Корреспондент Zakon.kz узнал у художника-модельера Андрея Ткаченко историю этой кропотливой и очень сложной работы.
Волею судьбы Ткаченко выпала честь разрабатывать технологию нанесения изображения государственного Герба на текстильное полотно. Кроме того, он подготовил первые образцы казахстанских погон и вышивок на рукава (шевронов) для сотрудников силовых структур и правоохранительных органов.
Первые погоны казахстанского образца разрабатывали для налоговой полиции. Идея переноса фрагмента орнамента, изображенного на государственном флаге, на погоны, была первым опытом. Необходимо было выбрать такую из всех существовавших на тот момент, чтобы ею пользовались долгие годы. Это должна была быть самая передовая технология в мире. Технология нанесения рисунков тканным способом, которую тогда выбрали, оправдала себя. Спустя столько лет можно с уверенностью сказать, что технологию изготовления погонов, шевронов не поменяли. Казахстанский погон узнаваемый, похожих погон в мире нет.говорит Андрей Ткаченко.
Первые эскизы казахстанских погон и шевронов, как ни странно, изготовили в Турции.
Оборудования такого уровня тогда в Казахстане еще не было. Выбор пал на Турцию не случайно. Эта страна первой признала Независимость Казахстана. Люди, которые делали первые образцы очень доброжелательно отнеслись к моей просьбе. Они даже удивились, что используя их оборудование, можно изготавливать погоны и шевроны. На тот момент даже у них это делалось на вышивальных машинах. Мою идею они в дальнейшем применили и для своих силовиков. При случае всегда меня за это благодарят.пояснил Андрей Ткаченко.
С точки зрения бизнеса туркам было не очень выгодно этим заниматься. Но Ткаченко удалось построить с ними дружеские отношения.
Представьте, у них стоит станок, который приносит хозяину ежедневно примерно по $2 тыс. прибыли. И тут прихожу я, и прошу остановить станок и сделать 100 штук шевронов. Для них это маленький объем. Приходилось уговаривать, они шли навстречу, делали скидку. Фактически брали плату, чтобы рабочим оплатить труд, и расходы за использованное электричество покрыть. Но лично для меня, на тот момент, намного важнее была интересная работа и моральное удовлетворение от причастности к этому творческому процессу. Осознание того, что все это станет историей, пришло гораздо позже, по прошествии многих лет.заявил Ткаченко.
В середине 90-х годов дизайнерские компьютерные программы были в зародышевом состоянии. Где-то от руки, где-то графикой, схематично и только потом, по возможности, на компьютере прорисовывались первые реальные образцы. Далее приходилось все это переводить на компьютерную программу ткацкой машины, совместимую с программой, которую поддерживает станок.
У нас этих программ еще не было. Приходилось рисовать, приходить к программисту, сидеть с ним, и он отрисовывал в их программе каждый стежок, чтобы в результате получился продукт, который нужен. Был и словесный барьер, несмотря на наличие переводчика, приходилось на пальцах, карандашом рисовать, тыкать. Тогда я подключал свои навыки ручной вышивки, они очень пригодились.вспомнил Андрей.
А началась история с вышивкой символики в 1995 году, когда Ткаченко попросили изготовить первое боевое знамя вооруженных сил РК. Именно ему выпала честь предложить технологию изготовления боевого знамени и нанесения на ткань изображения государственного герба РК.
В 80-е годы Андрей Ткаченко работал в специализированном военном ателье МВД, где шили форму для офицеров, командного состава.
За это время у ателье было немало клиентов, работавших в МВД, служивших в армии. Андрей Ткаченко считает, что именно опыт работы в военном ателье помог ему понять многие детали при подготовке эскизов для силовых структур.
На тот момент герб Казахстана уже был утвержден, но его изображение было только графическим, применительно для печати. Образца на текстиле, как и объемного изображения, еще никто не создавал. Нам с помощницами пришлось изготавливать первый герб, экспериментировать, придумывать такую технологию, которая бы отличалась от существующих на тот момент в мире, чтобы боевое знамя было по своему технологическому исполнению уникальным, авторским и единственным в своем роде. Понятно, что все эти варианты приходилось согласовывать и утверждать с руководством . Права на ошибку просто не было. Если по простому, то совместили три технологии – шелкография, аппликация и вышивка разных типов, в комплекте с золотыми шнурами и позументами.поведал Ткаченко.
Получившееся вышитое изображение герба после утверждения можно было наносить на полотно боевого знамени. Оно по правилам двустороннее: с одной наносится род войск, название воинской части, с обратной стороны герб РК. Помимо полотна, знамя – это древко, бахрома, наконечник, ступица.
Все это предстояло создать. Каждый элемент должен был соответствовать утвержденным эскизам и описанию. Оттенок боевого знамени, по словам Андрея, выбрали наиболее подходящим к описанным в законах параметрам. Оставалось лишь, применяя технологию, нанести необходимую геральдику, надписи.
Нужно добавить, что до самого практического изготовления, параллельно менялись названия воинских частей и соединений, решался вопрос с их точным, безошибочным переводом на государственный язык.
В бывшем СССР производством знамен занималось закрытое специализированное предприятие под Москвой. Ткаченко же пришлось все делать с нуля. Все наши знамена изготавливались уже на Родине.
Технология для знаков отличия по родам войск, которая была выбрана 25 лет назад, позволяет «рисовать» на ткани все, вплоть до портрета, очень точно, детально. К тому же, изображения не стираются, не выгорают и практически могут многократно использоваться, что позволяет государству и военнослужащим экономить. Боюсь ошибиться, но думаю, что речь идет о суммах в десятки млн долларов ежегодно.отметил Ткаченко.
Позже он и его помощники разработают боевые знамена для пограничников, внутренних войск МВД, погоны для полицейских, железнодорожников, прокуроров, а также новые мантии для судей. На многие разработки получены патенты, но это уже другая история.
Андрей не стал оспаривать свои авторские права, участвовать в тендерах на массовое производство. Спустя время сохраненные опытные образцы Герба, знамен, погон, шевронов Андрей Ткаченко безвозмездно передал в музеи.
В рабочем кабинете Андрея на видном месте висят благодарственные письма, которые он с гордостью показывает своим детям. И это для него главная награда за проделанную работу.