Жители Семея, стоявшие у истоков антиядерного движения, были свидетелями последствий ядерных испытаний. Корреспондент Zakon.kz выслушал воспоминания очевидцев.
Почему для создания ядерного щита огромной страны выбрали именно степи Семипалатинской области – на этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа. Главное требование - безопасность - было соблюдено только с географической и геологической точек зрения. А вот безопасность людей, проживавших по периметру испытательной площадки, задвинули в дальний угол. В результате миллионы человек стали "подопытными кроликами" в результате гонки вооружений. За 10 лет продолжительность человеческой жизни в прилегающих регионах сократилась на 4 года. А онкологические патологии оказались в топе по заболеваемости.
Фото: Zakon.kz/Бану Алиева
До середины 80-х годов казахстанцы не понимали, что за лаборатория развернулась в степях, на родине Абая и Шакарима. Но слухи и вырванная из зарубежных газет информация об испытаниях и загадочных землетрясениях, которые происходят не в типичном для этого регионе, стали повсеместно вызывать народное недовольство. Было произведено почти 500 взрывов. Но тот подземный, мощностью 70 килотонн от 12 февраля 1989 года, стал решающим.
В обычном штатном режиме инженеры направляли "ядерный гриб" в сторону сельских районов, где живет не так много людей: отводили от города. Но в тот день прямо перед запуском ядерного механизма ветер сменил направление. В результате радиационное облако двинулось в сторону областного центра с населением в 300 тысяч человек, минуя Курчатов. Выхлоп, состоящий из миллиардов опасных изотопов, накрыл Семей и ряд близлежащих районов. А из щелей, которые образовались на поверхности земли, несколько дней шло истечение радиоактивных газов.
Фото: Zakon.kz/Бану Алиева
Через пять дней, 17 февраля, экологическая катастрофа повторилась снова. Повышение радиоактивного фона достигло небывалой отметки в 4 тысячи микрорентген в час при естественном фоне в 20 микрорентген.
Испытатели не оставили выбора населению, заряженному обманом и радиацией. Это стало мощнейшим толчком к размышлениям о том, чем действительно являются испытания, и какой вред ядерные взрывы приносят экологии и здоровью.
"27 февраля Олжас Сулейменов, который планировал баллотироваться в депутаты, должен был выступить с предвыборной речью. Вместо этого он рассказал на всю страну о реалиях ядерного полигона. В тот день он призвал алматинцев приходить к зданию Союза писателей, который он тогда возглавлял. На следующий день тысячи жителей южной столицы собрались в назначенном месте. Это было историческое событие. В тот момент было объявлено рождение международного антиядерного движения (МАД) "Невада-Семей". Тогда его целью было остановить ядерные испытания. Сейчас - социальная реабилитация населения и закрытие всех ядерных полигонов мира. На тот момент полигоны действовали в пяти странах – это СССР, Англия, Франция, Китай и США. А символом движения была раскрытая ладонь - нам нужно было сложить все пять пальцев, сложить оружие пяти держав. На сегодня закрыт только Семипалатинский полигон. А за последние годы испытательные площадки появились еще в Индии, Пакистане и Северной Корее. Но, тем не менее, мы рады и горды тем, что казахстанский безъядерный путь изучается во всем мире", - рассказал вице-президент МАД "Невада-Семей" Султан Картоев во время встречи со студентами по случаю юбилейной даты.
Султан Омарович часто делится воспоминаниями с молодежью. А студенты и школьники, молодые специалисты и "восьмидесятники", которые в дни последних взрывов были еще детьми, искренне удивляются тому, как жили их родители и деды, что видели и чего не знали их ровесники в разные годы испытаний.
"Это было испытание казахстанского народа на прочность. После каждого ядерного взрыва дома шатались, особенно пятиэтажки, посуда падала со шкафов, люстра "танцевала". И практически в каждой семье всегда было наготове как минимум две сумки: в одной была одежда, во второй - продукты. Начинается взрыв, берем детей, выходим на улицу и наблюдаем, как начинает "танцевать" дом. Вот такая морально-психологическая ситуация была в то время в Семипалатинском регионе", - вспоминает Султан Омарович.
Фото: Zakon.kz/Бану Алиева
Семипалатинский полигон стал первым ядерным полигоном в мире. А движение "Невада-Семей" - первым общественной организацией в Казахстане. Движение был зарегистрировано под номером "0001".
