Сегодня мы завершаем цикл интервью советника председателя Совета ПАО "Палата аудиторов Республики Казахстан" Александра Карпича, посвященный закону об аудиторской деятельности, сообщает zakon.kz.
- Александр Николаевич, кто проводит курсы повышения квалификации, законом устанавливаются требования к "педагогам"?
- Тоже вопрос. В принятом законе про таких "педагогов" даже не упоминается. В пока еще действующей редакции закона, ПАО вправе проводить курсы по повышению квалификации аудиторов и выдавать сертификаты о прохождении этих курсов. Порядок всех этих действ устанавливается уполномоченным органом.
В принятом законе этого права ПАО лишилась. Появилось требование к ПАО, чтобы они обеспечили прохождение курсов по повышению квалификации, а уполномоченному органу добавлена компетенция по разработке и утверждению правил повышения квалификации аудиторов, порядку получения сертификата о прохождении курсов, а также право разрабатывать и утверждать форму сертификата – не уполномоченный государственный орган, а дизайнерский центр!
Полагаю, что уполномоченный орган в этих Правилах постарается как-то решить вопрос по "педагогам", возможно, будут определены квалификационные требования к "педагогам", возможно, будет просто утвержден их список, возможно, будет введена некая аккредитация. Может быть, еще какой фантазией удивит уполномоченный орган, он ведь известный затейник. Как видите, вариантов много, выбирай любой.
- Какие изменения в функционале уполномоченного органа?
- О, функционал был расширен. Так, уполномоченный орган делегирует представителя в состав правления профессионального совета; разрабатывает и утверждает типовые правила проведения внешнего контроля качества аудиторских организаций, в том числе критерии проверок аудиторских и профессиональных организаций; разрабатывает и утверждает правила повышения квалификации аудиторов, порядок получения и форму сертификата о прохождении курсов по повышению квалификации аудиторов.
Кроме того, определяет перечень аудиторских организаций (аудиторов), а также аудиторскую организацию (аудитора) из перечня аудиторских организаций (аудиторов) с соблюдением принципов очередности и региональной представленности для участия в проверке и дачи заключения по соответствующим требованию или запросу органа прокуратуры, постановлению, вынесенному в рамках начатого досудебного расследования, а также определению суда в соответствии с Законом "О государственных закупках".
- Первые три функции более или менее внятны, но что значит четвертая функция?
- Это значит, по-моему мнению, что в отдельно взятой сфере деятельности произошло возрождение командно-административной системы. Вот так просто и незатейливо уполномоченный орган возьмет и определит перечень аудиторских организаций. Какими критериями уполномоченный орган будет руководствоваться? Далее, будет ли какое-либо согласование с аудиторской организацией вопроса о ее включении в этот перечень? Аудиторские организации включаются в перечень на какой-то срок или срок пребывания в этом списке не ограничен? Имеется ли право отказаться от включения в этот перечень? Такие вопросы должны быть четко прописаны. А этого нет. Волюнтаризм в его незамутненном, рафинированном виде.
Что касается определения аудиторской организации из сформированного перечня… Не знаю, как бы мягче сказать… Сплошные ассоциации с фильмом "Белое солнце пустыни"… (Гульчатай: "Господин назначил меня любимой женой!").
Желание и возможности аудиторской организации каким образом будут учитываться? Где это написано? Кем утверждено? Обратите внимание на слова "с соблюдением принципов очередности и региональной представленности". То есть очередь подошла, с представленностью все нормально, нравится, не нравится – работай, моя красавица. Такое впечатление, что уполномоченному органу не терпится попробовать свои силы в качестве диспетчера в таксопарке.
Оставим эмоции в сторону и обратимся к Закону "Об административных процедурах", в котором приводится такое определение: "Под государственными органами понимаются государственные учреждения, уполномоченные Конституцией, законами, иными нормативными правовыми актами на осуществление от имени государства функций по:
1) изданию актов, определяющих общеобязательные правила поведения;
2) управлению и регулированию социально значимых общественных отношений;
3) контролю за соблюдением установленных государством общеобязательных правил поведения".
Очевидно, что формирование перечня аудиторских организаций, определение из этого перечня аудиторской организации для участия в проверке и дачи заключения по соответствующим требованию или запросу органа прокуратуры и так далее, никак не соответствуют ни одной из перечисленных выше функций.
В связи с этим возникает простой вопрос: "А своим ли делом в недалеком будущем будет заниматься уполномоченный орган?". Ответ очевиден: "Нет, явно не своим!".
- В презентациях указывалось, что закон в первую очередь направлен на повышение ответственности аудиторских организаций и аудиторов, повышение их профессионализма. Как вы считаете, принятый закон решает эти задачи?
- Предлагаемые меры, надеюсь, позволят повысить качество аудиторских услуг. В данном случае имею в виду идеологическую основу, то есть создание единой квалификационной комиссии и единого комитета контроля качества. Техническое воплощение – разговор отдельный.
