По данным Агентства по защите и развитию конкуренции на 10 декабря 2021 года, ценники на один литр АИ-92 в крупных сетях разных регионов республики выглядят так:
Нур-Султан – 178/182 тг;
Шымкент – 175/179 тг;
Алматы – 179/180 тг;
Акмолинская область – 182/183 тг;
Алматинская область – 180/181 тг;
Мангистауская область – 172/174 тг;
Атырауская область – 168/170 тг;
ЗКО – 172/174 тг;
Кызылорда – 178/179 тг;
ВКО – 177/180 тг;
СКО – 182/183 тг;
Павлодар – 178/179 тг;
Костанай – 177/182 тг;
Туркестан – 175/189 тг;
Карагандинская область – 180/182 тг;
Актобе – 172/174 тг;
Жамбылская область – 179/181 тг.
Фото: Zakon.kz
В Минэнерго на вопрос редакции, чем вызван рост цен на бензин, ответили, что «цены на нефтепродукты в Казахстане не регулируются. Они формируются самим рынком за счет спроса и предложения».
На запрос, как будет развиваться ситуация на топливном рынке в ближайшее время, в министерстве не ответили.
Фото: Zakon.kz
Цены будут расти. Автовладельцам и бизнесу нужно быть готовыми к этому. Эпоха дешевых энергоносителей в мире и Казахстане завершилась. Нужно переходить на более экономичные авто. С марта 2021 года в Казахстане внедрены биржевые торги нефтепродуктами, каждый желающий может пройти аккредитацию и участвовать в торгах, либо просматривать результаты торгов. Страна движется по пути рыночного ценообразования на нефтепродукты.Эксперт Олжас Байдильдинов
Эксперт также отметил, что в Казахстане бензин на внутренний рынок продают в убыток, его цена (АИ-92) должна быть выше 200 тенге.
Сейчас равновесная цена должна быть в районе 230-240 тенге за литр. Уже долгое время нефть на внутренний рынок продают по цене 20-25 долларов за баррель, что не просто в три-четыре раза ниже мировых цен, но и ниже фактической себестоимости добычи. Напомню, что среднеотраслевая себестоимость в РК выше 40 долларов за баррель. Это не может продолжаться бесконечно. Нефть, нефтепродукты – это такой же товар, как и все остальные, у которого есть своя себестоимость.Олжас Байдильдинов
Вместе тем эксперт заметил, что в стране продолжается теневой экспорт бензина, дизеля, сжиженного газа.
«Мы субсидируем экономику других стран. Ситуация непростая, выравнивание цен и рыночные механизмы ценообразования – единственный верный вариант, иначе мы каждый год будем сталкиваться с дефицитом того или иного нефтепродукта», – заключил Байдильдинов.
Эксперт также напомнил, что Казахстан входит в топ-10 стран мира с самым дешевым топливом.