В своих прогнозах эксперты особое внимание уделяют очень важным для всего мира аспектам. В их числе: продолжение борьбы с коронавирусом на фоне распространения нового штамма «омикрон», внутреннее противостояние американского истеблишмента в процессе подготовки к выборам в Конгресс, наращивание геополитических противоречий и недопониманий между коллективным Западом и Россией в условиях возможного конфликта на Юго-Востоке Украины, рост напряженности в отношениях между США и Китаем, ядерная сделка с Ираном, ситуация в Афганистане.
Пандемия может закончиться?
Многие издательства и международные аналитические центры склоняются к мнению, что 2022 год станет для пандемии КВИ последним, а сам вирус перейдет в категорию сезонных инфекционных болезней. Такой сценарий развития событий эксперты предполагают даже в условиях распространения нового штамма коронавируса «омикрон», о котором, по сути, пока толком ничего не известно.
Аналитики крупного финансового холдинга США JPMorgan Chase утверждают, что многим странам удалось разработать достаточно эффективные методы борьбы с коронавирусом, включая современные медицинские препараты, протоколы лечения и вакцины. Даже в случае появления новых штаммов ученые, используя свои наработки, смогут быстро реагировать на все изменения.
После появления штамма «омикрон» компании, выпускающие вакцину, приступили к разработке единого препарата, способного защищать человека от всех видов коронавируса. Полный цикл создания такой вакцины якобы может занять не более трех месяцев.
Аналитики издания Bloomberg считают, что окончательно победить коронавирус смогут только развивающиеся страны, имеющие сильную систему здравоохранения. По их мнению, новый штамм КВИ распространяется намного быстрее, чем его предшественники, при этом он не имеет высокой степени летальности и более мягко переносится человеком.
Специалисты Центра стратегических и международных исследований США (CSIS), ссылаясь на прогнозы МВФ, утверждают, что введение локдаунов в последнее время не приносит должного результата. Страны, до сих пор придерживающиеся политики полной изоляции, несмотря на вводимые тотальные ограничения, все равно сталкиваются со вспышками КВИ, при этом продолжают вредить собственной экономике.
Эксперты сходятся во мнении, что многие страны, и в первую очередь США, в 2022 году могут постепенно отказываться от введения повсеместных локдаунов и ограничений с целью восстановления экономических показателей.
Междоусобицы перед выборами в Конгресс
Согласно отчетам международной организации Freedom House, США в рейтинге глобальной свободы и демократии за последние несколько лет спустились на 11 пунктов. На это повлияли не только прошедшие в 2020 году президентские выборы с последующим захватом здания Конгресса недовольными их итогами, но и растущее противоречия между главными политическими конкурентами в государстве – представителями партий республиканцев и демократов.
По мнению экспертов Центра стратегии и безопасности им. Брента Скоукрофта Атлантического совета (американский аналитический центр) Мэтью Берроуза и Роберта А. Мэннинга, рост противоречий обусловлен тем, что большая часть представителей республиканской партии и ближайшие сторонники экс-президента Дональда Трампа не намерены мириться со сложившейся внутриполитической конъюнктурой.
Более того, они убеждены, что партия демократов для достижения своих целей игнорирует ранее установленные правила ведения честной и конкурентной внутриполитической борьбы. Свои чаяния республиканцы в основном связывают не только с прошедшими выборами в Конгресс и постоянными попытками демократов объявить импичмент экс-президенту Дональду Трампу, но и с возможными попытками фальсифицировать итоги президентских выборов.
Для достижения желаемого результата сторонники партии демократов, по мнению республиканцев и сторонников экс-президента США, в процессе всего периода нахождения у власти Трампа активно применяли политтехнологические приемы, которые ранее для сохранения внутриполитического паритета и баланса в Соединенных Штатах зачастую были под негласным запретом.
Утратив свои позиции, республиканцы в течение всего 2022 года могут активно готовиться к реваншу на предстоящих в ноябре следующего года выборах в Конгресс.
Аналитики многих изданий прогнозируют максимально ожесточенную внутриполитическую борьбу, в том числе с применением так называемых запрещенных приемов.
Такой сценарий может окончательно превратить две партии, находящиеся у власти в США, из политических конкурентов и оппонентов в настоящих врагов, что безусловно повлияет на рост внутриполитической напряженности в Соединенных Штатах. А нестабильная обстановка внутри США, учитывая их роль геополитического лидера на мировой арене, может негативно отразиться и на обстановке в государствах, являющихся их ближайшими союзниками и сателлитами.
