Ливия, Турция, Греция, Китай, Бразилия – все эти страны пострадали от разгула стихии в последнее время.
Между тем штормовые ситуации с проливными дождями характерны и для Казахстана, особенно осенью. Но готовы ли мы им противостоять?
Петропавловск
Недавно с последствиями ливня боролись жители Петропавловска. Под атаку, помимо горожан и их жилищ, попал городской акимат – тот, правда, стал жертвой не стихии, а жалоб со стороны населения. Оно и немудрено: протекшие крыши домов, бессонная ночь лавирования с ведрами посреди потопа, сырые стены, замкнувшая проводка…
Материал по теме
Да и это еще не все. На одной из магистралей в микрорайоне Жас Оркен не успели закончить ремонт ливневой канализации к "часу Х". Как результат – обыкновенные канализационные люки начали извергать свое содержимое прямо на проезжую часть.
Запомните словосочетание "ливневая канализация". Оно еще не раз "всплывет" в материале.
Столицу дождь накрыл в июне, причем не один, а в сопровождении града. Улицы ушли под воду, закаленные астанчане запечатлевали "теплые" летние осадки на камеру. Но это были еще "цветочки", пусть и ледяные.
"Ягодки" повалились на головы местных в августе, когда лужи после ливня оказались такой глубины, что заливали водой салоны автобусов вкупе с ногами их пассажиров.
Акимат задействовал 100 единиц техники, бросился чистить коллекторы и дождеприемники, откачивать жижу – словом, лишать народ необходимости разживаться надувными лодками.
В официальных сообщениях упоминались и ливневые канализации: в 2023 году планировалось построить 2,5 км магистральных сетей для отвода поверхностных стоков.
Вволю помучив северную столицу, стихия "переключилась" на южную – в Алматы залило несколько участков дорог в Алмалинском и Наурызбайском районах. Подтопление оперативно ликвидировали и отчитались:
"Отмечается, что кратковременные подтопления в Алмалинском районе произошли ввиду проводимых на участке дорожно-ремонтных работ и временным отсутствием водоотводных отверстий бордюров, которые в свою очередь будут пропускать дождевые воды в арычные сети. После завершения ремонтных работ будут произведены отверстия бордюров".
Однако не прошло и пары дней, как со дна городских морей снова постучали – в плавание отправилась Караганда.
К слову, об арычных сетях. В 2020 году Urban Forum Kazakhstan предложил вовсе отказаться от алматинских арыков как "ливневки" по причине того, что они с этой задачей попросту не справляются. Одним из аргументов также явилась небезопасность арыков при переходе улицы. Утверждение, имеющее печальную предысторию: в 2017 году, пытаясь перепрыгнуть разлившуюся в желобе реку, молодая девушка поскользнулась, упала, и поток унес ее в трубу под дорогой. Очевидцы не успели ее спасти.
Но это дискуссии. За разъяснением, как конкретно власти борются с проблемой подтоплений, мы обратились в акиматы Астаны и Алматы.
В первом нам ответили, что организацией Elorda eco system на ежедневной основе ведутся соответствующие мероприятия в целях обеспечения отвода поверхностных стоков: прочистка коллекторов и дождеприемников, пропарка труб, откачка вод. Также ведется строительство систем ливневой канализации и очистных сооружений.
Материал по теме
"Проведение данных мероприятий позволило решить проблему с подтоплениями на более 200 проблемных участках. К примеру, ранее, с 2019 года, проведены работы по строительству магистральных сетей ливневой канализации протяженностью 20 км и четырех комплексов очистных сооружений в микрорайоне Молодежный, в районе Логистического центра по шоссе Алаш, в районе улицы Кудайбердиулы, в ЖМ "Тельмана" и др. Реализация данных проектов позволила увеличить площадь водосбора в данных районах в два раза и обеспечить отвод поверхностных вод с улиц Ташенова, Бараева, Валиханова, Пушкина, Иманбаева, пр. Республики, Кудайбердиулы. В 2023 году планируется построить 2,5 км магистральных сетей ливневой канализации для отвода поверхностных стоков. Работы по строительству и расширению мощности ливневых канализаций и очистных сооружений акиматом города проводятся на системном уровне".
Во втором уведомили, что на сегодня протяженность арычной сети в Алматы составляет 1525 км, а также перечислили факторы подтоплениий. Среди них:
- существующая арычная сеть местами не закольцована;
- отсутствуют соединения с водоотводными коллекторами, имеются участки с противоуклоном, что препятствует нормальному стоку дождевых и талых вод;
- имеющиеся коллекторы долгие годы оставались без надлежащего содержания;
- не проводился ни текущий ремонт, ни реконструкция, ни подключение к коллекторам арычных сетей.
Для решения вопроса городское начальство разработало проектно-сметную документацию по реконструкции 276 км существующих арычных сетей и строительству новых 100 км арыков по трем основным направлениям.
"В Алматы всегда был хороший дренаж, даже после сильного ливня лужи исчезали буквально в течение часа. Там, где расположены скверы, зеленые зоны, газоны, вода дренирует в почву и подтоплений не образуется. Однако сейчас в городе становится все меньше открытых, не заасфальтированных участков, впитывающих воду. Город интенсивно застраивается, при этом строительство новых арычных сетей практически не ведется. В связи с тем, что в верхних частях города ранее открытые участки заасфальтированы, талая и дождевая вода стекает вниз, вызывая подтопления нижних районов", – сообщили в акимате.
Также, по данным пресс-службы, многие логи и овраги, ранее принимавшие и пропускавшие большие объемы ливневых вод, в настоящее время самовольно засыпаны, застроены. В то же время у арычной сети есть запланированная пропускная способность, она не может принять воды больше, чем изначально спроектировано.
Трудностей добавило и засорение переходов под магистралями при обильных осадках. В планах акимата создать специализированный гидроучасток, который можно будет оснастить необходимой техникой для быстрого реагирования на возникшие участки подтоплений и ликвидации причин.
"Весной прошлого года аким Алматы Ерболат Досаев дал поручение провести инвентаризацию арычной сети и соответствующую работу по ликвидации участков подтопления. По результатам обследования, на территории города было выявлено 102 наиболее часто подтопляемых участка, в том числе 56 наиболее критических и 46 с высокой степенью риска".
Отмечается, что в 2022-2023 годах в целях оперативной ликвидации подтопления на 56 наиболее критических участках завершены строительно-монтажные работы, в ходе которых возникла необходимость восстановления коллекторов и ливневой канализации. На данных участках завершено восстановление существующих 13 коллекторов и трех каналов, проведено строительство дополнительных шести коллекторов и пяти каналов.
"Ликвидация подтоплений на оставшихся 46 участках ведется в рамках действующих проектов по строительству и реконструкции арычных сетей. На сегодня завершены работы на 21 участке, оставшиеся 25 участков планируется завершить до конца текущего года".
В рамках ликвидации участков подтоплений коллекторы диаметром 500 см были заменены на коллекторы диаметром 1000 см, что также позволило улучшить ситуацию за счет увеличения пропускной способности, увтерждают в акимате.
Иными словами, "яблочный город" остался при своем – при арыках.