А в 1998 году папой Иоанном Павлом II этот день был приурочен к дню преставления святого Исидора Севильского, католического покровителя учеников и студентов, автора энциклопедии "Etymologiae" в 20 томах.
За годы существования Интернета в виртуальную жизнь перешли многие социальные институты. Не так давно в Сеть пошла и церковь.
О роли Интернета и соцсетей в религии и о роли религии в Интернете мы решили поговорить с иеромонахом Варсонофием, настоятелем Храма Архангела Михаила села Тургень, Алматинской области.
Фото со страницы отца Варсонофия
Иеромонах Варсонофий уже почти два года ведет собственные странички в соцсетях и имеет уже значительную аудиторию более в сотни тысяч подписчиков. Только в Instagram его виртуальная паства насчитывает 113 тыс. человек.
"Сегодня такая жизнь, что без соцсетей не обойтись. Например, в ТikTok на наши ролики наиболее хорошо реагируют подписчики. Социальные сети хорошо восполняют дефицит общения, к тому же дают возможность пообщаться со многими людьми, что не получается в реальной жизни. Мы пытались в свое время организовать живую встречу – в определенном месте, в назначенное время. Но пришло двое-трое человек, причем один из них задал мне настолько личный вопрос, что его нельзя было выносить на всеобщее обсуждение. Его вопрос касался семейных отношений, по сути не вопрос, а исповедь. И такие вещи обсуждаются с глазу на глаз. Это тайна, тебя никто не должен слышать. А в соцсетях легко спрятаться за ник, придумать себе псевдоним и задать священнику очень личный вопрос, сохранить анонимность". Иеромонах Варсонофий
Фото со страницы отца Варсонофия
– Вам комфортно общаться с аудиторией в формате ТikTok, Instagram?
– ТikTok мне с самого начала резко не понравился. Лента полна матов, это вообще беда соцсетей. Причем бывают хорошие ролики, с удовольствием смотришь, а потом вдруг герой произносит эти нецензурные слова. И я бы мог переслать ролик своим подписчикам, друзьям, если бы не отборный мат в этом видео. Когда я начал работать в ТikTok, мне он представился дном, там можно было увидеть все, что не попадя. Мне даже сделали замечание: "Батюшка, куда ты полез, в каком болоте ты оказался?" На эти вопросы я ответил так: "Если это дно, то давайте опустимся на это дно, а затем поднимем его к поверхности. Пусть наша информация будет отличаться от той, сомнительного качества, что есть в ТikTok". И я призывал идти в соцсети священников, потому что их там должно быть больше.
– Какие самые популярные вопросы вам задают, что больше всего тревожит и волнует людей?
– Один из таких вопросов: "Если мы покинем этот мир, то встретимся ли со своей половинкой на том свете?" И в этом видео с моим ответом было четыре миллиона четыреста тысяч просмотров! Я был поражен. В ТikTok я привел пример Караченцева, популярного актера, Царствие ему небесное. Когда артист очнулся после случившейся автомобильной катастрофы, первое, что сказал он своей жене, что они должны повенчаться, иначе не встретятся в ином мире после ухода из жизни. После венчания шансы встретиться увеличиваются. Потому что венчание – это таинство, во время которого брак между мужем и женой благословляет Господь.
– А о каких иных нюансах церкви спрашивают люди?
– Один из последних: "Мы с мужем были повенчаны, а он ушел к другой женщине. Что делать и как быть?" Видео с ответом на этот вопрос получило два миллиона семьсот тысяч просмотров. То есть людей интересуют вопросы семьи, воспитания детей. Спрашивают, как именно нужно исповедоваться и причащаться: "Расскажите для чайников, как следует причащаться?" Или недавно женщина рассказала о том, что у нее трое крестников, и спросила, может ли она быть крестницей еще одного ребенка? Конечно, может. Все равно, что спросить: "У меня трое детей, могу ли я родить четвертого?" И вот эти самые простые вещи нужно освещать.
Фото со страницы отца Варсонофия
– Большие просмотры были у видео с заявлением одного человека: "Я врач, и не люблю свою работу". Ведь ситуация очень распространенная, когда люди не любят свою работу, профессию, но годами ею занимаются. Как вы комментируете такие признания?
– Нужно пересмотреть отношение к работе. Врач или священник, учитель, не любящие свою работу, по сути, калечат людей – пациентов, прихожан, учеников – наносят физический и духовный вред. Подобные вопросы постеснялись бы задать священнику лично, стыдятся, испытывают неловкость. А в соцсетях можно спокойно спросить и получить развернутый ответ. И таких вопросов масса.
– Обращались ли к вам с такими вопросами: "Я – гей. Как мне быть?" И были вопросы, которые бы вас шокировали?
– Не могу вспомнить вопросы, которые бы шокировали меня. Не знаю, чем можно меня удивить, потрясти. Но если бы обратились по поводу своей сексуальной ориентации, мне бы пришлось сослаться на Библию, где есть несколько текстов по этому поводу. И все их знают.
– Впервые вы стали общаться с людьми онлайн во время карантина в условиях пандемии ковид, когда не было возможности жителям села Тургень посещать Храм Архангела Михаила. Это была ваша инициатива?
– У нас есть человек, который сам предложил такую форму общения. Он организовал онлайн-общение во время пандемии и продолжает помогать мне в настоящее время. Сам бы я не решился на такой формат, потому что это объемная работа, требующая много времени. И когда мне Общественный благотворительный фонд USPEvo предложил вести странички в соцсетях, я выдвинул условие, чтобы у меня был помощник. У меня есть великолепная помощница, сотрудница фонда, которая этим трудоемким организационным процессом и занимается. Она обрабатывает все материалы, привлекла профессионального фотографа, приглашает собеседников. И я зову наших замечательных священников следовать моему примеру. Им только нужно преодолеть смущение, предубеждение.
Фото со страницы отца Варсонофия
– А есть самая простая и короткая молитва? Кстати, один священник рекомендовал вместо мата употреблять слова молитвы.
– Есть такая короткая и сильная молитва – "Господи, спаси! Господи, помилуй!" Надо выработать в себе такую привычку. Вот подрезал тебя кто-то на дороге, скажи "Господи, спаси и помилуй его, видать, торопится человек". В свое время я часто бывал в горах. Мы в компьютерах не сидели, гаджетов в ту пору не было. Я готовился, программировал себя на правильные действия в любой ситуации, чтобы отпрыгнуть от падающих камней, не сломать ногу, сгруппироваться и так далее. Закладывал в подсознание правильное поведение в горах. Так и сейчас, нужно людям в собственном подсознании запретить себе употреблять матерные слова, и мат не будет вырываться сам собой.
– Продолжается Великий пост, его придерживаются не только верующие. Но подчас люди сосредоточены на постных рецептах, упуская духовную составляющую поста. Каковы простые духовные практики, которых следует придерживаться в эти дни?
– Еще старец Амвросий Оптинский сказал: "Не обижай, не обижайся, и всем мое почтение". То есть не злословь, не сплетничай, не говори дурных слов. И, конечно же, нам категорически запрещено обижаться. В молитве "Отче наш" говорится: "И прости долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". Долги – это не деньги, которые у тебя заняли и не отдали. Под долгами подразумеваются грехи. То есть – прости мне грехи, как я прощаю другим грехи их. Кто-то тебя обидел, молись, проси, чтобы Господь простил ему этот грех и помиловал его. И тут же проси, чтобы и твои грехи простил и помиловал тебя. Формула простая.
Галина Галкина