Обстановка вокруг Донбасса
Ситуация вокруг Юго-Востока Украины остается напряженной и в 2022 году не перестанет быть актуальной. Внутри самой Украины действующая власть, учитывая факторы этой напряженности, продолжает готовиться к активным боевым действиям, но не с непризнанными республиками ЛНР и ДНР, а с Россией.
Ситуацию подогревает и коллективный Запад во главе с США, который под видом военной и политической помощи, пытаясь заставить Москву отказаться от якобы вооруженной авантюры, может сам спровоцировать конфликт.
В Кремле планы организовать наступательную операцию в соседнем государстве отрицают, но не исключают, что если Запад и Киев все-таки захотят устроить эскалацию конфликта на Донбассе, в стороне они не останутся. О чем недвусмысленно дал понять президент России во время ежегодной пресс-конференции.
Вместе с тем, как видят многие эксперты, полноценный вооруженный конфликт в Украине по целому ряду причин сейчас крайне невыгоден ни России, ни Соединенным Штатам. Главным политическим оппонентом, или, как его уже называют, «врагом» для Вашингтона является быстро развивающийся в экономическом и военном направлениях Китай.
Вовлечение России в конфликт на Юго-Востоке Украины заставит США включать санкционное и политическое давление на Москву, так как бездействие сильно ударит по и без того шатким позициям администрации Байдена, а с ней – и всех демократов.
При таком сценарии вынужденная реакция США только усилит кооперацию России и Китая, а это уж точно не входит планы Вашингтона. Именно поэтому многие эксперты считают, что России и США на предстоящем саммите Россия-НАТО, который может пройти сразу после новогодних каникул в январе 2022 года, удастся найти точки соприкосновения.
Исходя из складывающейся ситуации и нежелания в Вашингтоне серьезным образом усиливать Пекин, Москва может все-таки получить для себя гарантии отсутствия дальнейшего продвижения НАТО и исключить вероятность набора новых членов организации из числа стран бывшего СССР. По крайней мере, об этом могут договориться не публично, как это было в период урегулирования Карибского кризиса.
Возобновив переговорные форматы, Киев могут подтолкнуть к выполнению Минских соглашений или хотя бы на первых порах начать делать шаги в этом направлении.
Восстановив статус-кво, сам Байден может таким образом перед предстоящими выборами в Конгресс получить неплохой бонус в виде заметного повышения рейтингов, так как именно его администрации в этом случае может удастся предотвратить третью мировую войну.
Противостояние Орла и Дракона
Власти США, принимая различного рода резолюции и изменения в законодательство, постепенно подводят к тому, что очередная холодная война не за горами, главным противником в которой назначают Китай. Продвигая тематику холодной войны, в США преследуют цель не только объединить страну вокруг единой и общей идеи, но и нейтрализовать самого главного экономического конкурента.
Однако разрыв торговых связей между Западом и Китаем может дать обратный эффект, когда страдать будут именно союзники Вашингтона.
Более того, активизировав экономическую блокаду и внешнеполитическое противостояние с Пекином, США сами рискуют оказаться в западне, ведь многие американские компании всерьез зависят от КНР.
Учитывая свою относительную уязвимость, администрация Байдена особо не рискует идти на прямую и серьезную конфронтацию, однако от своей идеи отходить, вероятнее всего, не станет. Эксперты Центра стратегических и международных исследований США (CSIS) предполагают, что в 2022 году Вашингтон только усилит развернутую администрацией президента Трампа антикитайскую кампанию и продолжит активную проверку поступающих инвестиций в китайскую экономику со стороны американского бизнеса. Подобные действия следует ожидать и от союзников США, в числе которых Великобритания и Япония.
В течение 2022 года может быть активизирована и работа созданного ранее совета США-ЕС по вопросам взаимной торговли и технологиям, основной целью которого является уход стран Европы от зависимости от китайской продукции. По сути – простое замещение китайских товаров на продукцию, произведенную в США, ЕС и государствах-партнерах.
Аналитики CSIS не исключают активное сближение Запада с Индией, которая в ближайшее время при непосредственной помощи ЕС и США может превратиться в главного экономического и военного конкурента КНР в регионе.
В военном плане также не исключается активизация процесса сдерживания. Уже создан военный союз трех государств – США-Австралия-Великобритания. Проводятся мероприятия по поиску места размещения дополнительных военно-морских баз Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и в первую очередь – в непосредственной близости к Китаю.