После ознакомления с принятым законом как-то вспомнились слова Станиславского о том, что театр начинается с вешалки. Но в принятом законе про "вешалку" забыли. Поясню более подробно.
Всякая профессия начинается с обучения, теоретических знаний и практических навыков. Давайте проанализируем требования к лицам, которые допускаются к аттестации на присвоение квалификации "аудитор": "К аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование и трудовой стаж не менее трех лет в экономической, финансовой, контрольно-ревизионной или в правовой сферах или в области научно-преподавательской деятельности по бухгалтерскому учету и аудиту в высших учебных заведениях".
- Что не так?
- Первое. Требование о наличии высшего образования. Зачем аудитору, например, высшее образование по специальности "Археология и этнология"? Требование даже не формальное, требование – ни о чем.
Я понимаю, что привел уж очень нестандартный пример, но даже обучение по таким экономическим специальностям, как "Экономика", "Мировая экономика", "Финансы" не дает необходимых знаний, умений и навыков. Когда у нас что-то болит, то мы обращаемся к врачу, беспокоят глаза – к окулисту, зубы – к стоматологу, но к патологоанатому обращаться не спешим, хотя он тоже закончил медицинский вуз, у него тоже высшее медицинское образование.
Второе. Требование к трудовому стажу – не менее трех лет в определенных сферах, в том числе и в финансовой. Хорошо, проработал кандидат три года, три месяца и три дня кассиром в банке. Кто скажет, что кандидат работал не в финансовой сфере?
По совокупности требований к "качеству" кандидата получается, что в профессию можно прийти буквально с улицы. Главное пройти тестирование, три года стажа можно подтвердить, не напрягаясь, а высшее образование … так кто его сегодня не имеет?
При допуске к аттестации необходимо, чтобы кандидаты не только имели теоретические знания, но и профессиональный практический опыт, поработав, например, помощником или ассистентом аудитора.
- Каков функционал этого помощника или ассистента? Подай-принеси-позвони-не мешай? Не получится ли тот же кассир, о котором вы говорили, только в роли помощника?
- Надеюсь, что сформулировать требования к ассистенту аудитора не так сложно, все лежит на поверхности. Например, ассистент (помощник) аудитора – физическое лицо, осуществляющее деятельность в составе только одной аудиторской организации по указанию и под ответственность аудитора выполняющее его поручения, которые не подменяют аудиторские процедуры и носят исключительно вспомогательный характер, как то: подбор, сортировка и систематизация документов для проведения аудиторских процедур, подготовка аналитических и обзорных материалов, участие в технической части подготовке аудиторского отчета и иных отчетов и заключений, подготовку которых в соответствии с законами Республики Казахстан осуществляют аудиторские организации.
Соответственно, кандидат может быть допущен к аттестации только в том случае, если представит подтверждение аудитора или аудиторской организации, что три года из последних пяти работал ассистентом аудитора.
- Это первое рациональное предложение, до этого была только критика. Есть ли еще предложения, которые, на ваш взгляд, смогли бы оказаться полезными?
- На этапе работы над законопроектом предложения были опубликованы на одном из популярных профессиональных сайтов, так что предложения были публично высказаны. Другой вопрос, что они не были прочитаны или не были учтены, но это уже другая песня.
- С внесением изменений и дополнений в Закон "Об аудиторской деятельности", были внесены правки в Законы "Об акционерных обществах" и "О некоммерческих организациях". Что именно привлекло в них ваше внимание?
- Закон "Об акционерных обществах" был дополнен следующим: "Служба внутреннего аудита взаимодействует с профессиональным советом по аудиторской деятельности, созданным в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аудиторской деятельности". Это опять из разряда недосказанного, недоделанного, недописанного. Что значит взаимодействует? Служба внутреннего аудита, например, АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" поздравила профессиональный совет с Новым годом? Видите, норма есть, но за ней ничего не стоит, из нее ничего не следует и никаких последствий. Пусто, мертво и бесплодно, словно мусором забиваются законы.
- Александр Николаевич, мы с вами подробно рассмотрели закон об аудиторской деятельности, подготовили на эту тему цикл публикаций, а теперь давайте подведем итоги…
- Да, мы довольно подробно проговорили почти каждое изменение и дополнение, а обобщения и выводы пусть каждое заинтересованное лицо сделает сам. Очень надеюсь, что будут предприняты шаги по разработке нового закона об аудиторской деятельности, так как то, что у нас сегодня есть, напоминает тришкин кафтан.
Торгын Нурсеитова
Также читайте:
Аудиторов и бухгалтеров просто поставили перед фактом: с этого дня будете жить так – эксперт
Принятые нормы закона не могут быть реализованы, миссия опять невыполнима – Александр Карпич
Почему было много негативных отзывов по законопроекту об аудиторской деятельности – эксперт
Законодательное регулирование аудиторской деятельности глазами специалиста
Не закон, а собрание оборванных мыслей, незаконченных фраз и недописанных слов - А. Карпич