От жвачки Love is до Эйфелевой башни: история любви паралимпийца из Кокшетау

Фото: Zakon.kz/Асель Турар
Еркин Габбасов – спортсмен из Кокшетау, завоевавший для Казахстана "серебро" в соревнованиях по стрельбе из винтовки на недавно прошедшей Паралимпиаде в Париже. Выиграв лицензию на Паралимпийские игры, талантливый стрелок наотрез отказался лететь во Францию без жены, сообщает Zakon.kz.

Узнать, в какой из квартир на первом этаже живут Габбасовы, несложно: перед дверью стоит инвалидная коляска. Первое, что бросается в глаза, стоит лишь переступить порог, – идеальный, словно в музее, порядок. Безупречный уют. Супруга Шынар объясняет: вот уже много лет именно с этого для нее лично начинается порядок в их непростой жизни.

Фото: Zakon.kz/Асель Турар

Посвятил выступление памяти отца

После выступления на Паралимпиаде в Казахстане Еркина встречали, как героя. 40-летний спортсмен стал вторым в пулевой стрельбе. Что чувствовал на пьедестале? И счастье, и легкую, неясную боль. Знакомую, наверно, всем, кто был в шаге от "золота". 

Фото: из личного архива семьи Габбасовых

"Было немного не по себе. Мечтал поднять флаг своей страны. Но задачу я ставил войти в тройку победителей. Порадовать земляков, особенно родной маленький аул Караозек. И посвятить свою медаль памяти отца. Я это сделал, и это моя первая Паралимпиада. Так что был счастлив, но этот корейский флаг…", – шутя, с улыбкой делится спортсмен, вспоминая, как уступил первое место спортсмену из Южной Кореи.

Фото: Zakon.kz/Асель Турар

Подарков Габбасов, как и другие чемпионы-паралимпийцы, удостоился немало. Двухкомнатная квартира, сертификат на 20 млн тенге, грант на обучение в вузе сына. Еще и ипотеку закрыли. Одним словом, на Родине встретили достойно. 

Фото: из личного архива семьи Габбасовых

Вспоминает мужчина и тот роковой день, когда 18 лет назад работал на стройке в ночную смену, когда сорвался с 12 этажа.

"Залез на колонну, чтобы зацепить кран и отправить вниз. Сделал. Когда стал подниматься на вторую колонну, она оказалась открытой – может, дневная смена открыла. Падая, помню, как старался максимально собраться в полете, обхватил руками колени. Держался мыслью за смутную надежду: вдруг сон, ведь такое часто со мной бывало. Как приземлился, не помню. Придя в себя, понял, что про меня еще не знают. Терял сознание и возвращался. Звал охранников – прибежали, вызвали скорую", – вспоминает мужчина.

Шынар обращает внимание на некоторые неслучайные детали. Несчастье с Еркином произошло 24 апреля – аккурат в день ее рождения. У казахов есть сакральное понятие "мүшел жас", так вот, она выходила из рокового возрастного рубежа, а Еркин только в него вступил. В тот вечер муж хотел остаться дома, но она настояла не отпрашиваться. Накануне Еркин видел сон: их трехлетняя дочка идет по краю этой самой стройки. Он бежит навстречу, спасает малышку и падает сам.

"Известие о том, что Еркин откуда-то там сорвался и попал в больницу, меня почему-то не напугала особо. Думала: ну, упал, с кем не бывает. И только услышав слово "реанимация", пришла в ужас. Для меня оно казалось синонимом смерти. Но тогда я быстро взяла себя в руки. Мы недавно поженились, у нас маленькие дети – три и годик. Он не может умереть. А все другие варианты мне казались неприемлемыми. Преодолеем", – говорит Шынар.

Она дежурила у его постели, кормила с ложки, следила за настроением. Последнее удавалось хуже: муж отчаялся. Просил оставить его. Мол, ты еще молодая, зачем тебе такая обуза. 

"Если бы она послушалась, я бы не выжил"

"Не выжил бы. В первой палате нейрохирургии были самые тяжелые пациенты. На наших глазах, бывало, умирали. Я смотрел на жену, как на сверхчеловека. Я просто лежу и изо всех сил стараюсь не сойти с ума. А она меряет мне температуру, переворачивает с боку на бок, разбирается со всеми моими трубками и постоянно строит планы на будущее… Потом массажиста нашла. Он сказал, на ноги не поставлю, но на коляску посажу. Тогда это звучало, как фантастика, ведь я даже шею не мог повернуть. Ужасы со мной творились, конечно, но уже через полгода, как и обещал, цель была достигнута", – вспоминает Еркин.

