С обретением независимости в Казахстане начался постепенный экономический рост. В короткое время страна из аутсайдера региона превратилась в экономического лидера в Центральной Азии и по макроэкономическим показателям, и по структурным реформам. Весь мир заговорил о новом экономическом чуде в Казахстане, и автор этого чуда - Первый Президент Нурсултан Назарбаев. Об этом и другом читайте в интервью эксперта Института мировой экономики и политики Магбата Спанова, сообщает Zakon.kz.
— Магбат Уарысбекович, на заре независимости вы работали в различных научно-аналитических центрах и наверняка сможете дать оценку стратегическим программам Первого Президента, которые принимались в то время.
— Мне посчастливилось быть в рабочей группе в 1992 году, когда под непосредственным руководством Нурсултана Назарбаева была разработана и принята первая судьбоносная для нашей страны программа «Стратегия развития Казахстана как суверенного и независимого государства». Эта стратегия действовала и реализовывалась в течение пяти лет.
Пять лет - это совсем маленький срок, но он включал в себя множество событий, которые многие страны проходили десятилетиями. Только одно перечисление задач, которые необходимо было решать в тот момент, может показать сложность их выполнения.
— Какие, например, задачи?
— Если взять внутреннюю экономику, то это переход от плановой к рыночной экономике с соответствующими издержками, так называемая «шоковая терапия». Это приватизация и внедрение частной собственности. Это отказ от неэффективных колхозов и совхозов и развитие фермерских хозяйств. Это выход из «рублевой зоны», введение собственной национальной валюты «тенге» и создание национальных финансовых институтов. Это переход от системы социальной защиты всего населения к системе социальной помощи, социально уязвимых групп, то есть людей с ограниченными возможностями, многодетных, пенсионеров и так далее.
Если взять внешнюю экономику, то это открытие границ и налаживание новых двухсторонних взаимовыгодных экономических связей с заинтересованными странами, вступление в признанные международные экономические организации с соблюдением их правил и требований. Наконец, это поиск и привлечение иностранных инвестиций для проведения экономических, структурных реформ и модернизации отраслей народного хозяйства.
Кстати, ВВП на душу населения в этот период достиг самой низкой точки за все годы независимости – $700 по официальному курсу.
Когда проводились эти изменения, в это же время в мировой экономике разразился финансовый кризис, а наши ближайшие соседи, с которыми наша экономика была тесно связана, объявляли дефолт по своим обязательствам. Это тоже негативно отразилось на нашей экономике.
Более того, в западных изданиях в тот период многими аналитиками, «мозговыми центрами» предсказывалось возможное исчезновение Казахстана с карты Центральной Азии как независимого государства в связи с возможными социальными, этническими конфликтами и экономическими проблемами.
Но мы смогли не только устоять, но и перейти к системному планированию.
— Что конкретно было сделано, чтобы выйти из этого кризиса?
— После обретения независимости перед молодым государством сразу возникло множество различных социальных и экономических проблем, которые пришлось решать быстро. Кроме создания национальных государственных институтов, на первый план вышли вопросы экономического развития и сохранения хозяйственных и экономических связей с постсоветскими республиками, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Инфляция в этот период достигла 2600%, безработными оказались около двух миллионов человек, из страны, по официальной статистике, выехало свыше трех миллионов человек.
Но самый главный вопрос состоял в том, что резко поменялись идеологические парадигмы.
Общество до этого в течение семидесяти лет привыкло к тому, что все вопросы в стране решались партией и государственными органами - экономика, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, жилье и многое другое. Население было в растерянности и панике.
Но новое руководство независимого Казахстана к решению этих вопросов сразу начало подходить системно. Несмотря на ошибки, трудности, отсутствие опыта, нехватку руководителей с рыночным мышлением, разорванные экономические связи, отсутствие финансовых резервов, страна неуклонно продолжала движение вперед.
И если первая стратегия делала упор на создание и укрепление государственных институтов, сохранение экономических связей, то во второй стратегии «Казахстан 2030», утвержденной в 1997 году, основной упор сфокусировался на макроэкономическом росте и развитии страны, повышении личного экономического благосостояния граждан Казахстана.
В то трудное время в условиях нехватки и ограниченных ресурсов Нурсултаном Назарбаевым была поставлена главная цель – войти в пятьдесят самых конкурентоспособных государств мира. Это был очень смелый и неординарный шаг – шаг с позиции силы и полной уверенности в том, что страна и общество справятся с экономическими, социальными и этническими вызовами.
Только сильный и уверенный в себе лидер, который доверяет собственному народу, мог так поступить, беря на себя полную ответственность за судьбу нового молодого государства и жизни миллионов людей.
Именно в этот период получило известность выражение Первого Президента – «Сначала экономика, потом политика», отражавшее суть экономических и политических реформ в Казахстане. То есть в первую очередь нужно было построить конкурентоспособную экономическую систему, создать рабочие места, решить социальные вопросы и проблему продовольственного обеспечения населения, а только потом переходить к политическим реформам.
— На чем основывалась эта идеологическая линия?
— Эта идеологическая линия появилась не на пустом месте, а исходила из изучения опыта наших приграничных соседей из постсоветских стран. Там много говорилось о демократии, политических реформах, но совсем ничего не делалось или делалось недостаточно в экономике, и как результат - социальные, экономические, этнические конфликты буквально их захлестнули, затормозив политическое и экономическое развитие и отбросив на много лет назад в социальном и общественном развитии.
Политические лидеры этих стран, используя дешевые популистские лозунги, боролись в основном за возможности распоряжаться собственностью, которая осталась после развала Советского Союза.
Казахстан пошел совершенно другим путем: вначале остановил экономический спад, провел базовые экономические реформы и только потом начал проводить внутриполитические реформы.
Время подтвердило правильность выбранного направления. С 1997 года в Казахстане начался постепенный экономический рост, а в начале нулевых он начал достигать двухзначных цифр. За несколько лет страна увеличила ВВП почти в четыре раза, и он достиг десяти тысяч долларов США на душу населения, золотовалютные резервы выросли до $90 млрд, увеличилась средняя продолжительность жизни, начался демографический рост населения. В целом, основные показатели «Стратегии – 2030» были достигнуты за пятнадцать лет вместо предполагаемых свыше тридцати.
В короткое время страна из аутсайдера региона превратилась в экономического лидера в Центральной Азии и по достижению макроэкономических показателей, и по проведению структурных реформ. Весь мир заговорил о новом экономическом чуде в Казахстане, и автор этого чуда – Первый Президент Нурсултан Назарбаев.
— А что нам делать сейчас, когда в мире бушуют экономический кризис, пандемия?
— Несмотря на очень непростую ситуацию, мы можем с определенным оптимизмом смотреть в будущее, так как с самого начала экономических реформ были предприняты шаги, которые помогут нейтрализовать негативные тенденции экономических кризисов, связанных с пандемией, и они уже играют важную роль в сохранении экономического потенциала и дальнейшего развития страны.
— Какие шаги вы бы выделили особо?
— Их достаточно много. Во-первых, стратегическая программа «Казахстан - 2050», главной целью которой является вхождение в число тридцати самых развитых стран мира. Основной упор в новой стратегии делается на качественную модернизацию экономики, развитие человеческого капитала и параллельно - на проведение политических реформ, связанных с развитием демократических политических институтов.
Во-вторых, программы по индустриально-инновационному развитию (структурная перестройка и модернизация промышленных отраслей).
В-третьих, формирование экономических институтов развития (государственная поддержка экономики и стратегических отраслей).
В-четвертых, создание Национального нефтяного фонда (Фонд будущих поколений и подушки финансовой безопасности страны во время постоянно возникающих мировых экономических кризисов для обеспечения макроэкономической стабильности).
В-пятых, передислокация столицы из Алматы в Астану (Нур-Султан). Город за этот период стал важным логистическим и экономическим центром Евразии, в том числе являясь центральным звеном нового Шелкового пути между Европой и Китаем.
Наконец, реализация программы «Болашак» – подготовка молодых кадров за рубежом в лучших университетах мира. Все больше и больше выпускников зарубежных вузов работает в народном хозяйстве, внедряя полученные в передовых странах знания.
Наш Первый Президент всегда держал руку на пульсе страны, он никогда не боялся напрямую встречаться с населением и не только на торжественных мероприятиях, но и с шахтерами и нефтяниками, с другими решительно настроенными группами, которые выдвигали различные требования и условия. А инвесторов, которые могли вкладывать и развивать экономику Казахстана, лично приглашал и ездил за ними по всему миру.
В итоге наша страна успешно преодолела все эти кризисы, у нас всегда была понятная стратегия развития, которая имела широкую социальную поддержку. Формула, предложенная Нурсултаном Назарбаевым, «Сначала экономика, а потом политика», стала не только основой достижения экономического успеха Казахстана в настоящем, но и залогом будущего развития нашей страны. Теперь самое главное — не растерять наследие Елбасы.