Корреспондент Zakon.kz осмотрел достопримечательности Байконыра.
Тур в "звездный городок" можно смело назвать интеллектуальным. Для умного туриста Байконыр – это прежде всего большой колоритный памятник советской эпохе под открытым небом. Здания здесь прекрасно сохранились, как и десятки скульптур, бюстов и малых архитектурных форм. Большинство из них посвящены покорителям космоса, но есть и ряд просто замечательных объектов, не связанных с освоением космического пространства. Среди них – транспортные средства, когда-то исправно служившие людям, а потом оставленные на память горожанам и гостям города.
Железная дорога
Немногие знают, что на космодроме "Байконур" есть своя железнодорожная сеть: 400 километров путей, 15 железнодорожных станций, 33 маневровых района и более 40 переездов. Существует она с самого начала истории космодрома, по ней перевозят грузы и пассажиров. В основном работников – из Байконыра на космодром, расположенный в степи за десятки километров.
В эксплуатации на местной железной дороге 50 пассажирских вагонов, восемь тепловозов, грузовые и специальные вагоны. А у железнодорожной станции "Городская" в городе Байконыре, на пересечении улиц Янгеля и Абая, в качестве исторической достопримечательности установлен на постамент паровоз Эу-709-81.
Фото: Zakon.kz/Лина Малахова
Доступ
к нему свободный: можно сфотографироваться на фоне этого мощного транспортного
средства, потрогать его. Прекрасное состояние памятника, внешний вид паровоза
постоянно поддерживают.
В свое время паровоз Эу-709-81 эксплуатировали на космодроме. Потом он попал на "кладбище" вышедшей из строя техники. А в 2005 году локомотив отреставрировали сотрудники предприятия "Космотранс" и установили на постамент в честь 50-летия железной дороги космодрома.
Железная дорога на космодроме появилась в 1955 году, тогда паровозы использовали в локомотивных депо по всему миру. Байконурский Эу-709-81 построили в 1930 году – это немой свидетель самого начала эпохи освоения казахстанских земель, где сейчас расположен знаменитый космодром.
Первым делом самолеты
Есть у космодрома "Байконур" и свои аэродромы. Еще две популярные достопримечательности города Байконыр – настоящие самолеты. Их уже вывели из эксплуатации, но отреставрировали и поставлены на открытых площадках на обозрение туристам и на радость детворе.
Фото: Zakon.kz/Лина Малахова
Первый
самолет – просто уникальный, любой музей транспорта мечтал бы о таком экспонате. Это настоящий Ли-2, то есть двухмоторный пассажирский и транспортный
самолет конструкции Лисунова. Он установлен на постаменте в специально
отведенном под памятник сквере на пересечении улиц Янгеля и Сейфуллина.
"Это памятник большому труженику космодрома – Ли-2 активно использовали в период строительства и становления космодрома. Внедрение и серийное производство этого самолета началось в СССР с 1938 года по лицензии с обозначением ПС-84, а с сентября 1942 года уже под маркировкой Ли-2, по имени главного инженера авиазавода Бориса Павловича Лисунова, руководившего внедрением этого транспортного средства", – рассказал пенсионер Виталий Ким из города Байконыр.
Фото: Zakon.kz/Лина Малахова
Ли-2 хорошо себя зарекомендовал как пассажирский и транспортный самолет. Его широко использовали, ценили за надежность, экономичность и простоту в
эксплуатации. Самолет применяли в Великой Отечественной войне для самых
разнообразных перевозок на фронте и в тылу. Отдельные Ли-2 использовали до 80-х
годов, это один из самых долговечных самолетов мира. Таких самолетов в СССР выпустили несколько тысяч.
Еще один транспортный самолет Ан-12 установлен в Байконыре как достопримечательность в сквере авиаторов в седьмом микрорайоне. Это советский военно-транспортный самолет. Благодаря высокой проходимости шасси он может взлетать с самых разных аэродромов: грунтовых, заснеженных, ледовых.
Фото: Zakon.kz/Лина Малахова
Ан-12 активно применяли в военных целях и в чрезвычайных
ситуациях для переброски военной техники и личного состава. Его использовали
также для пассажирских и грузовых перевозок, поиска космических объектов. С его помощью искали экипажи пилотируемых космических кораблей и воздушные суда, терпящие
бедствие.
"Козлик" и мотик
Еще две достопримечательности, посвященные будням советской милиции, просто обожают туристы, прибывающие в Байконыр. Особенно мужчины – ведь это мотоцикл и автомобиль. Памятник первому советскому милицейскому автомобилю ГАЗ-69 в Байконыре открыли по инициативе управления МВД России на комплексе "Байконур" сравнительно недавно, четыре года назад. Установлена машина во дворе этого ведомства.
Фото: Zakon.kz/Лина Малахова
У
модели автомобиля ГАЗ-69 интересная история. "Козлик", как называли это авто в СССР, стоял на горьковском, а затем
ульяновском конвейере всего два десятилетия, но захватил три разные эпохи. Его начали производить при Сталине, юность и зрелость "козлика" пришлись на "оттепель", застал он и брежневскую
эпоху "развитого социализма".
Грузопассажирский внедорожник хорошо зарекомендовал себя в советской милиции. На задание в нем могли выехать восемь милиционеров. Было куда посадить служебную собаку и положить ящики с инструментами для криминалистов.
Фото: Zakon.kz/Лина Малахова
Полный
привод позволял преследовать правонарушителей по снегу и бездорожью. Окна у
милицейских "газиков" уменьшили настолько, чтобы взрослый человек не
мог в них пролезть. Со временем брезентовый верх заменили на
цельнометаллический – чтобы было надежнее перевозить задержанных. В некоторых
отделениях милиции такие машины использовали до 80-х годов.
Еще один памятник во дворе здания УМВД России на комплексе "Байконур" – милицейский мотоцикл.
"На постамент установлен милицейский мотоцикл, основой модели которого послужил мотоцикл серии "Урал-3" образца 1976 года. По распоряжению Министра внутренних дел СССР Щелокова тогда была введена специальная яркая окраска милицейских автомобилей и мотоциклов, комбинированная, желтого и синего цветов", – рассказали в российском УМВД на комплексе "Байконур".
Фото: Zakon.kz/Лина Малахова
Тяжелый мотоцикл с
коляской в течение многих лет оставался основным рабочим транспортом советских
милиционеров. Сотрудники патрульно-постовой службы объезжали на таком транспорте городские кварталы и парки. Инспекторы ГАИ патрулировали на мотоциклах
автомобильные дороги.
В одной и той же коляске приходилось возить то нетрезвых, то правонарушителей, то следователей и оперативников. Полицейские говорят, что применять мотоциклы в милиции перестали, потому что управлять ими в дождливую и холодную погоду трудно. Но главная причина, по которой милицейские мотоциклы ушли в прошлое, – прогресс. Транспортный парк стражей порядка постоянно обновляется.