Через два года после создания советской испытательной площадки размером в 18,5 тыс. кв. км, в 1951 году, в штате Невада (США) открылась вторая подобная площадка в мире. Первый взрыв здесь осуществили 27 января 1951 года. Правда, его территория была в пять раз меньше - 3,5 тыс кв. км, а количество взрывов, которые там удалось осуществить - 928, в основном это были подземные испытания.
На Семипалатинском полигоне произвели 468 взрывов разной мощности. При этом наземных испытаний, которые хуже всего повлияли на здоровье и экологию, насчитывалось 200. В степях Америки таких снарядов было сдетонировано вдвое меньше.
"В Неваде раньше задумались о вреде наземных испытаний, о том, что они губят не только экологию, но и здоровье, жизни людей, которые населяют эту территорию", - рассказала сотрудник библиотеки имени Абая Рахиля Адикаева, которая собрала на юбилейной встрече ветеранов легендарного движения и будущих врачей. – Когда в Казахстане люди стали высказывать свое недовольство, то это были не молчаливые митинги. Люди скандировали, требовали закрыть полигон. Все это вылилось в основание движения "Невада-Семей", которое сразу же устроило международную, широкомасштабную акцию. И не зря на символе движения коренной житель американского штата Невада, индеец, передает трубку мира казахскому аксакалу. Эта акция нашла поддержку на всей земле".
Участник движения Болат Серикбаев с первых дней организации - в рядах антиядерного движения. Родился и вырос в Абайском районе. В 70-е и 80-е годы лицезрел все ужасы испытаний и последствия ядерно-военного прогресса. Он работал врачом. Трудился в непосредственной близости от испытательной площадки. Жертвы испытаний круглый год приходили к нему за медицинской помощью. А сам он выступал в митингах, как и его единомышленники, требуя запретить дальнейшие испытания.
"После роковых февральских взрывов и основания движения "Невада-Семей" руководство проекта по разработке ядерного оружия просило дать разрешение еще на 11 взрывов. Наше движение было против. В селе Караул, которое располагалось близко к основной площадке, прошел несанкционированный митинг. Там мы требовали запретить дальнейшие испытания. И мы этого добились. Из 11-ти было произведено только 4 взрыва. Через 5 дней мне пришло письмо из прокуратуры о том, что я нарушаю Закон СССР и Казахской ССР, а 12 августа органы КГБ беседовали со мной. Год был решающим. Он определил дальнейшие развитие событий. В 2024 году исполняется 35 лет движению "Невада-Семей" и 33 года Независимости Казахстана. Два этих явления неотделимы друг от друга. Закрытие полигона было предвестником независимости. Это трехгодичное противостояние центру принесло свои плоды", - поделился своим мнением во время встречи представитель МАД "Невада-Семей" Болат Серикбаев.
Фото: Zakon.kz/Бану Алиева
Главная цель движения "Невада-Семей" была достигнута в первый же год его основания - на испытания наложили мораторий, ядерная эпоха, длившаяся 40 лет, закончилась. Казахстанские степи замолчали.
Но остается целый список нерешенных вопросов, которым десятки лет. Главные из них – это социальная реабилитация населения: компенсации, лечение, рабочие места и особый статус для пострадавших от воздействий ионизирующего излучения.
"29 августа – это день первых испытаний и день закрытия ядерного полигона. ООН объявила эту дату Международным днем против ядерных действий. Это праздник, который возник благодаря казахстанцам, его отмечает весь мир. Вторая важная инициатива - это движение "Невада-Семей", которое возникло 28 февраля. Это важный памятный день для всех нас. Мы рано или поздно уйдем, и кто-то должен продолжать эту идею. В рамках этой эстафеты мира мы, представители движения, передаем эти знания вам, и эту идею. В Казахстане не должно быть людей, страдающих от последствий полигона. И мы все должны над этим работать", - высказал свою надежду Султан Картоев.
На сегодня десятки отделений международного антиядерного движения "Невада-Семей" созданы в разных странах. В их составе – миллионы человек. По всему миру, и, в частности, в нашей стране, ежегодно проходят форумы, конгрессы и конференции, во время которых пристальное внимание уделяют казахстанскому опыту безъядерного мира.