Вирус вносит коррективы
Марина Демченко
Пандемия коронавируса заставила по-новому взглянуть на пути диверсификации казахстанской экономики.
Резкое сжатие рынков сбыта и разрыв цепочек поставок, самоизоляция граждан спровоцировали значительный спад производства в разных отраслях. Причем, по предварительным оценкам экономистов, текущий мировой кризис может стать самым глубоким со времен Второй мировой войны. А как коронавирус повлиял на казахстанскую экономику?
ТРЕНДЫ ПАДЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Больше всего пострадала сфера услуг, чего и следовало ожидать, в том числе авиационный сектор, непродуктовый ритейл, HoReCa (канал сбыта товаров и услуг с непосредственным потреблением в месте продаж. - Авт.)
Как результат спада в HoReCa, произошло падение и в агросекторе - в основном в птицеводстве и производстве мяса - в связи с закрытием во время карантина и относительно низкими оборотами ресторанного и гостиничного бизнеса после частичного открытия объектов. Произошло незначительное снижение спроса на электроэнергию, что вкупе с ростом неплатежей от розничных потребителей сейчас сказывается на доходах предприятий энергетики.
Эксперты компании KPMG в Казахстане и Центральной Азии отмечают, что вследствие спада деловой активности у банков в период карантина наметилось значительное снижение комиссионных и процентных доходов из-за отсрочек по кредитам. Эффект от создания провизий в кредитных портфелях вследствие будущих дефолтов и реструктуризаций займов также вероятно скажется на банковском секторе по итогам 2020 года, и это частично будет компенсироваться относительно высокой ликвидностью в секторе.
Однако в некоторых секторах экономики произошел вполне ожидаемый подъем. В первую очередь, по данным проведенного KPMG опроса руководителей 50 компаний в Казахстане, рост доходов в период карантина в отдельных секторах фармацевтики (производство защитных изделий медицинского назначения, некоторых безрецептурных препаратов) составил больше 30%. Растет прибыль и в телекоммуникационной отрасли, поскольку казахстанцы все больше времени проводят в Интернете.
- В целом лучше всего перестроились те компании, у которых многие бизнес-процессы уже были автоматизированы, включая финансовый, налоговый и управленческий учет, электронное подписание документов. Некоторым пришлось перестраиваться на ходу, особенно в финансовом секторе, когда многие банки начали предлагать открытие счетов, платежных карт онлайн, стали активнее дорабатывать свои онлайн-продукты, - отмечает Диас Калажанов, директор департамента инвестиций и рынков капитала KPMG в Казахстане и Центральной Азии.
Между тем Международный валютный фонд прогнозирует сокращение реального ВВП Казахстана на 2,5% в 2020 году, ЕБРР ожидает падение на 3% - наибольшее с 1993-1994 годов, времен после развала СССР. Прогноз того же ЕБРР по России и Турции еще более пессимистичен: спад на 4,5% и 3,5% соответственно. Ну и в целом, как предполагает МВФ, реальный ВВП в 2020 году уменьшится в 157 странах из 194.
Помимо повсеместных карантинных мер, ситуация усугублялась драматическим падением цен на нефть до 21,4 доллара за баррель марки Brent, которая сейчас выросла до 40 долларов, но все еще значительно ниже цен конца прошлого года (около 60 долларов).
Другой важнейший сектор - горно-металлургический - за редким исключением в виде уранового и добычи золота чувствует себя хуже, чем в начале года ввиду падения или замедления роста в странах - торговых партнерах. Но ситуация за последние месяцы улучшилась.
LME Index, включающий в себя взвешенные по глобальному спросу цены на 6 базовых металлов, в марте упал на 23% к ценам начала года. Сейчас же он ниже всего на 6,5%, чем в начале года. Это вкупе с осторожным ростом цен на нефть в последние месяцы вселяет осторожный оптимизм. Тот же МВФ прогнозирует возврат роста экономики Казахстана до 4,1% в 2021 году.
- Ситуация, очевидно, должна улучшиться с восстановлением межрегионального сообщения. К тому же большинство опрошенных нами руководителей планируют поменять подход к закупкам в целом. Ключевыми трендами станут цифровизация и, где это возможно, локализация поставщиков, - комментирует результаты опроса Диас Калажанов.