Пытался устроиться на работу… 

Еркин в коляске вот уже 18 лет. Десять из них официально работает – принимает и регистрирует документы в ЦОНе. Восемь из них Шынар работает с ним рядом. Но первые попытки приносить хоть какую-то копейку в семью мужчина стал предпринимать уже спустя год после трагедии. Сначала делал на заказ на компьютере открытки и пригласительные, потом увлекся 3D-моделированием. Но доход был так себе, поэтому мужчина подал заявку на трудоустройство в Центре занятости. И вскоре получил предложение – кассиром в… общественный туалет.

"Это туалет в центральном парке. Первая мысль была – как так? Потом подумал о детях. Буду сидеть, копейки считать. А там татешка полы моет и по совместительству принимает плату за удобства. Как она раскричалась на нас! Хлеб, дескать, отбирать пришли. Мы выскочили оттуда, как кипятком ошпаренные. А потом встретили знакомую, которая до этого советовала попробовать обратиться в ЦОН: я хорошо разбирался в Egov. Она повторила свой совет: мол, не получится – пойдешь уже в свой туалет", – смеется герой.

Так и получилось, что Габбасов устроился в спецЦОН. И кстати, недавно его повысили до главного специалиста.

Как сын заставил жить 

Еркин и Шынар родители троих детей. Первенцу Фаризе – 21 год. Кстати, супруги готовятся к свадьбе: замуж дочь выдают. Среднему будет 18, младшему – 13 лет. Да, он родился уже после трагедии.

До трагедии. Фото: из личного архива семьи Габбасовых

"Никак не могла предположить, – смеется женщина. – Вызвали на скрининг по возрасту, вот на приеме мне доктор и говорит: пятый, мол, месяц. У меня шок, слезы: да быть такого не может! Дома Еркину говорю: что людям скажем, ой-бай?! Плохое подумают ведь. Но увидела в глазах мужа покой, счастье и сразу успокоилась. Все мои тревоги вмиг сдулись до размера песчинки. И в самом деле: какая разница, что скажут люди…"

Рождение младшего сына стало для Еркина особым свидетельством его состоятельности. Он перестал возвращаться мыслями в ту роковую ночь и пытаться переставить события местами, отменить свершившееся горе. Словно в подтверждение младенец, играя, однажды вырвал у него катетер. Папа помучился месяц, но твердо решил дальше жить без него.

Фото: из личного архива семьи Габбасовых

От жвачки Love is… до мечты о роботе

Спрашиваю, правда ли Еркин отказался бы от Паралимпиады без Шынар?

"Не смог бы позволить себе подвести страну. Но точно ничего бы не выиграл", – ответил так, что вопросов не осталось.

Они влюбились друг в друга в седьмом классе. Он дарил ей жвачки Love is… и посвящал романтичные рифмы. А окончив школу, они передавали друг другу по выходным через автобус длинные письма. Удивительно, но супруги сохранили и эти послания, и стихи, и обертки от жвачек…

Сегодня Еркин шутит, что женился максимально удачно. Шынар идет с ним рука об руку, ни разу не позволив усомниться в своей преданности их браку. Устраивая все так, чтобы ему было надежно и спокойно.

Все эти годы он чувствует не просто уважение и сочувствие. Он чувствует себя любимым мужчиной.

Фото: Zakon.kz/Асель Турар

Фото: Zakon.kz/Асель Турар

А ей все в нем красиво и правильно. Она создала его мини-музей, бережно собирает медали с самых престижных спортивных площадок мира и следит за новыми роботами, которые обязательно поставят ее мужа на ноги. 

2024 год
Паралимпийские игры

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Алсу обратилась к отцу

Что важно знать казахстанцам про мобильные переводы

Гарик Харламов и Кристина Асмус поздравили дочь с днем рождения

В Бразилии завершили расшифровку черных ящиков с разбившегося близ Актау самолета

Трехлетний сын Лизы Арзамасовой и Ильи Авербуха восхитил фанатов пары