнутый компромисс действительно удовлетворяет всех. Учитывая, что члены НСОД не получают за эту свою общественную нагрузку зарплату, можно смело утверждать: здесь каждый высказывает истинно свое мнение, не зависящее от мнения других, и не отступает от него до полного удовлетворения своих позиций.
Карантин вынудил членов НСОД уйти в онлайн-пространство. Но, по словам Талгата Калиева, это никак не отразилось на качестве работы и остроте дискуссий. Члены рабочих групп постоянно общались в Zoom и WhatsApp. Так, перед третьим заседанием все выступающие скидывали в чаты свои доклады, остальные вносили предложения, и тексты оперативно дорабатывались.
- Обсуждение стало даже продуктивнее и добросовестнее, поскольку одно дело - говорить эмоционально на словах и совсем другое - четко формулировать и аргументировать письменно, когда нельзя ничего упустить. В этом случае аргументы получаются более проработанные, обоснованные, - заверяет член совета.
Здесь собраны люди самых разных политических взглядов и мировоззрений. И тем не менее внутри совета есть определенная консолидация, понимание того, что все решения должны приниматься во благо развития государственности, утверждает Ерлан Саиров. Естественно, бывают споры, дискуссии и даже конфликтные ситуации.
- Во время карантина мы динамично работали, цифровые технологии дают сегодня такую возможность. Пандемия показала, что онлайн-режим взаимодействия - хорошая возможность для публичного обсуждения и принятия решений, - поддерживает он коллег.
Абсолютно нормальным принципом работы называют члены совета и ротацию в его рядах. По мере изменения задач должна меняться и структура НСОД, усиливаться его профессионализация. Если, к примеру, предстоит рассматривать вопросы правового блока, совет нужно усилить юристами, экологии - экологами и так далее.
Но не только между собой и с госорганами эффективно взаимодействуют члены совета. К ним постоянно обращаются граждане - с предложениями по работе, а чаще с личными вопросами. Это ли не реальное воплощение концепции «Слышащего государства», главным принципом которого является решение проблем граждан.
- Главная проблема постсоветских стран - отсутствие понимания ценности человека. Но времена меняются, и мы должны направить все свои силы, чтобы решать конкретные проблемы конкретных людей. К большому сожалению, акимы на местах по сей день отстают от общественных процессов, они «не видят» людей, а должны бы уже научиться решать их проблемы, - сетует Ерлан Бияхметович.
Высшая ценность - человек
Если первый пакет реформ в совокупности был направлен на перезапуск процесса политической конкуренции и доверия, то следующим шагом стало развитие человеческого капитала. Озвученная на третьем заседании тема образования и здравоохранения близка практически каждой семье в стране.
- Пандемия показала, что главной ценностью государства является человек. Только фундаментально образованный, духовно богатый, морально устойчивый гражданин может заботиться о здоровье своем и окружающих. И сейчас мы как никогда должны говорить именно о человеческом развитии, - уверен Ерлан Саиров.
В сложный период самоизоляции мы осознали, как важны квалифицированные медики, насколько ценен труд педагога. И Президент вновь обозначил, что представители этих профессий должны быть почетными членами нашего общества и получать достойную заработную плату.
- Следующим вопросом на повестке дня Нацсовета стало образование, поскольку, мне кажется, именно здесь лежит корень всех проблем. Та же коррупция или недобросовестное отношение к работе лежат в сфере ценностей, а не социальных гарантий, - высказывает свою точку зрения Талгат Калиев.
Выбор темы образования, науки и здравоохранения для первого «отраслевого» заседания Нацсовета глубоко символичен, считает Толеутай Рахимбеков. Уже давно специалисты, как зарубежные, так и отечественные, утверждают, что успех будут иметь те страны, которые уделяют особое внимание развитию человеческого капитала. Формирование грамотного, инновационно ориентированного, здорового гражданина - основа успешного социально-экономического развития любой страны.
- Далее, я думаю, будет переход к обсуждению проблем в других отраслях. Это и демонстрирует системность в работе Нацсовета. Общественности не всегда видны другие стороны его работы. Ведь проводятся десятки встреч в узком и расширенном форматах, «круглые столы», конференции, семинары, на которых продолжается обмен мнениями, изучение настроений, пожеланий, запросов общества. И в связи с этим я хотел бы ответить на вопрос, циркулирующий с первого дня создания НСОД: зачем нужен совет, если есть Парламент? Не надо забывать, что Парламент у нас профессиональный, депутаты работают, скажем так, «с отрывом от производства». Члены же Нацсовета продолжают заниматься своей основной работой, то есть остаются в гуще событий. Поэтому я считаю, что Парламент и Нацсовет не противоречат, а, наоборот, взаимно дополняют друг друга, - говорит Толеутай Рахимбеков.
Член партии «Аул» в свою очередь в повестку отдельного заседания совета предлагает включить проблематику казахстанского села. И не только потому, что там проживает почти половина населения страны. Он глубоко убежден, что ключ к решению многих социально-экономических проблем лежит в решении проблем села.
Марат Башимов повестку заседаний оценивает как логически последовательную. Последнее обсуждение сферы образования стало крайне важным, от него зависит наше стратегическое будущее. Теперь же, с его точки зрения, настало время обсудить конкретные вопросы транспарентности и улучшения деятельности всех государственных и квазигосударственных, правоохранительных органов, прокуратуры и судебной системы, Счетного комитета, Высшего судебного совета и некоторых других.
Позитивным фактором он считает и то, что Президент лично встречался с членами НСОД, внимательно выслушивал их и брал на заметку все предложения.
По словам Талгата Калиева, все актуальные вопросы общественного развития, взаимодействия государства и общества неизбежно будут в сфере внимания Нацсовета. Именно так работает «слышащее государство». Но и гражданскому обществу нужно понимать это шире - как приглашение к участию в развитии государства, и принимать на себя долю ответственности за процессы, происходящие в стране.
- Концепция «Слышащего государства» сейчас очень популярна. Ее нужно понять, прочувствовать и встроиться в нее. Это не означает, что каждый должен просить только за себя или за свою социальную группу. Как только будут удовлетворены требования наиболее громких просителей, они тут же готовы забыть о своих претензиях к государству. Гражданская активность предполагает самоотверженное, добросовестное, некорыстное участие, когда люди выступают не за свою конкретную улицу, а за то, чтобы хорошие дороги были во всей стране, - рассуждает политолог.
По этому принципу и работают члены Нацсовета. Выезжают в регионы, встречаются с людьми, выслушивают их чаяния в социальных сетях. Конструкция совета сложная, палитра мнений разная. Но их объединяет то, что все они стремятся улучшить общественные процессы страны и социальные условия граждан.
Нацсовет сегодня необходим для выработки новой траектории развития, отвечающей современным вызовам. Принятие и законодательное оформление первого пакета реформ говорит о состоятельности этого органа.
Насколько он долгосрочен, вопрос открытый. Поскольку, по сути, совет должен выполнить свою миссию и со временем способствовать тому, что в стране эффективно заработают все институты и та самая здоровая система сдержек и противовесов, которая позволит обеспечить устойчивое развитие и своевременное реагирование на возникающие вызовы и проблемы.