СКРОМНЫЙ ОПТИМИЗМ
Государство приняло достаточно много антикризисных мер. Все они в основном фискального характера: расширение программ льготного кредитования МСБ, сегментированная приостановка платежей по кредитам, отмена, освобождение или отсрочка по налогам и пошлинам.
По разным оценкам, меры поддержки составляют свыше 9% к ВВП, что выше, чем в соседней России (2%). В целом расходы госбюджета Казахстана были увеличены на 4%. Правительство разработало Комплексный план по восстановлению экономического роста-2020.
- Фискальные меры - это хорошо, они понятны и, если будут эффективно и оперативно проведены, дадут быстрый эффект. Однако, на мой взгляд, необходимо уделить больше внимания следующим аспектам. Во-первых, поддержать на государственном уровне и стимулировать банки к рефинансированию в системно важных и относительно высоко закредитованных секторах. Например, ФРС и Минфин США активно продолжают скупать корпоративные облигации американских компаний для поддержания ликвидности на рынке, - говорит эксперт KPMG.
Кроме того, он считает важным продолжать поддерживать доступную ликвидность и, возможно, где-то перераспределять или брать на себя кредитный риск в сегменте ритейл, микробизнеса и МСБ. К примеру, программы правительства Великобритании предоставляют гарантии, покрывающие от 80% до 100% кредитного риска по заемщикам для банков, и это стимулирует последних финансировать реальный сектор экономики в период неопределенности.
- Всех волнует, сколько времени потребуется для восстановления экономики. Не ранее, чем 3-4 квартала. На такой срок ориентируются 86% респондентов нашего опроса в части постепенного возврата к докризисным позициям. Также, согласно прогнозу МВФ, экономика Казахстана вернется к показателям 2019 года в реальном выражении только в 2021 году, - констатирует Диас Калажанов.
По его словам, на экономическую ситуацию продолжат влиять следующие три важнейших фактора. Во-первых, глобальный баланс спроса и предложения на нефть и базовые металлы - фактор нам неподконтрольный, но, наверное, самый важный. Во-вторых, контроль над распространением коронавируса и снижение нагрузки на систему здравоохранения: повсеместное тестирование, трэкинг заболевших, увеличение койко-мест интенсивной терапии. В-третьих, масштаб мер государственной поддержки бизнесу и населению за счет привлечения трансфертов из Национального фонда, а также регулирование банковского сектора как основного проводника ликвидности на рынке.
ИДТИ ВПЕРЕД
- Нарушение внешнеэкономических связей под влиянием глобальных вызовов, возникших из-за пандемии COVID-19, привело к возникновению упущенных выгод от реализации транзитного потенциала Казахстана, развития туризма и транспортных пассажиро- и грузопотоков с Китаем и другими странами, - говорит Азимхан Сатыбалдин, директор Института экономики КН МОН РК, доктор экономических наук, академик НАН РК.
По его мнению, ограничения транспортных потоков, трансграничной торговли, туристических и деловых визитов продолжают отрицательно влиять на мировую и национальную экономику, фондовые рынки, валютные и ресурсные котировки. Введенные большинством стран карантинные меры разорвали сформировавшиеся глобальные цепочки поставок и замедлили производство. Компании Казахстана, получающие от зарубежных поставщиков сырье, компоненты, запчасти, готовую продукцию, как никогда остро ощущают на себе это влияние.
Не случайно Президент Касым-Жомарт Токаев на очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) высказал ряд предложений, направленных на дальнейшее укрепление взаимной торговли, поддержку бизнеса и взаимодействия в сферах цифровизации и транспортной логистики. Глава государства указал на необходимость разработки плана поэтапного снятия всех ограничений и барьеров, которые возникли во время пандемии.
Как отмечает Азимхан Сатыбалдин, пандемия подчеркнула слабые стороны казахстанской экономики, в том числе низкую долю отраслей с законченными технологическими цепочками и высокой долей добавленной стоимости; небольшое число высокотехнологичных производств и отставание развития экспортоориентированных отраслей. Необходимо смотреть на проблему диверсификации экономики в нашей стране как на ключ к повышению конкурентоспособности и сохранению экономической безопасности.
Президент Касым-Жомарт Токаев на заключительном заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению заявил о необходимости повышать самодостаточность казахстанской экономики. Необходимо развивать новые переделы в промышленности на основе имеющейся мощной сырьевой базы. Придется по-новому взглянуть и на будущую структуру казахстанской экономики, определить роль каждого из ее главных секторов: промышленного, энергетического, сельскохозяйственного, сервисного.