Учитывая возникающий в Китае дефицит в энергоресурсах для восстановления производственных мощностей допандемийного периода, США рассматривают возможности организации экономического давления на его крупных поставщиков. В свою очередь Китай не собирается отсиживаться и уже вовсю демонстрирует, какими могут быть ответные меры.
Пекин дал четко понять, что готов на любую эскалацию вооруженного конфликта в Южно-Китайском море, итогом которого может стать молниеносная военная операция КНР в Тайване.
В плане экономических манипуляций яркой демонстрацией ответных мер стала сложившаяся ситуация с Литвой, которая никогда не являлась зависимым от Китая государством. Малозначительный товарооборот между странами изначально давал Вильнюсу видимые преимущества, поэтому в Литве и пошли на шаг объявления об установлении официальных дипломатических отношений с Тайванем.
Китай не стал напрямую оказывать воздействие на Литву, однако предпринятые меры ведут к тому, что Вильнюс в ближайшее время может потерять до 40% товарооборота с другими государствами и до 5 млрд евро чистой прибыли. Оказавшись под угрозой воздействия экономических санкций Поднебесной, международные компании просто перестали использовать главный транспортный узел Литвы – Клайпедский порт.
Иранская ядерная сделка
Администрация президента США Джо Байдена была бы не против на фоне своего провала с поспешным выводом войск из Афганистана и прихода к власти боевиков движения «Талибан» заключить новую ядерную сделку с Ираном. Тем более что ЕС также выступал за активизацию подобных переговоров. Стоит отметить, что Вашингтон не изменил бы своих намерений, даже несмотря на более жесткие требования Тегерана в обмен на сворачивание проектов по обогащению урана.
Вместе с тем факт заключения новой сделки с Ираном, по мнению аналитиков Центра стратегии и безопасности им. Брента Скоукрофта Атлантического совета, с каждым днем становится все более маловероятным. Это объясняется тем, что на фоне занятой выжидательной и нерешительной позиции со стороны Вашингтона наблюдается рост напряженности между Израилем и Ираном.
Израиль, учитывая факторы активного развития иранской ядерной программы, увеличил количество кибер-атак на иранские объекты. Такое поведение израильской стороны заставляет Иран вести себя более агрессивно, что влечет за собой соответствующие ответные меры.
Израиль, имеющий серьезное лобби в Конгрессе Соединенных Штатов, пытается оказать прямое воздействие на администрацию Джо Байдена и требует задействовать более жесткие меры оказания давления на новые власти в Тегеране. В их число входит не только экономическое воздействие, но и фактор силового принуждения.
Учитывая шаткое политическое положение администрации Джо Байдена, да и всех демократов в целом, США могут пойти на поводу у Израиля, а это значит, что прорывных решений в плане формирования новой ядерной сделки в 2022 году можно не ожидать.
Будущее Афганистана
В начале 2022 года Афганистан может столкнуться с серьезным продовольственным кризисом. Такое мнение высказывают эксперты Всемирной продовольственной программы ООН, которые также утверждают, что ввиду сложившихся обстоятельств после вывода войск сил международной коалиции и прихода к власти движения «Талибан» оказывать гуманитарную помощь Афганистану фактически не представляется возможным.
Из-за действующих международных запретов и сформировавшейся хаотичной финансовой системы международные экономические институты, включая Всемирный Банк, не могут оказывать и прямую финансовую поддержку афганскому народу. Заморозка финансовых активов Афганистана со стороны Соединенных Штатов и вовсе может привести к краху всей банковской системы государства.
Из-за отсутствия финансовых средств и продовольственного кризиса пришедшие к власти в Афганистане талибы не смогут полноценно сформировать и содержать в боеготовности силовой блок. Таким сценарием развития событий могут воспользоваться более радикальные группировки боевиков, у которых, судя по всему, с финансовой составляющей дела обстоят лучше, чем у талибов.
По информации ряда экспертов, организация ИГИЛ после прихода к власти в Афганистане движения «Талибан» всерьез занялась рекрутингом, где главным мотивом в привлечении на свою сторону боевиков является как раз хорошее, по нынешним меркам в государстве, бесперебойное финансирование.
Кроме того, согласно прогнозам ООН, в 2022 году стоит ожидать увеличения потоков афганских беженцев. Сейчас, по данным Организации Объединенных Наций, на территории Ирана находится около 2,6 млн человек, свыше 3,5 млн расположились в Пакистане и, судя по всему, это не конечная их точка пребывания, так как все беженцы так или иначе стремятся в Европу.
Все это может означать, что, помимо роста террористической угрозы от Афганистана в 2022 году, стоит опасаться и миграционного кризиса.