Мастер домбры: священный инструмент – гордость и бренд нации

В канун Наурыза корреспондент Zakon.kz поговорил с мастером о секретах национального музыкального инструмента – домбры и принципах ее изготовления.

– Как только переступаешь порог мастерской по изготовлению домбры, возникает вопрос – должен ли инструментальный мастер разбираться в музыке?

– Конечно, он должен понимать музыку. Если студент заинтересован в изготовлении музыкального инструмента, мы нанимаем специального преподавателя для обучения его музыке.

Фото: Zakon.kz

– По какой технологии изготавливают домбру? Все ли мастера в Казахстане используют один и тот же метод?

– В нашей стране существуют две разные технологии изготовления домбры. Одной из них является технология, разработанная Ахметом Жубановым, которая восходит к тому времени. Второй метод используется в школе Жолаушы Абулгазиновича. Он является человеком, создавшим свою школу домбрового дела. Сейчас он на пенсии. Обе технологии, о которых я говорю, используются для создания звука домбры. А технология постройки инструмента всего одна.

Фото: Zakon.kz

–  Сколько примерно времени уходит на изготовление домбры и сколько этапов включает в себя этот процесс?

–  Чтобы сделать хорошую домбру, нужно не менее 20 дней. Подготовка древесины и получение звука занимает много времени. А если принять во внимание еще и сушку древесины, то на изготовление домбры уходит 4-5 лет. Значительная часть работы зависит от времени высыхания инструментальной древесины. Что касается музыкальных инструментов, то древесина должна сохнуть в тени в течение 4-5 лет при умеренной температуре. А также она должна постоять некоторое время после высыхания.

Фото: Zakon.kz

– Какое дерево используется для изготовления домбры?

– Наши инструменты сделаны из отечественной древесины. Используются кокшетауская и павлодарская береза, восточная сосна, тянь-шаньская ель. Тянь-шанская ель считается ценным деревом с высокой акустикой. По всему миру для создания инструментов берут древесину с гор Тянь-Шаня. Деревья, растущие на самой высокой точке Тянь-Шаня, очень плотные. Потому что такая ель не видит жары, она растет только в холоде. Из-за холода дерево растет очень медленно и густо. К тому же в такой ели очень мало желтой смолы. Смола обычно содержится в растениях, которые растут как в жарком, так и в холодном климате. Также есть заграничные красные и коричневые деревья, которые используются для изготовления музыкальных инструментов. Например, канадский клен можно использовать для изготовления задней части домбры.

Фото: Zakon.kz

– На что вы обращаете внимание при изготовлении домбры?

– Работа начинается с выбора и подготовки древесины. Если специалист хороший и умеет правильно выбирать древесину, результат будет неплохим. Дальше значительная часть работы зависит от опыта мастера. А опыт — это то, что приходит постепенно с упорным трудом. Физическая сила мастера также важна при изготовлении инструмента. Считается, что люди среднего возраста делают более качественные инструменты.

Фото: Zakon.kz

Развитие навыков по изготовлению домбры идет медленно из-за отсутствия учебных заведений, обучающих специальному инструментальному делу. Есть талантливые люди, но они трудятся в других областях. Для популяризации искусства изготовления инструментов нужны специалисты и образовательные учреждения, обучающие этому делу. Потому что даже одному человеку не хватит жизни на изучение одного инструмента.

– Почему стоимость новых инструментов так сильно различается? С чем это связано?

– Мы получаем очень низкокачественную и дешевую домбру с границ Монголии и Кыргызстана. В нашу страну ее завозят по цене не более тысячи тенге, а затем продают оптом. Это настоящее издевательство над казахской культурой и искусством. Это ограничивает развитие отечественного производства домбры. Конечно, и материал, и звук некачественные, потому что продаются дешево. А те, кто незнаком с музыкой, не замечают, что звук инструмента настолько плохой.

Фото: Zakon.kz

– Каков спрос на национальный инструмент?

– Домбра всегда пользуется большим спросом. Спрос на музыкальные инструменты есть всегда. Потому что у него есть исполнитель. Причем у нас развит не только жанр кюя, но и жанр песни. Каждый из жанров делится на несколько видов. Почти все исполняются под аккомпанемент нашей домбры и кобыза.

Фото: Zakon.kz

– Как ухаживать за инструментом после покупки?

– Его следует беречь от тепла и влаги, а особенно – от солнечных лучей. Следует хранить в сухом месте при постоянной температуре. Домбра прослужит долгие годы, если вы будете уделять ей внимание. Если на инструменте играют, то качество улучшается. И наоборот – если его не используют, он теряет звук.

Фото: Zakon.kz

– Кадыр Мырза-Али сказал: «Настоящий казах — не казах, настоящий казах — домбра». Как вы думаете, что означает эта фраза?

– У каждой нации есть бренд. Домбра – это казахский бренд. Первый музыкальный инструмент, который показывает, что мы казахи, – это домбра. Наша домбра – это бесценный атрибут казахского народа.

Фото: Zakon.kz

Интересное
Следите за новостями zakon.kz в: