О необходимости принятия закона о рыбном хозяйстве Республики Казахстан
Актуальность и своевременность принятия закона Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании осетровых видов рыб» не может вызывать сомнений, считает заместитель директора Института государства и права КазГЮУ, к.ю.н., доцент А. Салимгерей /1/.
В Республике Казахстан основу рыбного хозяйства составляет рыбохозяйственный фонд водоемов, в состав которого входят прибрежная акватория Каспийского и Аральского морей, Балхаш-Илийский рыбопромысловый бассейн, Бухтарминское, Капчагайское, Шардаринское водохранилища, Алакольская система озер и другие водоемы общей площадью 3 млн. га.
До 1991 г. рыбное хозяйство Республики Казахстан являлось комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности. Однако, как отмечается в Программе развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2004-2006 годы, «при плановой экономике в Казахстане рыбное хозяйство было одной из высокоразвитых доходных отраслей народного хозяйства. В 1991 году объем вылова рыбы и производства рыбной продукции составлял свыше 80 тыс. тонн, в том числе прудовой - 8,8 тыс. тонн. Во всех областях были созданы рыбзаводы и рыбокомбинаты, а на Урало-Каспийском бассейне, озере Балхаш и Алакольской системе озер - производственные объединения» /2/.
Приведенная таблица № 1, подготовленная комитетом рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, наглядно демонстрирует снижение динамики улова рыб в рыбохозяйственных водоемах страны.
В числе основных причин спада общего объема улова рыбных ресурсов после распада СССР следует назвать утрату единой системы охраны, воспроизводства и использования рыбных ресурсов страны, сокращение финансирования рыбной отрасли, реорганизацию всей системы государственных органов, задействованных в данном секторе экономики. Это негативным образом сказалось на общей популяции рыбных ресурсов, объеме их вылова. Практически перестало существовать целое направление рыбного хозяйства -товарное рыбоводство. Эти проблемы на начальном этапе сказались на обеспечении продовольственной безопасности населения страны, поскольку при рекомендованной Институтом питания Академии наук Республики Казахстан норме потребления рыбы на душу населения 14 кг в год уровень среднедушевого потребления снизился до 4,3 кг в год. Вследствие этого увеличился импорт рыбной продукции в Республику Казахстан.
Причем утрата единой системы охраны, воспроизводства и использования рыбных ресурсов наиболее губительным образом сказалась на состоянии запасов осетровых, где лов шипа практически утратил промысловое значение (см. таблицу № 2) /3/.
Как известно, популяция осетровых видов рыб в акватории Каспийского моря составляет до 91% мирового генофонда этих древнейших видов рыб, основная часть которых нагуливается особенно в период размножения у побережья Казахстана. Они поистине являются национальным богатством Казахстана, однако его значение до сих пор недооценивается в республике. Между тем данный фактор может играть важную роль в экономическом развитии страны.
Таблица № 1
N п/п |
Основные рыбохозяйственные водоемы |
Годы (тыс. тонн) |
|||||
1975 |
1980 |
1986 |
1990 |
1995 |
2000 |
||
1 |
Урало-Каспийский бассейн, всего, в т.ч. осетровые |
59,4 8,2 |
50,3 8,1 |
39,3 5,9 |
43,8 1,9 |
26,7 0,57 |
21,6 0,25 |
2 |
Балхаш-Илийский бассейн |
12,6 |
12,4 |
11,8 |
11,0 |
6,6 |
3,3 |
3 |
Капчагайское водохранилище |
0,6 |
0,8 |
1,3 |
1,1 |
0,54 |
0,7 |
4 |
Алакольская группа озер |
4,7 |
3,0 |
2,5 |
2,1 |
1,4 |
0,9 |
5 |
Бухтарминское водохранилище |
12,7 |
8,5 |
7,5 |
7,9 |
6,0 |
9,3 |
6 |
Шульбинское водохранилище |
- |
- |
0,01 |
0,01 |
0,06 |
0,15 |
7 |
Шардаринское водохранилище |
1,8 |
1,7 |
1,8 |
2,5 |
1,6 |
0,36 |
8 |
Аральское море |
8,2 |
9,0 |
8,6 |
0,2 |
- |
0,3 |
Итого |
|
100,0 |
85,7 |
72,8 |
68,6 |
42,8 |
36,7 |
В соответствии с научными данными, с 1985 г. запасы осетровых на Каспии снизились почти с 30 000 тонн до менее чем 2000 тонн. Все ученые считают, что основными причинами спада численности являются нелегальный промысел и отсутствие эффективного правового регулирования деятельности в сфере управления осетровыми видами.
В настоящее время в Мажилисе Парламента Республики Казахстан находится проект закона Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании осетровых видов рыб». Данный проект закона призван обеспечить охрану и рациональное использование этих ценнейших видов рыб. Поэтому актуальность и своевременность принятия закона Республики Казахстан об охране, воспроизводстве и использовании осетровых видов рыб не может вызывать сомнений. Принятие этого закона непременно окажет положительное воздействие на процесс популяции осетровых видов рыб, позволит упорядочить процесс, связанный с рациональным использованием и освоением данных видов рыб. Это непременно должно отразиться на социально-экономической ситуации в Западно-Казахстанской области, где определенная часть населения задействована в данном процессе.
Кроме того, принятие данного законопроекта вызывает необходимость принятия закона о рыбном хозяйстве в Республике Казахстан. Как известно, в Республике Казахстан нет специального закона, которым можно было бы руководствоваться при управлении рыбным хозяйством в целом и определять единую государственную политику в данной сфере.
В настоящее время общественные отношения по использованию и охране рыбных запасов регулируются в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 октября 1993 года «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», Правилами рыболовства и добывания других водных животных в Республике Казахстан, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1996 года № 1480, Правилами закрепления, использования и охраны рыбохозяйственных водоемов, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 5 апреля 1995 года № 414 и другими нормативными правовыми актами.
Причем в новом законе, который должен стать основным нормативным актом в сфере рыболовства, должны быть четко предусмотрены компетенция и полномочия государственных органов в сфере управления рыбными ресурсами. Кроме того, новый закон должен четко регулировать такие вопросы, как порядок выдачи лицензий на рыбохозяйственную деятельность, распределение лимитов, правила рыболовства, основания прекращения права пользования, экономическое стимулирование, механизм ответственности за нарушение рыбохозяйственной деятельности и другие вопросы.
В то же время следует иметь в виду, что принятие внутреннего нормативного правового акта не может быть полным решением проблемы, поскольку оно во многом зависимо от заключения межгосударственного договора между прикаспийскими государствами по биологическим ресурсам моря.
Таблица № 2
Динамика вылова осетровых в р. Урал, тыс. т
Годы |
Севрюга |
Осетр |
Белуга |
Шип |
1983 |
6,02 |
0,04 |
0,47 |
0,12 |
1984 |
5,78 |
0,03 |
0,40 |
0,20 |
1985 |
5,22 |
0,04 |
0,64 |
0,09 |
1986 |
4,87 |
0,05 |
0,57 |
0,15 |
1987 |
3,50 |
0,05 |
0,53 |
0,22 |
1988 |
2,59 |
0,07 |
0,48 |
0,30 |
1989 |
1,72 |
0,11 |
0,40 |
0,37 |
1990 |
1,50 |
0,12 |
0,31 |
0,11 |
1991 |
1,31 |
0,15 |
0,29 |
0,14 |
1992 |
1,00 |
0,19 |
0,28 |
0,20 |
1993 |
0,55 |
0,11 |
0,39 |
0,06 |
1994 |
0,28 |
0,05 |
0,13 |
0,03 |
1995 |
0,20 |
0,03 |
0,31 |
0,02 |
1996 |
0,17 |
0,04 |
0,11 |
0,03 |
1997 |
0,23 |
0,04 |
0,09 |
0,03 |
1998 |
0,24 |
0,10 |
0,09 |
0,06 |
1999 |
0,15 |
0,04 |
0,06 |
0,03 |
2000 |
0,13 |
0,05 |
0,11 |
0,03 |
Как известно, самый основной рыбохозяйственный бассейн страны - Урало-Каспийский, на долю которого приходится примерно 40% всего улова Казахстана, является объектом межгосударственного спора Республики Казахстан с другими прикаспийскими странами. Речь в данном случае идет о прибрежной водной акватории Каспийского моря. Например, в соглашении между Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование» от 6 июля 1998 г. в статье 1 стороны определили, что дно северной части Каспийского моря и его недра при сохранении в общем пользовании водной поверхности, включая обеспечение свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды, разграничиваются между сторонами по срединной линии, модифицированной на основе принципа справедливости и договоренности сторон. К этому следует добавить, что Исламская Республика Иран не признает юридическую силу данного соглашения, поскольку оно было заключено на двусторонней основе без согласия других прикаспийских государств.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что без учета проблемы определения правового режима рыболовства в акватории Каспийского моря нельзя решить в комплексном виде вопросы устойчивого управления рыбным хозяйством страны.
Таким образом, анализ современного состояния рыбного хозяйства Республики Казахстан позволяет определить следующие основные проблемы, препятствующие его эффективному развитию:
-рост масштабов браконьерства в рыбохозяйственных водоемах;
-отсутствие эффективной нормативной правовой базы на международно-правовом и внутригосударственном уровне;
- высокий уровень физического износа и прогрессирующее моральное старение основных средств;
-отсутствие комплексного подхода по государственному управлению в развитии рыбного хозяйства Республики Казахстан и др.
Согласно Государственной программе развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2004-2006 годы предусмотрено развитие рыбного хозяйства, создание условий для сохранения ценных видов рыб и рациональное использование рыбных запасов. При этом поставлены задачи:
- усовершенствование нормативной правовой базы для эффективного развития рыбного хозяйства в современных условиях;
- увеличения рыбных ресурсов в рыбохозяйственных водоемах Республики Казахстан;
- увеличение объемов добычи рыбы в рыбохозяйственных водоемах Республики Казахстан с 36,1 тыс. тонн в 1998-2001 годах до 51,7 тыс. тонн в 2006 году;
- создания эффективной системы государственного управления рыбной отраслью.
В период 2004-2006 гг. программа предусматривает увеличение объемов добычи основных промысловых видов рыб и принятие ряда неотложных мер по сохранению генофонда редких видов рыб, сохранению и устойчивому использованию рыбных ресурсов водоемов Республики Казахстан, созданию эффективной системы государственного управления рыбной отраслью, а также совершенствование нормативной правовой базы отрасли.
Безусловно, принятие государственной программы по развитию рыбного хозяйства Республики Казахстан является эффективной мерой по развитию рыбного хозяйства Республики Казахстан, поскольку позволит четко определить:
- конкретные цели, пути и механизмы их реализации;
- адресность мероприятий и заданий, сроки и последовательность их реализации, ориентацию деятельности исполнителей на достижение программных целей;
- достижение согласованности с другими программами;
- сбалансированность финансовых, трудовых и технических ресурсов и источников их обеспечения;
- создание необходимых условий для перехода рыбного хозяйства к рыночным механизмам управления;
- подготовить необходимую нормативно-правовую основу.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что развитие рыбного хозяйства в Республике Казахстан должно решаться в общем контексте социально-экономического развития Республики Казахстан с выделением основных этапов его развития.
Поэтому те задачи, которые определены в программе, в полной мере могут быть решены только в условиях комплексного подхода к государственному управлению развития рыбного хозяйства Республики Казахстан, создания эффективной системы управления отношений во всем рыбохозяйственном комплексе страны.
С этой целью необходимо принять концепцию развития рыбного хозяйства Республики Казахстан до 2015 года, содержанием которой должны охватываться 3 этапа.
Первый этап (2007-2009 годы)
В данный период следует полностью завершить создание необходимой нормативной правовой базы по управлению рыбным хозяйством страны. Динамика развития переговорного процесса по режиму рыболовства позволяет с высокой долей уверенности предположить, что на данном этапе прикаспийские государства примут единое межгосударственное соглашение по рациональному использованию биологических ресурсов Каспийского моря, которое послужит основой для разработки внутригосударственных правовых мер по вопросам рыбных ресурсов Урало-Каспийского бассейна. Так можно говорить потому, что проект соглашения по биологическим ресурсам Каспийского моря на сегодняшний день является самым согласованным среди других международно-правовых актов прикаспийских государств. Помимо отмеченного, потребуется заключение пакета и других международных соглашений по использованию и охране трансграничных водных ресурсов.
Второй этап (2010-2012 годы)
В этот период должна произойти стабилизация развития рыбного хозяйства на основе достижений научно-технического прогресса, включая развитие высокотехнологичных производств. Должна быть, кроме этого, создана и развитая рыночная инфраструктура на основе интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Третий этап (2013-2015 годы)
На третьем этапе Республика Казахстан планирует войти в число 50 наиболее развитых государств мира. Следовательно, исходя из критериев развитых государств мира, в Республике Казахстан к данному периоду должны быть полностью созданы условия для устойчивого развития рыбного хозяйства государства. Не случайно в Послании Президента Республики Казахстан от 1 марта 2006 г. «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» отмечено, что Казахстан находится на пороге «нового рывка вперед в своем развитии». В пп. 1.1 данной стратегии также отмечено, что в Казахстане необходимо сделать ставку на создание и развитие производств, ориентированных на экспорт конечных продуктов; совместных предприятий в области нефтегазового, транспортного и других подотраслей машиностроения, металлургии, химии, агропромышленной сферы /4/.
В заключение еще раз следует отметить, что критерии и темпы развития рыбного хозяйства Республики Казахстан до сих пор не оценены должным образом соответствующими официальными органами. Между тем это перспективная и приоритетная задача, от успеха реализации которой во многом зависит социально-экономическое развитие страны. Претворение в жизнь вышеназванной задачи требует формирования комплексного подхода к государственному управлению развитием данного сектора экономики.
Литература
1. Вестник Института законодательства РК. 2006 г. № 3.
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2003 года № 1344 «Об утверждении Программы развития рыбного хозяйства Республики Казахстан на 2004-2006 годы» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 03.12.2004 г. № 1259).
3. Состояние запасов промысловых объектов на Каспии и их использование. Астрахань: КаспНИРХ, 2001. С. 96. 409 с.
4. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана (Астана, 1 марта 2006 года).