Другими словами, нужно в срочном порядке выстроить новую структуру экономики.
НУЖНЫ НОВЫЕ ОТРАСЛИ
- Сельское хозяйство и пищевая промышленность стали теми отраслями, которые смогли не только выстоять, но и получить новый импульс развития за счет своевременно принятых государством антикризисных мер, - говорит Азимхан Сатыбалдин.
Он также считает, что наша страна имеет реальный потенциал стать одним из мировых продуктовых хабов. Настала пора изменить приоритеты государственной политики в сторону отраслей агропромышленного комплекса и развития сельских территорий.
Некоторые эксперты опасаются, что последствием пандемии станет не просто уход от глобализации к протекционизму, но, самое главное, ослабление международного разделения труда, которое активно развивалось со второй половины XX века. Боязнь новой эпидемиологической угрозы может способствовать еще большей закрытости и разобщенности стран и мировых рынков, что неизбежно скажется на сокращении объемов международной торговли. В этой ситуации в наиболее выгодном положении окажутся государства, имеющие мощный ресурсный потенциал и развитую промышленность.
В связи с этим необходимо развивать легкую промышленность как важный сектор «экономики простых вещей», обеспечивающий потребности населения. Толчок к ускоренному развитию получили телекоммуникационная отрасль и IT-технологии. Стратегически важное место в экономике Казахстана постепенно занимают фармацевтическая промышленность и научные разработки в области биологии, генной инженерии, медицины. Особое значение приобретает развитие производств по выпуску медицинского оборудования.
Поэтому многие из отечественных компаний планируют изменить стратегию своей деятельности в посткризисный период. В частности, по опыту крупных зарубежных партнеров, согласно опросу PricewaterhouseCoopers, наши компании уже приступили к работе по ускорению цифровизации и автоматизации процессов, к организации новых рабочих площадок, цепочек поставок и инвестиций, которые помогут им в будущем добиться устойчивого развития.
Приоритет в перестройке своих стратегий компании отдают поиску альтернативных источников инвестиций и новых поставщиков. Бизнес стал уделять больше внимания выполнению требований по безопасности рабочих мест.
Как отмечает Азимхан Сатыбалдин, иногда проекты индустриализации в Казахстане осуществляются в рамках традиционных моделей и специализации, которые не способствуют формированию новых растущих отраслей. Часть проектов, реализованных по двум программам индустриализации, мало связаны с созданием нового типа индустрии.
В региональных картах поддержки предпринимательства преобладают планы в традиционных капиталоемких отраслях - нефтепереработке, химической промышленности, горно-металлургическом комплексе. На их долю приходится 21% всех начинаний. Более половины инициатив (52%) реализуются в двух отраслях - стройиндустрии и АПК.
- Поэтому целесообразно дополнить ГПИИР-3, учесть в ней задачи не только индустрии как таковой, но и проблемы развития наукоемкого сектора и наукоемких услуг. Одним из условий успеха может стать переосмысление некоторых стереотипных подходов к индустриальному развитию. В их числе увлечение гигантскими проектами, недооценка потенциала малого и среднего бизнеса, предубеждение против иностранных инвестиций и технологий. Однако без использования иностранных технологий в Казахстане решение задач индустриальной модернизации, скорее всего, просто невозможно, - считает Азимхан Сатыбалдин.
Необходимо усиление инновационной ориентации индустриализации. В связи с этим требуется освоение новых рыночных ниш, позволяющих снизить зависимость национальной экономики от конъюнктуры мировых сырьевых рынков.
В целях восстановления экономики в посткризисный период Правительство РК приняло Комплексный план по поддержке отраслей экономики. Он рассматривает различные сценарии развития экономики и прорабатывает всевозможные меры по скорейшему восстановлению финансовых рынков, глобальных цепочек добавленной стоимости и других составляющих внешней торговли.
План охватывает мерами поддержки 8 различных сфер экономики: обрабатывающую промышленность, горно-металлургический и агропромышленный комплексы, строительную отрасль, гражданскую авиацию, логистику, туризм, МСБ и сектор услуг, а также смежные с ними отрасли. Согласно ему проводимая политика по смещению вектора экономического развития страны от стратегии экспортно-сырьевой экспансии к стратегии несырьевого экспорта с высокой добавленной стоимостью и глубокой переработкой будет продолжена.